Проект: "Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников"
проект (средняя группа) по теме

Андрушко Ирина Викторовна

 

  

 

Проект: "Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_simvolizatsiya_doshkolnikov.docx68.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка детский сад №5 «Золотой ключик»

городского округа Стрежевой

Проект

Автор проекта:

                                                                              Андрушко Ирина Викторовна-воспитатель                                  

                                                                       

г. Стрежевой

Страница

1.

Информационная карта проекта

2.

Пояснительная записка

3.

Актуальность и новизна создания проекта:

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза

Цель

Задачи

4.

Реализация проекта

4.1

Ожидаемые результаты

4.2

Этапы развития способности к символизации

4.3

Критерии результативности познавательного развития дошкольников

4.4

План реализации этапов проекта

4.5

Ресурсное обеспечение для реализации проекта

4.6

Характеристика развивающей среды

4.7

Описание проекта

5.

Прогноз возможных негативных последствий и рисков и способы их устранения

6.

Список используемой литературы

7.

Приложение

Содержание

  1. Информационная карта проекта

Название проекта

«Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников».

Руководитель проекта

Андрушко Ирина Викторовна

Приоритетное направление

Познавательное развитие

Цель проекта

Развитие познавательной активности дошкольников посредством освоения различных знаково-символических средств и моделирования.

Задачи проекта

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по познавательному развитию дошкольников;
  • разработать и освоить методы и приемы по познавательному развитию у детей дошкольного возраста посредством символизации;
  • создать условия для самостоятельной деятельности детей со знаками, символами и моделями;
  • повысить педагогическую компетентность родителей через совместное участие в воспитательно-образовательном процесс ДОУ;  
  • распространить наработанный материал среди коллег.

Адресная направленность проекта

Дети  дошкольного возраста, родители, педагоги

Срок реализации проекта

2016  -  2019 учебный год

Соисполнители проекта

Родители группы, педагоги ДОУ

Консультант

Саморокова О.В. – воспитатель-эколог

Зеленко Р.Р. – педагог-психолог

2. Пояснительная записка

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам»
Ральф У.Эмерсон

Дошкольный возраст – это период, когда расцветает детская познавательная активность. Любопытство, постоянное желание узнать что-то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление экспериментировать и наблюдать, искать новые сведения о мире, рассматриваются как главные черты детского поведения. Посредством удовлетворения своей любознательности в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, у ребенка складываются отдельные представления, позволяющие создать единую картину мира. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.  

Изучением проблемы развития познавательного интереса занимались множество учёных: Л.И. Божович, Е.А. Брежнева, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.

Согласно Л.А. Венгеру, независимо от субъекта познавательный интерес дошкольников выполняет целый ряд функций:

  • образовательные, направленные на формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ новых знаний, ценностных ориентаций и отношений;
  • развивающие, обеспечивающие развитие личности как целостной системы, ее психических процессов (мышление, память, творческие процессы), свойств и качеств личности (интеллектуальных, социальных, нравственных, физических и др.);
  • воспитательные, ориентированные на формирование мировоззрения, развитие взглядов, убеждений, качеств личности.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

Формирование познавательных интересов исследователи (М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина и др.) связывают с познанием дошкольника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступеньки знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому в различных видах деятельности.

Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.

В работах Л.А. Венгера и его сотрудников были исследованы основные закономерности развития умственных способностей дошкольника:

К сенсорным относятся способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Восприятие – первая ступень познания мира, на основе его образов строятся память, мышление, воображение. Для любой детской деятельности - игры, рисования, конструирования – необходим учет внешних качеств предметов. Сенсорные способности составляют как бы фундамент умственного развития ребенка.

Кроме сенсорных, в структуру умственного развития дошкольника входят также и познавательные способности. Они необходимы для решения различных задач. Основным средством решения задач у дошкольников является наглядная пространственная модель. Это схемы, чертежи и планы. Модель всегда передает строение предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, установить между ними отношения.

В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. Различают три типа таких действий:

  • действия замещения;
  • использование самих моделей - взрослый даёт модель в готовом виде, а задача ребенка с её помощью решить познавательную задачу;
  • построение модели - построение модели осуществляется самим ребенком.

Все действия наглядного моделирования на первых этапах своего развития осуществляются во внешнем плане – дети расставляют мебель в игрушечной комнате, строят модель сказки, движением замещая действие персонажа. Позднее даже сложные задачи, решаются в основном в уме.

Кроме сенсорных и познавательных, на протяжении дошкольного детства интенсивно развиваются творческие способности. Они непосредственно связаны с таким психическим процессом, как воображение, которое расширяет действительность, т.к. ставит перед человеком задачу: отталкиваясь от какого-нибудь элемента реальности, создать новый образ. Поэтому первое действие, которое осваивает маленький ребенок при выполнении творческих заданий, называется опредмечиванием и по своему психологическому смыслу, обратно замещению: заместитель превращается в предмет. На пятом году жизни дети овладевают действием детализации, что существенно обогащает продукты их творчества. В старшем возрасте происходит дальнейшее совершенствование образных средств: теперь он позволяют детям создавать целостные произведения со сложной структурой, включающей несколько предметов, взаимодействующих друг с другом.  

Помимо умственных способностей, в целом направленных на познание ребенком окружающей действительности, особое место в жизни дошкольника занимает выражение отношения к действительности, которое осуществляется чаще всего с помощью символических средств. Символические средства позволяют ребенку обобщить свой эмоционально-познавательный опыт и, используя его, выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказки и историй и т.д.

  1. Актуальность и новизна создания проекта

В рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через  самостоятельную исследовательскую деятельность.

Современные дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений. Богатство познания окружающего мира зависит от уровня развития знаково-символической функции мышления, которая определяет и успешность обучения ребёнка в школе. Во всех учебных предметах широко используются разного вида схемы, символы, планы. Тем не менее, для многих детей сложно проводить анализ изображения, понимать смысл рисунков, устанавливать последовательность сюжетных картинок. Эти трудности связаны с тем, что в работе с детьми дошкольного возраста знаково-символические средства используются недостаточно. Именно поэтому возникла необходимость целенаправленного использования символов, знаков, моделей в процессе организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. (С. И. Ожегов)

Символизация - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование моделей и знаково-символических средств ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя и его познавательную деятельность, учитывая психологические особенности дошкольника (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к замещению).

Объект исследования: процесс формирования познавательного развития дошкольников, посредством использования символов.

Предмет исследования: использование знаково-символических средств, как средство развития познавательных способностей дошкольников.

Гипотеза: считаю, что использование новой формы работы с детьми, основанной на символизации, будет способствовать познавательному развитию и окажет положительное влияние на всестороннее развитие детей.

Цель: развитие познавательной активности дошкольников посредством освоения различных знаково-символических средств и моделирования.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по познавательному развитию дошкольников;
  • разработать и освоить методы и приемы по познавательному развитию у детей дошкольного возраста посредством символизации;
  • создать условия для самостоятельной деятельности детей со знаками, символами и моделями;
  • повысить педагогическую компетентность родителей через совместное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;  
  • распространить наработанный материал среди коллег.

Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих  факторов;
  • принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;
  • принцип вариативности - формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - ориентация на приобретение детьми  собственного опыта творческой деятельности.

4. Реализация проекта.

4.1. Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

Для детей:

  • повышение уровня любознательности, наблюдательности, познавательной мотивации;
  • активизация речи детей, обогащение словарного запаса;
  • использование полученных знаний в различных видах деятельности.

Для педагогов:

  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.

Для родителей: 

  • повышение уровня компетентности по формированию познавательного развития у детей.

4.2. Этапы развития способности к символизации.

Как и все другие виды способностей, символические способности развиваются с возрастом.

Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как буря, снегопад и т. п. Задача взрослого -  создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и поводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратиком, пятнышком белого цвета; снежинкой, сосулькой и т. д.

Первый этап - это младший дошкольный возраст, 3-4 года. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Дети овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания - сенсорные эталоны, и именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы. Ребенок ориентируется, прежде всего, на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет.   Сначала дети используют конкретные признаки (например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. Центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой бывает трудно удержать его внимание - карточки с символами вызывают интерес и помогают решить проблему.

Второй этап – средний дошкольный возраст, 4-5 лет. В этом возрасте ребенок начинает выделять наглядные структуры. С 4 лет решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. В это время именно модельные представления могут нести символическую нагрузку.  Развиваются умственные способности путем усвоения действий с наглядными символами. Формируются различные формы символизации (графические модели предметов - применяемые при решении конструктивных задач; графический план - используемый при ознакомлении с пространственными отношениями). Дети к 5 годам могут переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках. Сюда же относятся и моделирование социальных функций и отношений в игре, овладение нормами и правилами поведения.

В младшей и средней группах осуществляется лишь подготовка к освоению символизации. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших символов в их внешней форме. К старшему дошкольному возрасту используемые ими средства расширяются, детализируются. К концу дошкольного возраста для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям дети начинают обращаться к общепринятой символике (плохое настроение - дождь; дружба - рукопожатие).

Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представление о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики и т. д. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.
         
Третий этап – старший дошкольный возраст, 6 -7 лет. В этом возрасте дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу.  К концу дошкольного возраста особую роль начинает играть словесное опосредствование.  Здесь за словом, его значением для ребенка начинает выступать не только предмет, но и некоторая идея, носителем которой может быть данный предмет. Таким образом, слово, его значение, начинают приобретать символическую нагрузку, в качестве символа выступает фиксированное в слове скрытое свойство объекта. В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Познавательное развитие дошкольников. Предметный мир.Познавательно-исследовательская деятельность

Конспекты для младшей и средней групп, включающие в себя разделы "Предметный мир" и "Познавательно-исследовательскую деятельность "Материал соответствует ФГОС. Используются дидактические игрушки ...

«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Выявление творческих способностей на занятиях по познавательному развитию с элементами рисования. Конспект ООД «Предметы вокруг нас»

Выявление творческих способностей на занятиях по познавательному развитию с элементами рисования.Конспект ООД «Предметы вокруг нас»...

Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию. Конспект ООД «Мы – юные исследователи».

Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию.Конспект ООД «Мы – юные исследователи»....

Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию. Конспект ООД «Приключения Капельки»

Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию.Конспект ООД «Приключения Капельки»...