Разные, но равные (Инклюзия в образовании)
учебно-методический материал на тему

Светушкина Юлия Анатольевна

     Доклад учителя-дефектолога МБДОУ «Детский сад №118»

                   Светушкиной Ю.А. «Разные, но равные»

        Нет ничего особенного в том, что в этот мир рождается ребенок. И даже если он рождается другим, или другим совсем? Почти всегда говорят, что перспектив нет, что обычная жизнь не для этого ребенка. К сожалению, прежде всего по вине нашего общества, часто у родителей особых детей возникает бремя вины, они думают, что надо скрыть своего ребенка от общества. Как объяснить родителям, что ребенка не нужно прятать в четырех стенах, что для развития ребенка очень важно взаимодействовать с другими, быть в обществе?

– Все дети хотят учиться. Все дети хотят развиваться. Все дети хотят чувствовать, воспринимать, думать и вспоминать. Выготский отмечает, что развитие происходит по общим законам. Закон онтогенеза действует на всех детей, поэтому такой концепт подходит и для обычных детей, и для детей особенных. Становление новых психических систем подчиняется общим психическим законам для всех детей. И ребенок не сможет жить без образования новых функциональных систем.

  Можно сказать что каждый ребенок индивидуален! И внутри одного нарушений нет двух одинаковых детей. Поэтому и работа с этими детьми должна строиться от личности каждого ребенка в отдельность, а не от клиники диагноза в целом.     

   Сегодня в России только начинается путь по внедрению инклюзивного образования, и, конечно, препятствий будет много. Ожидается и негативная реакция родителей, и неумение обычных учеников принимать особых детей, и ошибки педагогов, недостаточно обученных, а главное – пока мы будем проходить этот путь, те самые дети, для которых устроена инклюзия, будут страдать.

  В рамках дошкольного образования уже есть примеры внедрения инклюзии. Школа должна быть готова к тому что дети с особенностями в развитии, посещающие массовую или коррекционную группу могут прийти в массовую школу.

  У нас нет специальных программ для преподавателей, которые могли бы с новыми знаниями включиться в процесс инклюзии, – материалов, методических книг для преподавателей и так далее. Пока всё, что у нас есть – это желание.

Отметим принципы инклюзивного образования:

·        Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

·        Каждый человек способен чувствовать и думать;

·        Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

·        Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

·        Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При обучении детей с особенностями в развитии необходим нестандартный подход:

·                   Учет их особого темпа работы и трудности в организации внимания;

·                    Устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места;

·                   Устойчивый порядок занятий.

  Центральное место в работе любых специалистов с детьми с ОВЗ должно занимать привлечение внимания ребенка. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, менять интонацию и использовать приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.). Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Необходимо активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Ребенок должен слушать, смотреть, проговаривать и т.д. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания.

  Теоретическим концептом для работы с детьми является теория становления функциональных систем мозга. В ее основе лежит теория Льва Семеновича Выготского об этапах психического развития от младенца до подростка. Выготский говорит, что человек является единством чувства, восприятия, мышления и воспоминания. Именно эти четыре ступени психического развития должны учитываться при ведении инклюзивного занятия.

 Первая ступень – почувствовать, на вторую ступень нужно поставить – восприятие, третья ступень - символизации, четвертая - абстракция, Наша цель заключается в том, чтобы все дети, которые находятся на уроке, могли почувствовать, воспринять, подумать и вспомнить о предмете урока. То есть пройти все четыре ступени психического развития, о которых мы говорили. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обуче­ния решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

 В своей работе мы используем ряд приемов, заданий, д/и, которые могут быть использованы учителями, логопедами, психологами и дефектологами. Это определение изменений в ряду предметов, нахождение «выпавшей», «лишней» картинки; нахождение недостающей детали, запоминание 5- 7 предметов, нахождение сходств и отличий между предметами.

 Предлагаю ряд игровых упражнений, которые могут использоваться в работе по развитию восприятия, памяти, мышления детей.

Восприятие: Д/и «Узнай, кто нарисован». «Составь целое из частей». «Чудесный мешочек». «Скажи, что ты слышишь ».

 А так же: «Лабиринты» «Парные изображения», «Читаем по губам», «Рисование по клеточкам», «Зеркало».

Память: «Запомни и положи», «Что пропало?», «Чем отличаются?», «Повтори за мой действия».

 Мышление: «Чего не хватает у предмета?», «Разложи предметы», «Будь внимательным», «Чем похожи и чем отличаются?», «Подбери пару к слову»,  «Разложи картинки по группам», «Закрой лишнюю картинку», «Нарисуй и зачеркни», «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак», «Как это можно использовать?», «Смысловые ряды».

 Для каждого ребенка на любой стадии психического развития важно уметь показывать, что он хочет, что ему нравится.

 Мы должны им предложить такие занятия, в рамках которых всё это возможно.

 Наиболее перспективной формой школьного обучения ребенка c ОВЗ-постепенная, индивидуально дозированная нагрузка, включающая и специально поддерживаемую интеграцию в группу или класс детей.

 В заключении своего выступления хотелось бы сказать: только работая вместе мы сможем добиться положительных результатов в нашей работе. Особенные дети становятся не особенными для общества, привычными и нормальными для восприятия и тогда мир становится другим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Разные, равные2.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разные , но равные Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 118» : Светушкина Ю . А .

Слайд 2

Все дети хотят учиться. Все дети хотят развиваться. Все дети хотят чувствовать, воспринимать, думать и вспоминать.

Слайд 3

Каждый ребенок индивидуален Внутри одного нарушений нет двух одинаковых детей. Работа с этими детьми должна строиться от личности каждого ребенка в отдельность, а не от клиники диагноза в целом.

Слайд 4

Что лучше для ребенка с ОВЗ? Общеобразовательная Индивидуальное школа обучение Надомное обучение Специальный класс

Слайд 5

Принципы инклюзивного образования Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Слайд 6

При обучении детей с особенностями в развитии необходим нестандартный подход: Учет их особого темпа работы и трудности в организации внимания; Устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места; Устойчивый порядок занятий.

Слайд 7

На что обратить внимание в работе любых специалистов с детьми с ОВЗ Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, менять интонацию и использовать приемы неожиданности . Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Необходимо активизировать работу всех анализаторов . Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания.

Слайд 8

Четыре ступени психического развития Чувство Восприятие Мышление Абстракция

Слайд 9

Восприятие :

Слайд 10

Память:

Слайд 11

Мышление:

Слайд 12

Наиболее перспективной формой школьного обучения ребенка c ОВЗ-постепенная, индивидуально дозированная нагрузка, включающая и специально поддерживаемую интеграцию в группу или класс детей.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы все разные, но равные...

Конспект занятия по русскому языку в старшей группе на тему:«Мы все разные, но мы все равные»...

Буклет для родителей "Все разные.Все равные."

Буклет для родителей "Все мы разные! Все равные" разработан  с целью привлечения внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, а также изменения устоявшегося мнени...

Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.

Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....

Тренинг с педагогами "Мы разные, мы равные, мы вместе" 15.11.2013

Тренинг с педагогами "Мы разные, мы равные, мы вместе" 15.11.2013...

Неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» в средней группе №21

В рамках недели инклюзивного образования "Разные возможности - равные права" ребята узнали о том, что не все люди имеют возможность жить так же, как все. Что кому - то в этом мире нужна наша...

Неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» в средней группе №21

В рамках недели инклюзивного образования дети узнали, что не все люди на земле могут жить так, как они. Есть люди, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке......

Неделя инклюзивного образования «Разные возможности - равные права»

С 08.04.2024г по 12.04.2024г в ДОУ проводилась неделя инклюзивного образования «Разные возможности - равные права». Цель проведения такой недели - формирование инклюзивной культуры и ...