Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Всякому лесу на земле место»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шульмина Екатерина Викторовна

Цель: Расширение и систематизация знаний о природных зонах лесов.

Задачи:

Коррекция недостатков речевого развития:

- активизировать и обогащать словарь по теме «Лес. Деревья»;

-закрепить умение  употреблять в речи предлоги в, на;

-употреблять в речи существительные ед. числа и существительные мн.ч. в   родительном падеже;

- закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

-использовать в речи сложные предложения с союзом а.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Всякому лесу на земле место»

                                                            ( подготовительная группа) 

Цель: Расширение и систематизация знаний о природных зонах лесов.

Задачи:

Коррекция недостатков речевого развития:

- активизировать и обогащать словарь по теме «Лес. Деревья»;

-закрепить умение  употреблять в речи предлоги в, на;

-употреблять в речи существительные ед. числа и существительные мн.ч. в   родительном падеже;

- закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

-использовать в речи сложные предложения с союзом а.

Восприятие художественной литературы:

формировать целенаправленное восприятие и анализ текстов Г.Снегирева «Карликовая береза», «Лиственница», «Береза», «Кедр», «Сосна».

Познавательно-исследовательская деятельность:

-формировать представления о взаимосвязях и взаимозависимости деревьев со средой обитания;

-воспитывать бережное отношение к природе;

-развивать операции мышления  (сравнение, исключение, обобщение, анализ, внимание, слуховая   память.)

Двигательная деятельность:

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма речи.

Оборудование: наборы шишек, плодов; карточки с  изображением животных и птиц; маска совы; камни с символами; мультимедийная установка; презентация на тему; игрушка Лесовик; накидки с символикой «?; энциклопедии; пейзажи с изображением разных видов леса; ватман, клей, ножницы, буквы, картинки для коллажа; медали «Знатоки леса».

Предварительная работа: чтение рассказов Г.Снегирева; энциклопедии М.Корниловой; загадки о деревьях.

Ход непосредственной  образовательной деятельности

Орг. момент:

Педагог:

Мы друг к другу повернёмся и все дружно улыбнёмся,

Станет ясно всем вокруг, ты мой друг и я твой друг.

Мотивационно – ориентировочный:

 Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Старичок – Лесовичок. Он рассказал мне о том, что в его лесу случилось беда. Злой волшебник забрал из его леса все деревья! Животные и птицы в тревоге, они остались без корма и жилищ. Лесовичок просит  помочь все вернуть на свои места. Как вы считаете, будем мы помогать Лесовику или оставим всё как есть? (дети соглашаются помочь).

Когда мы с вами решаем какую-то проблему, или изучаем какой – либо вопрос, мы с вами становимся исследователями. Ну, что преступаем? ( Дети надевают  накидки со специальной символикой). Для того чтобы лес нас принял, нам необходимо его поприветствовать и настроиться на работу

Пальчиковая гимнастика «Лес» (звучит фонограмма «Звуки леса»)

Дети:            Здравствуй лес,  дремучий лес,

                        Полный сказок и чудес.

                        Ты о чем шумишь листвою

                        Ночью темной, грозовою?

                        Что нам шепчешь на заре

                         Весь в росе, как в серебре?

Поисковый этап:

Логопед: Мы живём на большой планете Земля. Леса растут неравномерно по всей поверхности Земли. В каждой климатической зоне растут свои деревья и леса. Нам придётся разобраться о каких лесных зонах идёт речь. Нам не обойтись без помощи. Кто в лесу может быть самым умным. Какое живое существо с древних времен считают символом мудрости и упоминают в сказках. (Сова) Может быть, она нам подскажет с чего начать.

(Не подалеку изображен уголок леса. На встречу к детям выходит сова)

 Воспитатель (в маске совы): Здравствуйте, юные исследователи! Задавайте свои вопросы. ( Дети рассказывают о проблемной ситуации.) Я и сама люблю получать новые знания, ответы  нахожу в разных местах. Как вы думаете, где мы можем найти информацию? (версии детей) Есть у меня волшебные камни, они вам подскажут (На камнях изображены символы: компьютер, книга, ладонь.)

Логопед: Замечательные подсказки! Воспользуемся первой подсказкой, тем более что компьютер у нас под рукой.

 Слайд 1  «Виды разных лесов»  - тайга, тундра, смешанный лес,  лиственный лес. Логопед вместе с детьми выясняет,  по каким  признакам определяются виды лесов.

Логопед: На следующем камне изображена книга. Есть такие книги, которые называются энциклопедии, в них можно прочитать любую информацию.

Игра «Угадай дерево»

Логопед: Ребята, сейчас я буду читать отрывки из рассказов, которые мы с вами читали, а вы догадайтесь, о каком дереве идет речь.

*Листья у нее с копейку, ветки толщенной с карандаш, а сама она чуть выше колена, и кора у нее черная. ( Карликовая береза)

*Это очень древнее дерево. Окаменелая смола этого дерева называется янтарем. ( Сосна)

*Это дерево является символом Нового года. Это дерево круглый год зелёное. (Ель)

 *Это – кормилец тайги. Осенью лазают по нему бурундуки, набивают защечные мешки мелкими орешками. ( Кедр)  

*У нее белый ствол и клейкие листочки, ветер сдувает желтую пыльцу с сережек.  ( Береза)

 ( Перед детьми лежат изображения деревьев, они угадывают названия дерева и прицепляют его в ту лесную зону, в которой оно произрастает, называя  его в уменьшительно – ласкательной форме)

Игра «Какое дерево лишнее?»

Логопед: Подумай, исключи, расскажи и покажи.

(клён, рябина, ель, осина), (сосна, кедр, берёза, лиственница)

 Слайд 2  «Сигнал тревоги»  (изображение совы)

Логопед: Что – то случилось! Мудрой сове нужна наша помощь.

( Дети снова возвращаются к сове)

Сова: Ребята, мне срочно нужна ваша помощь.  Я летаю по лесу только ночью и не знаю, как выглядят плоды разных деревьев. Помогите, их срочно нужно вернуть в лес, (перед детьми лежат желуди, шишки ели, сосны, кедра, семена клена, ягоды рябины и т.д.) Давайте их сложим в волшебную корзинку Лесовика, что бы они оказались в лесу.

Логопед: Вот мы с вами и использовали третий камень! Рассмотрели самые настоящие семена растений, ощутили их запах, тепло, потрогали на ощупь.

Посмотрите, как повеселел наш Лесовичок! Мы помогли вернуть все деревья на свои места. Лес нужно беречь и охранять, ведь деревья приносят очень большую пользу. Как мы можем помочь в сохранении лесов. Все должны знать правила поведения в лесу!

Практический:

Дети совместно с педагогами приступают к изготовлению коллажа

«Береги лес!»

Рефлексивно – оценочный

Лесовичок вручает детям медали «Знатоки леса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «сказка Репка». Возрастная группа: первая младшая 2-3 года. Место проведения: МБДОУ комбинированного вида №138 «Дюймовочка» Вид занятия:интегрированное Дата проведения: 30 марта 2013 г. Дли

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «сказка Репка».Возрастная группа: первая младшая 2-3 года. Место проведения: МБДОУ комбинированного вида №138 «Дюймовочка» Вид занятия:интег...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!» 2 младшая группа

План-конспект НОД на тему «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»2 младшая группаИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!» 2 младшая группа

Структурное  подразделение  государственного  бюджетного  общеобразовательного  учреждения  Самарской  областисредней  общеобразовательной  школы  № 1...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Наша планета – Земля!» для старшей группы

Образовательные области: Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с Солнечной системой. Дать представление о том, что Земля – уникальна и такой разнообразной жизни нет ни на какой другой...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Чудеса осеннего леса» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ. Тема: «Чудеса осеннего леса» для детей старшего дошкольного возраста...