Проект: "Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников"
проект (средняя группа) по теме
|
Проект: "Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_simvolizatsiya_doshkolnikov.docx | 68.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №5 «Золотой ключик»
городского округа Стрежевой
Проект
Автор проекта:
Андрушко Ирина Викторовна-воспитатель
г. Стрежевой
№ | Страница | |
1. | Информационная карта проекта | |
2. | Пояснительная записка | |
3. | Актуальность и новизна создания проекта: Объект исследования Предмет исследования Гипотеза Цель Задачи | |
4. | Реализация проекта | |
4.1 | Ожидаемые результаты | |
4.2 | Этапы развития способности к символизации | |
4.3 | Критерии результативности познавательного развития дошкольников | |
4.4 | План реализации этапов проекта | |
4.5 | Ресурсное обеспечение для реализации проекта | |
4.6 | Характеристика развивающей среды | |
4.7 | Описание проекта | |
5. | Прогноз возможных негативных последствий и рисков и способы их устранения | |
6. | Список используемой литературы | |
7. | Приложение |
Содержание
- Информационная карта проекта
Название проекта | «Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников». |
Руководитель проекта | Андрушко Ирина Викторовна |
Приоритетное направление | Познавательное развитие |
Цель проекта | Развитие познавательной активности дошкольников посредством освоения различных знаково-символических средств и моделирования. |
Задачи проекта |
|
Адресная направленность проекта | Дети дошкольного возраста, родители, педагоги |
Срок реализации проекта | 2016 - 2019 учебный год |
Соисполнители проекта | Родители группы, педагоги ДОУ |
Консультант | Саморокова О.В. – воспитатель-эколог Зеленко Р.Р. – педагог-психолог |
2. Пояснительная записка
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам»
Ральф У.Эмерсон
Дошкольный возраст – это период, когда расцветает детская познавательная активность. Любопытство, постоянное желание узнать что-то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление экспериментировать и наблюдать, искать новые сведения о мире, рассматриваются как главные черты детского поведения. Посредством удовлетворения своей любознательности в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, у ребенка складываются отдельные представления, позволяющие создать единую картину мира. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Изучением проблемы развития познавательного интереса занимались множество учёных: Л.И. Божович, Е.А. Брежнева, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.
Согласно Л.А. Венгеру, независимо от субъекта познавательный интерес дошкольников выполняет целый ряд функций:
- образовательные, направленные на формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ новых знаний, ценностных ориентаций и отношений;
- развивающие, обеспечивающие развитие личности как целостной системы, ее психических процессов (мышление, память, творческие процессы), свойств и качеств личности (интеллектуальных, социальных, нравственных, физических и др.);
- воспитательные, ориентированные на формирование мировоззрения, развитие взглядов, убеждений, качеств личности.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
Формирование познавательных интересов исследователи (М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина и др.) связывают с познанием дошкольника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступеньки знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому в различных видах деятельности.
Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.
В работах Л.А. Венгера и его сотрудников были исследованы основные закономерности развития умственных способностей дошкольника:
К сенсорным относятся способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Восприятие – первая ступень познания мира, на основе его образов строятся память, мышление, воображение. Для любой детской деятельности - игры, рисования, конструирования – необходим учет внешних качеств предметов. Сенсорные способности составляют как бы фундамент умственного развития ребенка.
Кроме сенсорных, в структуру умственного развития дошкольника входят также и познавательные способности. Они необходимы для решения различных задач. Основным средством решения задач у дошкольников является наглядная пространственная модель. Это схемы, чертежи и планы. Модель всегда передает строение предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, установить между ними отношения.
В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. Различают три типа таких действий:
- действия замещения;
- использование самих моделей - взрослый даёт модель в готовом виде, а задача ребенка с её помощью решить познавательную задачу;
- построение модели - построение модели осуществляется самим ребенком.
Все действия наглядного моделирования на первых этапах своего развития осуществляются во внешнем плане – дети расставляют мебель в игрушечной комнате, строят модель сказки, движением замещая действие персонажа. Позднее даже сложные задачи, решаются в основном в уме.
Кроме сенсорных и познавательных, на протяжении дошкольного детства интенсивно развиваются творческие способности. Они непосредственно связаны с таким психическим процессом, как воображение, которое расширяет действительность, т.к. ставит перед человеком задачу: отталкиваясь от какого-нибудь элемента реальности, создать новый образ. Поэтому первое действие, которое осваивает маленький ребенок при выполнении творческих заданий, называется опредмечиванием и по своему психологическому смыслу, обратно замещению: заместитель превращается в предмет. На пятом году жизни дети овладевают действием детализации, что существенно обогащает продукты их творчества. В старшем возрасте происходит дальнейшее совершенствование образных средств: теперь он позволяют детям создавать целостные произведения со сложной структурой, включающей несколько предметов, взаимодействующих друг с другом.
Помимо умственных способностей, в целом направленных на познание ребенком окружающей действительности, особое место в жизни дошкольника занимает выражение отношения к действительности, которое осуществляется чаще всего с помощью символических средств. Символические средства позволяют ребенку обобщить свой эмоционально-познавательный опыт и, используя его, выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказки и историй и т.д.
- Актуальность и новизна создания проекта
В рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через самостоятельную исследовательскую деятельность.
Современные дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений. Богатство познания окружающего мира зависит от уровня развития знаково-символической функции мышления, которая определяет и успешность обучения ребёнка в школе. Во всех учебных предметах широко используются разного вида схемы, символы, планы. Тем не менее, для многих детей сложно проводить анализ изображения, понимать смысл рисунков, устанавливать последовательность сюжетных картинок. Эти трудности связаны с тем, что в работе с детьми дошкольного возраста знаково-символические средства используются недостаточно. Именно поэтому возникла необходимость целенаправленного использования символов, знаков, моделей в процессе организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. (С. И. Ожегов)
Символизация - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование моделей и знаково-символических средств ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя и его познавательную деятельность, учитывая психологические особенности дошкольника (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к замещению).
Объект исследования: процесс формирования познавательного развития дошкольников, посредством использования символов.
Предмет исследования: использование знаково-символических средств, как средство развития познавательных способностей дошкольников.
Гипотеза: считаю, что использование новой формы работы с детьми, основанной на символизации, будет способствовать познавательному развитию и окажет положительное влияние на всестороннее развитие детей.
Цель: развитие познавательной активности дошкольников посредством освоения различных знаково-символических средств и моделирования.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по познавательному развитию дошкольников;
- разработать и освоить методы и приемы по познавательному развитию у детей дошкольного возраста посредством символизации;
- создать условия для самостоятельной деятельности детей со знаками, символами и моделями;
- повысить педагогическую компетентность родителей через совместное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
- распространить наработанный материал среди коллег.
Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов;
- принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;
- принцип вариативности - формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
4. Реализация проекта.
4.1. Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
Для детей:
- повышение уровня любознательности, наблюдательности, познавательной мотивации;
- активизация речи детей, обогащение словарного запаса;
- использование полученных знаний в различных видах деятельности.
Для педагогов:
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.
Для родителей:
- повышение уровня компетентности по формированию познавательного развития у детей.
4.2. Этапы развития способности к символизации.
Как и все другие виды способностей, символические способности развиваются с возрастом.
Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как буря, снегопад и т. п. Задача взрослого - создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и поводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратиком, пятнышком белого цвета; снежинкой, сосулькой и т. д.
Первый этап - это младший дошкольный возраст, 3-4 года. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Дети овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания - сенсорные эталоны, и именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы. Ребенок ориентируется, прежде всего, на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет. Сначала дети используют конкретные признаки (например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. Центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой бывает трудно удержать его внимание - карточки с символами вызывают интерес и помогают решить проблему.
Второй этап – средний дошкольный возраст, 4-5 лет. В этом возрасте ребенок начинает выделять наглядные структуры. С 4 лет решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. В это время именно модельные представления могут нести символическую нагрузку. Развиваются умственные способности путем усвоения действий с наглядными символами. Формируются различные формы символизации (графические модели предметов - применяемые при решении конструктивных задач; графический план - используемый при ознакомлении с пространственными отношениями). Дети к 5 годам могут переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках. Сюда же относятся и моделирование социальных функций и отношений в игре, овладение нормами и правилами поведения.
В младшей и средней группах осуществляется лишь подготовка к освоению символизации. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших символов в их внешней форме. К старшему дошкольному возрасту используемые ими средства расширяются, детализируются. К концу дошкольного возраста для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям дети начинают обращаться к общепринятой символике (плохое настроение - дождь; дружба - рукопожатие).
Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представление о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики и т. д. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.
Третий этап – старший дошкольный возраст, 6 -7 лет. В этом возрасте дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу. К концу дошкольного возраста особую роль начинает играть словесное опосредствование. Здесь за словом, его значением для ребенка начинает выступать не только предмет, но и некоторая идея, носителем которой может быть данный предмет. Таким образом, слово, его значение, начинают приобретать символическую нагрузку, в качестве символа выступает фиксированное в слове скрытое свойство объекта. В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
Познавательное развитие дошкольников. Предметный мир.Познавательно-исследовательская деятельность
Конспекты для младшей и средней групп, включающие в себя разделы "Предметный мир" и "Познавательно-исследовательскую деятельность "Материал соответствует ФГОС. Используются дидактические игрушки ...
«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...
Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»
Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...
Выявление творческих способностей на занятиях по познавательному развитию с элементами рисования. Конспект ООД «Предметы вокруг нас»
Выявление творческих способностей на занятиях по познавательному развитию с элементами рисования.Конспект ООД «Предметы вокруг нас»...
Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию. Конспект ООД «Мы – юные исследователи».
Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию.Конспект ООД «Мы – юные исследователи»....
Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию. Конспект ООД «Приключения Капельки»
Выявление исследовательских способностей на занятиях по познавательному развитию.Конспект ООД «Приключения Капельки»...