Познавательное развитие дошкольников. Предметный мир.Познавательно-исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему
Конспекты для младшей и средней групп, включающие в себя разделы "Предметный мир" и "Познавательно-исследовательскую деятельность "
Материал соответствует ФГОС. Используются дидактические игрушки и игры сделанные своими руками. Занятия проводились как открытые к методическому объединению воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коспект ОД по посзнавательно-исследовательской деятельности и предметному миру. | 16.53 КБ |
pozn.razv_.mladshaya_gr.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность в средней группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
«Учимся сами и научим Незнайку»
Задачи.
Ознакомление с предметным окружением:
-Формировать у детей представления о предметах, необходимых в разных видах деятельности (игра, труд, рисование)
- Познакомить с особенностями, свойствами металла. Показать целесообразность изготовления из него предметов (что было бы, если бы ключи, машину, иглу сделали из дерева)
Познавательно-иследовательская деятельность
-Побуждать детей самостоятельно определять знакомый материал, из которого сделаны предметы, обогащать сенсорный опыт. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий, понимать и использовать модели предложенные взрослым.
Речевое развитие:
-Закреплять умение узнавать и называть героев сказки Н.Носова и их профессии.
-Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены. Подсказывать слова, отражающие особенность предмета.
-Учить участвовать в беседе.
Методика проведения:
Дети стоят вокруг воспитателя
Ребята, вас с вами окружают разные вещи, предметы. Все они сделаны из разных материалов и для чего-нибудь нужны.
Есть у нас предметы, сделанные из ткани? (одежда, постельное белье, занавески). А из дерева? (мебель, кубики, ящики, игрушки). Из бумаги? (альбомы, салфетки, книги)
У меня есть волшебный ящик: «Ящик ощущений».
Хотите поиграть с ним в игру «Найди что спрятано»?
Задания:
1. Достань, не глядя то, что сделано из ткани (платочек, игрушка из ткани, ленточка).
-Что достал?
2.Достань то, что сделано из бумаги (бумажный кораблик, салфетку, книжечку).
3.Достань то, что сделано из дерева (брусочки, пирамидка, ложка).
Все действия обговариваются.
В ящике остался один предмет (металлическая ложка).
Воспитатель достает:
Почему вы ложку не взяли? (не из дерева, не из бумаги, не из ткани).
Молодцы. Знаете, из чего она сделана?
Она сделана из металла. А хотите узнать, что такое металл? Тогда я вам расскажу. Садитесь и слушайте.
Воспитатель: Металл – это материал, который очень нужен людям: он крепкий, прочный, гладкий на ощупь, может быть острым. Поэтому из него делают очень много необходимых человеку вещей: корпус машины, рельсы, мосты, ножи, (побуждать детей добавлять: вилки, ложки, топоры, молотки, ключи).
-Представьте себе, если бы ключи, нож или иголка были сделаны из дерева…….. Конечно, они бы быстро сломались.
-Назовите предметы, лежащие на вашем столе и скажите, из чего они сделаны (деревянный кубик, бумажный кораблик, бантик).
-А теперь поднимите салфетку. Все эти предметы сделаны из металла, о котором я говорила. Назовите их. (называют: ключ, ложка. Винт, гайка).
-Из чего они сделаны? (повторяют).
-Потрогайте, постучите: крепкий, прочный? (не сломается, не разобьется).
-Погладьте – он гладкий.
Так из чего сделаны эти предметы? (из металла).
Какой металл? (гладкий, прочный, твердый)
-Еще один секрет вам открою – металл очень звонкий. Поэтому из него делают разные музыкальные инструменты.
-У вас в тарелочках есть музыкальные инструменты?
-Назовите (колокольчики). А еще какие бывают музыкальные инструменты, сделанные из металла. Вспоминайте.( бубен, металлофон, треугольник).
-Давайте устроим выступление колокольчикового оркестра (играют и поют «Ах вы сени, мои сени, сени новые мои..»).
Воспитатель: Тихо!! Кто-то стучит или мне показалось? (Настойчивый стук повторяется).
Воспитатель открывает дверь: за ней Незнайка с корзиной. Входит , здоровается.
-Это ты, Незнайка! Заходи. Какая тяжелая у тебя корзина!
Незнайка: Здравствуйте, дети. У вас так весело. А вот мне не до веселья. Если вы мне не поможете, я пропал.
-Да что случилось?!
Незнайка: Мои друзья – механики Винтик и Шпунтик, музыкант Гусля, художник Тюбик послали меня сделать покупки, дали список, что купить. Но я его потерял. Покупки-то я сделал, но вот что кому отдать не знаю. Что делать? Дети, вы мне поможете? (Поможем).
Воспитатель: Давайте вместе подумаем с чего начать. Тюбик кто? (художник) Вот и надо выбрать из корзины то, что нужно художнику и положить в сумочку для Тюбика. Согласны?
Дети подходят по очереди к корзине, выбирают предмет и складывают в пакет (карандаш, кисть, краски). Поясняют свой выбор (все они нужны художнику для рисования). Пакет кладут в корзину.
-Воспитатель: Кто такой Гусля? (музыкант). Давайте выберем предметы, нужные музыканту (трещетка деревянная, а треугольник, колокольчик- металлические). Складывают в пакет. Пакет в корзину.
-Воспитатель: В корзине Незнайки еще много инструментов осталось. Для кого они? (для механиков Винтика и Шпунтика). Сложим их в пакет. Складывают и объясняют, что это и из чего сделано (гаечный ключ из металла , молоток и отвертка из металла).
Незнайка: Ой, спасибо. Так здорово все в отдельных пакетиках. Не перепутаешь и не забудешь. Надо бежать, а то меня ждут мои друзья. Чуть не забыл. Тут Знайка вам задание к игре передал. Желаю удачи в игре. Только играйте уже без меня. До свиданья.
Воспитатель помогает Незнайке донести корзину до дверей.
ЗАДАНИЕ (НА ОТРИЦАНИЕ):
Воспитатель: Посмотрите, как хитро Знайка зашифровал слова. Но мы постараемся хорошенько подумать, расшифровать каждую картинку и тогда поймем, какое слово в ней спрятано, и кому этот предмет нужен.
Если предмет зачеркнут – это что обозначает? ( НЕТ, НЕ НУЖЕН).
Разбирают каждую картинку (дерево, разноцветный, мальчик с метлой – рабочий, мастер, смайлик с кистью – художник, мальчик с музыкальными инструментами - музыкант).
ПЕРЕВЕРНИТЕ СВОИ КАРТИНКИ. А теперь будем отгадывать загадки и искать ответы на них.
Первая картинка-загадка.
-Этот предмет деревянный? (нет, потому что дерево зачеркнуто)
-Цветной? (нет - зачеркнуто)
-Он нужен художнику? (нет)
-Музыканту? (нет)
-Так для чего нужен предмет? (для труда – Винтику и Шпунтику)
Найдите среди ваших картинок отгадку и обозначьте ее фишкой. Для чего нужен гвоздь?
-Расшифровываем новое слово.
Вторая картинка-загадка.
-Деревянный? (нет)
-Цветной? (нет)
-Для художника Тюбика? (нет)
- Может это для Винтика и Шпунтика? (нет)
Это для музыканта Гусли ?(да)
Найдите картинку-отгадку, обозначьте фишкой. Для чего нужен треугольник?
Третья картинка-загадка.
-Деревянный? (да)
-Цветной? (да)
-Это для музыканта Гусли ?
- Может это для Винтика и Шпунтика? (нет)
Это для …. художника Тюбика ?(да)
Найдите картинку-отгадку, обозначьте фишкой.
Для чего нужен карандаш.
Молодцы мы все вместе выполнили задание Знайки. И теперь можете сами стать героями сказки – Коротышками и превратиться, кто в кого хочет.
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность в младшей группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(Развитие познавательно-исследовательской деятельности)
«Поможем Топтыгину»
Задачи.
Познавательно-исследовательская деятельность:
-Расширять представления детей о свойствах предметов (твердость, мягкость), обучая перцептивным действиям, способам исследования.
-Формировать интерес к совместным с взрослым практическим действиям экспериментального характера, в процессе которых выделяется ранее скрытое свойство (машина из мягких материалов, но внешне напоминает металлическую)
Ознакомление с предметным окружением:
-Формировать представления о том, что объекты, предметы могут быть созданы природой (шишки, желуди), а другие, необходимые для жизни, сделаны руками человека (мебель, губка, вата, игрушки).
-Развивать умения устанавливать связи между строением, свойствами предмета и его функцией (подушка для сна должна быть мягкой).
Речевое развитие:
-Уточнять названия предметов ближайшего окружения, называть материалы и их свойства (вата, губка, мех – мягкие). Развивать диалогическую форму речи (общение с педагогом), умение фиксировать в речи свой чувственный опыт, называть не только исследуемые объекты, но и особенности поверхности (гладкая, твердая, жесткая ).
Материал.
Демонстрационный: мягкая игрушка - Мишка, две подушки, набитые шишками и желудями, коробки мягкая и твердая. Предметы имеющие свойства: мягкость твердость в специально организованной обстановке
Раздаточный: ватные, деревянные шарики, губки, платочки из ткани, игрушка из тканм, меховые игрушки, ящик с «ежиками».
Организационный момент:
Дети стоят группкой возле воспитателя.
Приходит Топтыгин с двумя подушками, здоровается.
Воспитатель: Топтыгин, дружочек, мы рады тебе, а ты какой-то грустный, усталый.
Топтыгин: Будешь тут усталый. Столько трудился, наволочки шил, по лесу ходил, искал, чем их набить. Сделал подушки, а как зимой на них спать буду – не знаю. Вся шея болит и голова тоже. Пришел к вам. Говорят у вас дети добрые, умелые, умные. Могут помочь.
Воспитатель: Ну-ка, ну-ка, покажи нам свои подушки. Потрогайте их, дети.
(трогают).
Воспитатель: Какие они ? (дети – «твердые, жесткие». На таких спать неудобно). Да разве такие подушки бывают?!!
Топтыгин: Ребята, а какие бывают подушки?
Дети: мягкими.
Воспитатель: Да, подушки должны быть мягкими.
Топтыгин: Что значит – мягкие, твердые?
Воспитатель: Сейчас мы все тебе объясним. Мишка, можно тебя погладить? (дети гладят). Какая у Мишки шерстка? (мягкая).
Воспитатель: Ребята, а что еще у нас есть мягкое?
Дети: Диван, пуфы, одеяло, мягкие игрушки.
Топтыгин: А что твердое?
Дети: Пирамидки, кубики, стол, стулья, ящики. (Из чего они сделаны?) Из дерева, деревянные.
Топтыгин: Все равно, не понимаю, почему мои подушки твердые. Голове жестко. Они же не деревянные.
Топтыгин: Ну вы меня совсем запутали. Еще раз можете объяснить? как определить что твердое, а что мягкое.
Воспитатель: хорошо, смотри, и запоминай. Что не понятно, спрашивай.
Дети, садитесь. ( садятся за столы.)
Воспитатель: Найдите в тарелочках губки. Покажите мишке, как определить – мягкие они или нет? (касаются, мнут).
Мишка тоже пробует выполнять действия, спрашивает детей: значит какая губка? (мягкая).
Топтыгин: А еще что у вас есть мягкое? (ватные шарики, платочки, мягкие игрушки). Понял. А твердого, значит, ничего нет…
Воспитатель: Ну что ты Топтыгин, конечно, есть. Сейчас тебе дети покажут и расскажут. Ребята, как найти твердое, скажите Мишке (потрогать, постучать – они звучат).
Что можно сказать про кубики? (Они твердые, деревянные. Стучат). Что еще твердое? (деревянные шарики, палочка, матрешка).
Воспитатель: Давайте постучим деревянной палочкой по губке, ватному шарику. Звучат? (нет.) Звучат твердые вещи, а мягкие – нет.
Воспитатель: Чтобы ты Миша лучше все запомнил, дети сейчас все мягкое отнесут в мягкую коробку, а все твердое – в твердую.
Топтыгин: А как узнать, какая коробка мягкая?
Дети: Потрогать.
Мишка трогает коробки, стучит по ней.
Топтыгин: Не звучит, мнется - эта коробка мягкая. Несите ко мне мягкие вещи. Только рассказывайте мне все подробно, а то все забуду.
Дети несут, называют предметы и их свойства: губка мягкая, игрушка мягкая, шарик из ваты – он мягкий. Несите в мягкую коробку.
Воспитатель: Мишка, а ты можешь определить, какая вот эта коробка – мягкая или твердая? Топтыгин трогает, стучит палочкой по коробке: она твердая, звучит. Несите все твердое сюда.
Топтыгин: Ну, спасибо. Научили.
А теперь объясните все-таки, почему мои подушки т0вердые, жесткие. Я не могу на таких подушках спать!!
Воспитатель: Дети, поможем Мишке? Давайте посмотрим. Что Мишка положил в наволочки (высыпают в тарелки)
Воспитатель: Что это? (шишки, желуди. Ощупывают – они твердые).
Топтыгин: Кажется, я понял, почему жесткие подушки – они набиты твердыми шишками и желудями. Интересно, из чего же их сделали?
Воспитатель: Миша, ты же в лесу живешь и не знаешь, откуда взялись шишки и желуди! А вот дети знают. Твои наволочки сшиты… – из ткани.
Она растет на деревьях или в огороде? (нет, ткань сделана руками человека).
Воспитатель: А вот шишки и желуди…. (Дети:… растут на деревьях).
Мишка: А можно их сделать мягкими?
Воспитатель: Ну что ты, Топтыгин! Это невозможно сделать. Правда , дети? Надо взять что-нибудь мягкое и положить в наволочки.
Что можно положить в подушки? (вату, перья).
Перьев у нас нет, зато есть (показывает комочки белой ваты)….вата
Можно ею набить подушки? (Можно. Набивают).
Мягкие получились подушки? (Дети и Мишка обследуют подушку – мягкая).
Мишка кладет себе под голову – очень мягкая.
Благодарит.
Воспитатель: Иногда сразу не поймешь, твердая игрушка или мягкая.
Топтыгин:. Я принес вам подарок. Это ежики, какие шарики-ежики я вам принес. Они одновременно и твердые и мягкие. Воспитатель: Не может быть!
Топтыгин: А вот и может! Не верите – проверьте.
Воспитатель : Ребята, проверим? Ежики ведь не мягкие, а …. колючие. Правильно - у них иголки твердые и острые. И еще ежик, как сказал Топтыгин, одновременно и мягкий, и твердый. Может такое быть? Дети: Нет. Воспитатель: Давайте все-таки обследуем «ежиков», вдруг Мишка прав. (Открывает коробку). Ой, какие красивые, нарядные, разноцветные!
(Дети трогают, убеждаясь, что «ежики» не колючие, они… мягкие).
Воспитатель: Да это и не ежики вовсе! Правда? Конечно, это просто такие шарики с мягкими иголками. Они и правда и мягкие, и твердые одновременно. Потому что внутри …твердый шарик. Очень веселые и красивые шарики-ежики. Хотите с ними поиграть?
Идите, играйте.
Идут с шариками играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности». (из опыта работы)
Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть роди...
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...
Из опыта работы по теме:«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности».
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».
Дать детям представление о домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц в ...
Непосредственно образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с природой +познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Чудо ягода–рябина».
Расширить представления о плодах рябины, их роли в природе и жизни человека; обогащать и активизировать словарь детей (кисть, гроздь рябины, хина). Развивать речь, мышление, памят...
Круглый стол для воспитателей " Особенности речевого развития дошкольников через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
Данный материал поможет воспитателям на занятиях по развитию речи в старших дошкольных группах...