Программа дополнительного образования по музыкальному воспитанию "ДоМиСолька"
рабочая программа (старшая группа) на тему
обучение нотной грамоте,первые уроки на фортепиано, развитие чувства ритма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нотная грамота | 79.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» _____________Ю.А. Ростовщикова Приказ № ___ от «____» ________2016 г. | |
Принято педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» Протокол № __от «___» _______2016г. | |
Музыкальный руководитель:
Баева И. И.
Надым 2016
Структура программы
№ п/п Разделы и содержание программы
- Целевой раздел образовательной программы
- Пояснительная записка ----------------------------------------------------------------------------------------------- 3
- Цели и задачи реализации Программы ---------------------------------------------------------------------------- 4
- Принципы и подходы к формированию Программы ----------------------------------------------------------- 5
- Планируемые результаты усвоения программы ----------------------------------------------------------------- 5
- Содержательный раздел образовательной программы
- Структура организации деятельности ----------------------------------------------------------------------------- 6
- Основные формы и методы работы на занятии. ----------------------------------------------------------------- 7
- Система оценки результатов освоения Программы --------------------------------------------------------------8
- Организационный раздел образовательной программы
- Организация занятий ---------------------------------------------------------------------------------------------------9
- Учебный план ------------------------------------------------------------------------------------------------------------9
- Материально – техническое обеспечение программы -----------------------------------------------------------10
- Список литературы ------------------------------------------------------------------------------------------------------11
Приложения
Приложение №1 Перспективный план работы ----------------------------------------------------------------------------------12
Приложение № 2 Диагностическая карта -----------------------------------------------------------------------------------------21
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования по музыкальному воспитанию «ДоМиСолька» разработана музыкальным руководителем Баевой И.И. в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Мин.обр.науки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Программа «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Т. Э. Тютюнникова
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.
Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, я увидела и услышала, что многие не умеют использовать музыкальные инструменты по своему прямому назначению, хотели сыграть песенку, но не знают нотной грамоты.
Как показывает практика, объем времени отведенный на реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлению «Музыкальна деятельность» не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
С этой целью разработан программа дополнительная образования «ДоМиСолька» для детей старшего дошкольного возраста. Данная программа предназначена для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального творчества.
Детское музицирование и веселое сольфеджио для малыша расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
1.2 Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: Раскрывать музыкальные и творческие способности через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах, сформировать профессиональные музыкальные навыки игры на фортепиано в дошкольном возрасте.
Задачи программы:
Обучающие:
- Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
- Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
- Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
- Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
- Уметь слышать свою партию в многоголосной фактуре.
- Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра (ансамбля).
- Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
- Обучение элементарной нотной грамоте.
Развивающие:
- Развивать тонкость и чуткость музыкального слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
- Развивать мотивацию ребенка к познанию и творчеству.
- Развивать чувство ритма.
- Развивать вокально –интонационные навыки одноголосного пения.
- Сформировать желания дальнейшего музыкального обучения.
Воспитательные:
- Формирование средствами музыкального искусства любви к музыкальным традициям родного края и к классическому наследию мирового музыкального искусства.
- Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
- Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
Настоящая программа разработана с учетом принципов построения программы:
1.. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.
2. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях.
3. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.
4. Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
5. Принцип креативности (организации творческой деятельности).
6. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.
7. Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
1.4. Планируемые результаты усвоения программы.
Контроль за качеством усвоения материала проводиться в форме мониторинга (начало и конец года) и контрольно - итоговые занятия (январь, май), мини – концерт, как самих воспитанников, так и семейное музицирование.
В результате занятий дошкольники должны:
- знать названия инструментов и правила их хранения;
- уметь различать на слух тембры инструментов и осознавать их выразительную сущность;
- овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте;
- осознавать выразительность музыкальных средств и владеть способами их передачи в инструментальном исполнении;
- овладеть навыками ансамблевого исполнения, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения товарищами различных партий в несложных хорошо знакомых произведениях;
- знать расположение нот на фортепиано и уметь исполнять небольшие попевки на звуковысотных инструментах;
- уметь ориентироваться в записи несложных партитур и грамотно прочесть свою партитуру.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Структура организации деятельности.
Музыкальное занятие состоит из трех тематических разделов (групповое) и музицирование на фортепиано (индивидуальное) .
«Элементарные музыкальные знания (веселое сольфеджио)» - изучении элементарных музыкальных понятий: регистр, длительности нот, темп, динамика, и т.д., название нот, расположение на нотном стане, музыкальные попевки, умение проигрывать ритмические формулы.
«Знакомство с детскими музыкальными инструментами (приемы игры, игра в оркестр)» - знакомство с различными инструментами, историей создания, обучение приемам игры на инструменте, разучивание музыкальных партий, умение играть в ансамбле (оркестре), музыкально-дидактические игры, музицирование.
«Развитие чувства ритма. Творческое задание» - упражнения на развития чувства ритма, ритмодикломация стихов, инструментальная импровизация, озвучивание р.н. сказок, танцевальные композиции с инструментами и т.д.
«Музицирование на фортепиано» - постановка корпуса, обучение игре на фортепиано, исполнение простейших пьес (попевки) на инструменте.
2.2 Основные формы и методы работы на занятии.
Формы организации на занятии:
- Фронтальная (одновременная работа со всей группой учащихся).
- Индивидуально – фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- Групповая (организация работ в группах).
- Индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий).
Методы используемые на занятии:
- Словесный (устное изложение, беседа, лекция)
- Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, использование пособий, показ педагогом образцы выполнения).
- Практический (выполнение задания по инструкции, образцам, карточкам).
- Проблемно – поисковый (поиск ребенком намеренно допущенной педагогом ошибки).
- Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр).
- Репродуктивный (воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Исследовательский (самостоятельная творческая работа воспитанников).
Приложение №1 Перспективный план работы.
2.3 Система оценки результатов освоения Программы
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку и разделить на количество параметров. Этот показатель необходим для проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения дополнительной программы.
Приложение № 2 Диагностическая карта.
Ожидаемый результат:
- Развитие внимания, мышления, воображения, чувства ритма, художественно – эстетический вкус, творческие способности и фантазии.
- Улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков общения и работы в коллективе.
- Освоение теоретических знаний музыкальной деятельности: музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады - мажор, минор, нотоносец, скрипичный ключ, название нот, длительности, доли, затакт, динамические оттенки и т.д.
- Овладение специальными умениями и навыками: правильное певческое дыхание (спокойных вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам), распевное и связное пение, интонирование простейших попевок (со словами с гармонической поддержкой педагога) в пределах первой октавы.
- Овладение навыками игры (различные приемы звукоизвлечение) на детских музыкальных инструментах (соло и в оркестре).
III Организационный раздел
3.1 Организация занятий.
Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.
НОД проводятся 2 раза в неделю (групповое и индивидуальное) в соответствиями с требованиями СанПина -2.4.1.3049-13
Объем учебной нагрузки: 32 недели
3.2 Учебный план.
№ п/п | Тема занятий | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
Обучение игре на инструменте фортепиано | ||||
2 | Беседа об инструменте фортепиано (история создания, устройство) | 1 | 1 | |
3 | Постановка рук и корпуса | 1 | 1 | |
4 | Звукоизвлечение (упражнения) | 1 | 1 | |
5 | Разучивание нот и музыкальных попевок на инструменте | 26 | 26 | |
6 | Музицирование (контрольное занятие) | 1 | 1 | |
Музыкально-теоретическая подготовка | ||||
7 | Основы музыкальной грамоты | 8 | 8 | |
8 | Развитие музыкального слуха, чувства ритма | 8 | 8 | |
9 | Знакомство с музыкальными инструментами | 8 | 8 | |
10 | Ансамбль (музыкальный оркестр) | 8 | 8 | |
11 | Итоговое занятие (концертная деятельность) | 1 | 1 | |
Итого | 64 | 19 | 45 |
3.3 Материально-техническое обеспечение программа
Технические средства:
- Электронное фортепиано музыкального зала.
- Музыкальный центр.
- Ноутбук.
- SMART- доска
- Нотный стан (магнитная доска), нотки (магниты).
- Мольберт.
Методическое сопровождение программа:
- Иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;
- Раздаточный материал для НОД по ознакомлению с ритмом;
- Музыкально-дидактические игры;
- Музыкальные инструменты сделанные «своими руками»;
- Картотека загадок о музыкальных инструментах;
- Картотека упражнений для развития чувства ритма
- Сказки о музыкальных инструментах
- Сказки - шумелки
- Презентации о музыкальных инструментах.
- СD c обучающим материалом «Сольфеджио для малышей»
- Интернет ресурсы.
3.4 Список литературы:
- Т.Э. Тютюнникова Тутти: «Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста». – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012 г.
- Т. Э Тютюнникова «Веселая шарманка» шумовой оркестр для детей. – Москва, 2008г.
- Т. Э Тютюнникова «Доноткино» ч.1 и ч.2.- Педагогическое общество России Москва, 2005г.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей: изд. «Композитор» СПб – 2005г.
- О. Иванова. «Новый музыкальный букварь». – Ростов – на – Дону «Феникс» - 2007г.
- И. Королькова «Крохе-музыканту» Нотная азбука для самых маленьких ч.1 - Ростов – на – Дону «Феникс» - 2006г.
- Н.Г. Кононова «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах». – 1990г.
- О.Н. Нацвина «Путешествие паровозика Тимошки», СПб Детство-пресс – 2013г.
- Е. Леонтьева «Музыкальный букварь», Саратов «Лицей» - 1999г.
- Интернет-ресурсы:
- https://yandex.ru/video/search?filmId=16342687986950585332&text=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BE%20%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B5%20%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8
- https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=1085934476558492964&text=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B
- https://yandex.ru/video/search?filmId=7081083622150858940&text=%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%85%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D1%85
- https://yandex.ru/video/search?filmId=1997747916623620378&text=сольфеджио%20скрипичный%20ключ%2C%20ноты%2C%20нотоносец
- https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BC%20%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8
- https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BE%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C
- https://yandex.ru/video/search?filmId=6186731556255083016&text=сольфеджио%20восходящие%20и%20низходящиезвуки
- https://yandex.ru/video/search?filmId=17503140447749369548&text=%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE
- https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BE%20%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8F
- https://www.youtube.com/watch?v=IcBsaXRmw1g&feature=youtu.be
и т.д.
Приложение № 1
Перспективный план работы «ДоМиСолька»
Октябрь
Элементарные музыкальные знания (веселое сольфеджио) | Знакомство с детскими музыкальными инструментами (приемы игры, игра в оркестр) | Развитие чувства ритма. Творческое задание. | Музицирование на фортепиано (индивидуальная работа) |
Музыкальные и шумовые звуки -привести свои примеры шумовых и музыкальных звуков Высокие и низкие звуки (регистры) Длинные и короткие звуки (ритмические животные: ежик, лев, крокодил) (Пример: И. Каплунова «Этот удивительный ритм» карточка Л) | Погремушка, маракас, шаршунок
- встряхивание, - удар по ладошке, -удар ножкой инструмента по полу (столу) Дидактическая игра: «На каком инструменте играю?» -учить детей различать на слух звучание инструментов Игра в оркестр: «Полька» М. Глинки -разучивание партий звучащими жестами, шлепки по коленям, хлопки, притопы, одновременно притоп и шлепок - исполнение с инструментами (Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка» стр.24) |
- хлопками, - шлепками, - на инструменте 3. Ритм в стихах «Барабанщик», проговаривать и прохлопывать стихи по показу педагога, придумывать различные двигательные комбинации. (Пример: И. Каплунова «Этот удивительный ритм» стр.19) Ритмические упражнения | Знакомство с инструментом фортепиано. История создания. Устройство инструмента. Посадка за инструментом. Постановка ног, корпуса, рук. Упражнения «Волшебный круг», «Радуга», «Киска» Звукоизвлечение. Упражнения «Серебренное копытце», «Листопад», «Шмель» |
Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир |
-Уметь определять музыкальные и шумовые звуки на слух, -Определять регистры: высокий-средний-низкий, -Уметь читать ритмические цепочки | - Уметь свободно, без напряжения играть разными приемами на инструменте. -Различать тембр инструментов на слух -Уметь начинать и заканчивать игру в оркестре одновременно | -Уметь легко повторить заданный ритмический рисунок, -Импровизировать , проявлять творчество. | -Свободная и уверенная посадка за инструментом. -Четкое выполнение приемов звукоизвлечения. |
Ноябрь
Элементарные музыкальные знания (веселое сольфеджио) | Знакомство с детскими музыкальными инструментами (приемы игры, игра в оркестр) | Развитие чувства ритма. Творческое задание. | Музицирование на фортепиано (индивидуальная работа) |
Скрипичный ключ. Нота, нотоносец. Веселое сольфеджио «Учим ноты» Длинные и короткие звуки (ритмические животные: ежик, лев, крокодил, поросенок, белочка) (Пример: И. Каплунова «Этот удивительный ритм» карточка М) | Деревянные палочки (ритмические), музыкальный молоток, бубенцы
- удар палочкой по другой палочке - удар по ладошке музыкальным молоточком -удар инструментом по полу (столу) - встряхивание бубенцами Дидактическая игра: «На каком инструменте играю?» -учить детей различать на слух звучание инструментов Игра в оркестр: «Финская полька», «Рондо с палочками» С. Слонимский -разучивание партий звучащими жестами, шлепки по коленям, хлопки, притопы, одновременно притоп и шлепок - исполнение с инструментами (Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка» стр.29, 32) | Музыкальная игра «Сапожник» 1 группа детей: сидят на стуле, нога на ногу 2 группа детей: подбивает музыкальным молоточком каблуки, соблюдая ритм музыки -на смену музыки дети меняются местами. Ритм в стихах «Тюшки-Тютюшки» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.2, стр.36) Ритмические упражнения | Знакомство с нотой «ДО», «РЕ» «Где живет нота?»
Попевка «Андрей-воробей» «Кошкин дом»
Ансамбль Играть попевки под аккомпанемент педагога. (И. Королькова «Крохе-музыканту» Ч.1. стр.3,4) Учиться записывать ноты «ДО», «РЕ», и попевки в нотной тетради. |
Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир |
-Знать понятия: нота, нотоносец, скрипичный ключ. - Уметь читать ритмические цепочки | - Уметь свободно, без напряжения играть разными приемами на инструменте. -Различать тембр инструментов на слух -Уметь играть в оркестре соблюдая динамические оттенки | -Уметь легко повторить заданный ритмический рисунок. -Уметь свободно применять звучащие жесты. | -Знать расположение нот на нотоносце и клавиатуре -Уметь свободно исполнять попевки на фортепиано. |
Декабрь
Элементарные музыкальные знания (веселое сольфеджио) | Знакомство с детскими музыкальными инструментами (приемы игры, игра в оркестр) | Развитие чувства ритма. Творческое задание. | Музицирование на фортепиано (индивидуальная работа) |
Восходящие и нисходящие звуки Динамические оттенки Веселое сольфеджио «Ваня» Длинные и короткие звуки (ритмические животные: ежик, лев, крокодил поросенок,) (Пример: И. Каплунова «Этот удивительный ритм» карточка Н) | Валдайские колокольчики, колокольчики, треугольник
- удар палочкой по колокольчику, треугольнику - встряхивание колокольчиком - прием «Трель» на треугольнике -толчок пальцем по валдайскому колокольчику Дидактическая игра: «Бубенчики» Муз. Е. Тиличеевой -учить детей различать на слух звучание валдайских колокольчиков Игра в оркестр: «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, -разучивание партий звучащими жестами, шлепки по коленям, хлопки, притопы, одновременно притоп и шлепок - исполнение с инструментами (Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка» стр.34) | «Пик-Пак-Пок» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.1, стр.28) -развитие звуковысотного слуха Ритм в стихах «Хлоп - топ» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.2, стр.37) Ритмические упражнения https://www.youtube.com/watch?v=IcBsaXRmw1g&feature=youtu.be | Знакомство с нотой «МИ» «Где живет нота?»
Попевка «Солнышко» «Веселые нотки»
Ансамбль Играть попевки под аккомпанемент педагога. (И. Королькова «Крохе-музыканту» Ч.1. стр.5,6) Учиться записывать ноту «МИ» и попевки в нотной тетради. |
Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир |
-Свободно рукой показывать движение мелодии. -Знать что такое динамические оттенки (форте-пиано) - Уметь читать ритмические цепочки | - Уметь свободно, без напряжения играть разными приемами на инструменте. -Различать тембр инструментов на слух - Уметь свободно играть в оркестре любую партию на инструменте | -Уметь свободно импровизировать ритм -Развитие музыкального творчества | -Знать расположение нот на нотоносце и клавиатуре -Уметь свободно исполнять попевки на фортепиано. |
Январь
Элементарные музыкальные знания (веселое сольфеджио) | Знакомство с детскими музыкальными инструментами (приемы игры, игра в оркестр) | Развитие чувства ритма. Творческое задание. | Музицирование на фортепиано (индивидуальная работа) |
Такт и тактовая черта -дать определение этих понятий и их функции в нотной записи. Темп -дать определение Веселое сольфеджио «Зайка» Длинные и короткие звуки (Пример: И. Каплунова «Этот удивительный ритм» карточка О) | Бубен, барабан
- встряхивание, - удар ладошкой, - удар кулачком (косточками) по донцу -одновременные удары одной и двумя палочками, -поочередные удары правой и левой рукой, -барабанная дробь Игра в оркестр: «Шарманка» Д. Шостаковича,, -разучивание партий звучащими жестами, шлепки по коленям, хлопки, притопы, одновременно притоп и шлепок - исполнение с инструментами (Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка» стр.38) | Озвучивание сказок с помощью инструментов: Сказка «Пых» Ритм в стихах «Раз, два, три»» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.2, стр.38) «Робин-Бобин» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.1, стр.18) Ритмические упражнения | Попевка «Сорока-ворона» «Ходит зайка» «Колыбельная»
Ансамбль Играть попевки под аккомпанемент педагога. (И. Королькова «Крохе-музыканту» Ч.1. стр.7,8,9) Учиться записывать попевки в нотной тетради. |
Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир |
-Знать понятия: такт, тактовая черта, темп - Уметь чисто интонировать небольшие попевки «Зайка», «Ваня», с названием нот | - Уметь свободно, без напряжения играть разными приемами на инструменте. - Уметь свободно играть в оркестре любую партию на инструменте | -Умение подбирать музыкальный инструмент характеру персонажа - Уметь свободно изменять темп (ускорение, замедление) | -Знать расположение нот на нотоносце и клавиатуре -Уметь свободно исполнять попевки на фортепиано. |
Февраль
Элементарные музыкальные знания (веселое сольфеджио) | Знакомство с детскими музыкальными инструментами (приемы игры, игра в оркестр) | Развитие чувства ритма. Творческое задание. | Музицирование на фортепиано (индивидуальная работа) |
Метрический пульс, сильная доля, размер. -дать знания о метроритмической организации музыки Веселое сольфеджио «Жук» «Сова» Длинные и короткие звуки (Пример: И. Каплунова «Этот удивительный ритм» карточка П) | Деревянные ложки
- учить правильно держать ложки в руках, -ритмично ударят «щечкой» по «щечке» -прием «ладушки», -прием скольжение - играть на ложках-«веер» -прием «тремоло» -игра на трех ложках Игра в оркестр: «Марш», Е. Марченкс -разучивание партий звучащими жестами, шлепки по коленям, хлопки, притопы, одновременно притоп и шлепок - исполнение с инструментами (Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка» стр.37) | Озвучивание стихотворения «Зайчик» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.1, стр.43) Ритм в стихах «Молоток»» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.2, стр.38) Ритмические упражнения | Знакомство с нотой «ФА» «Где живет нота?»
Попевка «Зайчик» «Умница» «Сова»
Ансамбль Играть попевки под аккомпанемент педагога. (И. Королькова «Крохе-музыканту» Ч.1. стр.13,14,16) Учиться записывать ноту «ФА» и попевки в нотной тетради. |
Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир |
-Уметь определять на слух сильную долю в музыке, - Уметь чисто интонировать небольшие попевки «Сова», «Жук», с названием нот | - Уметь свободно, без напряжения играть разными приемами на инструменте. - Уметь свободно играть в оркестре любую партию на инструменте | -Умение подбирать музыкальный инструмент к тексту стих-я -Уметь легко повторить заданный ритмический рисунок. | -Знать расположение нот на нотоносце и клавиатуре -Уметь свободно исполнять попевки на фортепиано. |
Март
Элементарные музыкальные знания (веселое сольфеджио) | Знакомство с детскими музыкальными инструментами (приемы игры, игра в оркестр) | Развитие чувства ритма. Творческое задание. | Музицирование на фортепиано (индивидуальная работа) |
Паузы, затакта -познакомить с понятием «пауза», «затакт» «пауза» «затакт» Веселое сольфеджио «Гуси» | Трещетка, рубель, коробочка
- прием «вертушка» (круговые движения), -прием «гармошка» -прием «стирка» -прием «глиссандо» Игра в оркестр: «Полька Трик-трак» И. Штрауса -разучивание партий звучащими жестами, шлепки по коленям, хлопки, притопы, одновременно притоп и шлепок - исполнение с инструментами (Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка» стр.41) | Озвучивание сказок с помощью инструментов: Сказа «Колобок» Речевой оркестр « Волшебные барабаны» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.1, стр.47) Ритм в стихах «Прыг-скок»» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.2, стр.39) Ритмические упражнения | Знакомство с нотой «СОЛЬ» «Где живет нота?»
Попевка «Фасоль» «Кенгуру» «Балалайка»
Ансамбль Играть попевки под аккомпанемент педагога. (И. Королькова «Крохе-музыканту» Ч.1. стр.18,23,25) Учиться записывать ноту «СОЛЬ» и попевки в нотной тетради. |
Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир |
- Уметь четко выдерживать паузы, -Знать понятие затакт, и выделять сильную долю - Уметь чисто интонировать небольшие попевки «Гуси», с названием нот | - Уметь свободно, без напряжения играть разными приемами на инструменте. - Уметь свободно играть в оркестре любую партию на инструменте | -Умение подбирать музыкальный инструмент характеру персонажа -Уметь легко повторить заданный ритмический рисунок. | -Знать расположение нот на нотоносце и клавиатуре -Уметь свободно исполнять попевки на фортепиано. |
Апрель
Элементарные музыкальные знания (веселое сольфеджио) | Знакомство с детскими музыкальными инструментами (приемы игры, игра в оркестр) | Развитие чувства ритма. Творческое задание. | Музицирование на фортепиано (индивидуальная работа) |
Нота с точкой - познакомить с понятием «нота с точкой» Веселое сольфеджио «Земляника» Длинные и короткие звуки (ритмические животные: ежик, лев, крокодил, белочка, поросенок) (Пример: И. Каплунова «Этот удивительный ритм» карточка Р) | Тарелки, румба, свитульки
-потряхивание -удар тарелки о тарелку, руки в стороны, дослушать звук - воздушный поток «трубочка» Игра в оркестр: «Итальянская полька» С. Рахманинов -разучивание партий звучащими жестами, шлепки по коленям, хлопки, притопы, одновременно притоп и шлепок - исполнение с инструментами (Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка» стр.53) | Озвучивание сказок с помощью инструментов: Сказа «Теремок» Речевой оркестр «Шла лисица» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.1, стр.47) Ритм в стихах «Ама-Лама»» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.2, стр.54) Ритмические упражнения | Знакомство с нотой «ЛЯ» «Где живет нота?»
Попевка «Лягушка» «Божья коровка» «Считалка»
Ансамбль Играть попевки под аккомпанемент педагога. (И. Королькова «Крохе-музыканту» Ч.1. стр.26,27,28) |
Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир |
- Уметь ритмично считать ноту с точкой - Уметь чисто интонировать небольшие попевки «Земляничка», с названием нот | - Уметь свободно, без напряжения играть разными приемами на инструменте. - Уметь свободно играть в оркестре любую партию на инструменте | -Умение подбирать музыкальный инструмент характеру персонажа -Уметь легко повторить заданный ритмический рисунок. | -Знать расположение нот на нотоносце и клавиатуре -Уметь свободно исполнять попевки на фортепиано. |
Май
Элементарные музыкальные знания (веселое сольфеджио) | Знакомство с детскими музыкальными инструментами (приемы игры, игра в оркестр) | Развитие чувства ритма. Творческое задание. | Музицирование на фортепиано (индивидуальная работа) |
Мажор и минор -познакомить с музыкальными ладами Симфонический оркестр -сказка «Петя и волк» Веселое сольфеджио «Киса» | Металлофон, ксилофон
- стаккато - глиссандо Дидактическая игра: «Совершенно непонятно» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.1, стр.21) Игра в оркестр: «Танец Анитры» Э. Григ -разучивание партий звучащими жестами, шлепки по коленям, хлопки, притопы, одновременно притоп и шлепок - исполнение с инструментами (Т.Э. Тютюнникова «Веселая шарманка» стр.53) | Озвучивание сказок с помощью инструментов: придумать свою сказку. Речевой оркестр «Энзы бэнзы» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.1, стр.41) Ритм в стихах «Шкатулка»» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино» ч.2, стр.74) Ритмические упражнения | Знакомство с нотой «СИ», «ДО второй октавы» «Где живет нота?»
Попевка «Чудеса» «Огурец» «Комар»
Ансамбль Играть попевки под аккомпанемент педагога. (И. Королькова «Крохе-музыканту» Ч.1. стр.31,32,33) Учиться записывать ноту «СИ», «ДО» втор.октавы и попевки в нотной тетради. |
Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир | Целевой ориентир |
-Уметь определять на слух мажорный и минорный лад -Определять звучание инструментов симфонического оркестра | -Свободно выполнять приемы игры на метолофоне и ксилофоне,поступенное движение, «глиссандо», стаккато ,небольшие попевки. -Умение играть в ансамбле и соло | -Развитие творческой фантазии, мышления. -Уметь легко повторить заданный ритмический рисунок. | -Знать расположение нот на нотоносце и клавиатуре -Уметь свободно исполнять попевки на фортепиано. |
Приложение № 2
Диагностическая карта
п/п № | Ф.И.ребёнка | Устойчивый интерес к музицированию | Знание названий музыкальных и шумовых инструментов и характер их звучания | Владение простейшими приёмами игры на детских муз. инструментах | Умение играть партии соло и в ансамбле | Способность точно воспроизводить заданный ритм, темп, динамику | Умение выкладывать ритмический рисунок | Знание музыкальной терминологии, грамоты: ноты, ключи, нотный стан, длительности, динамика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
Детская ритмика Программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности детей 4-7 лет в соответствии с ФГОС ДО
В настоящее время ритмическое воспитание приобретает все большее значение, так как является массовым и доступным для всех. За последние годы созданы и изданы многочисленные методические пособия по муз...
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 5 лет "Развивающая ритмика"
Содержание психолого-педагогической работы по программе Развитие музыкальности:Воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками и педагогом;Обогащени...
Программа дополнительного образования по музыкально-фольклорному воспитанию
программа составлена по ФГОС ДО, для воспитанников 6-8 лет...
Программа дополнительного образования По музыкальному развитию (обучение детей игре на детских музыкальных инструментах) «Гусельки» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Примерная программа по музыкальному развитию....