Предметно – пространственная среда в группе в рамках реализации ФГОС.
материал (средняя группа) на тему

Андрушко Ирина Викторовна

Предметно – пространственная среда в группе в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetn_prostr_sreda.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно – пространственная среда в группе в рамках реализации ФГОС.

«На развитие личности ребенка влияет

не только наследственность и воспитание,

но и немаловажное значение играет среда,

в которой пребывает ребенок»

Английский психолог Д. Шаттлеворт.

1)Предметно-пространственная среда ДОУ – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагога. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДУ.

Для выполнения этих задач РППС должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, экспериментирование с материалами, доступными детям;

-  трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

-  доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:

1.     принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2.     принцип активности, самостоятельности, творчества;

3.     принцип стабильности, динамичности;

4.     принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5.      принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6.     принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7.     принцип открытости – закрытости;

8.     принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Организация современной РППС в рамках многомерного пространства для средней группы

При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1.  Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2.   Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти  областям ФГОС ДО.

3.   Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Направление образовательной области:

«Социально-коммуникативное» 

Центры

Наполнение

Задачи по ФГОС

Приемная группы

«Уголок именинника"

Макет дерева по временам года с фотографиями детей, у которых будет день рождение именно в этот период.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

«Уголок информации

Стенд для информации, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки («Паспорт группы», «Медицинская информация», «Советы логопеда психолога»).

Стена творчества «Солнечные фантазии»

На стене сетка для вывешивания детских работ, организации выставок, трехуровневая подставка для детских поделок.

Групповое пространство

Центр

«Сюжетно-ролевых игр»

Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них (посудка, одежда для кукол). Парикмахерская, кухня, диванчик, куклы.  В центре закреплена полка с тематическими куклами (повар, стюардесса, врач, строитель), оформленная. Рядом с каждой куклой флажок, с картинкой данной куклы и стихами о данной профессии. Также на полке расположен макет кукольной комнаты. По краю полки ажурная занавеска в сочетании со скатертью на маленьком столике.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Центр «Безопасности» 

Безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарная безопасность. Шкаф с машинками, с фуражкой, жилеткой и жезлом полицейского,  сверху коврик с разметкой улиц и дорог. Вдоль шкафа на стене вектор города.  В углу полки с информацией о безопасности, буклет с дорожными знаками, макет дороги со светофорами, макет пожарного щита.

«Уголок ряженья

Шкаф с тематическими костюмами, сундук с тряпочками, покрытый вязаным ковриком. На стене композиция из разноцветных тряпочек, которые дети могут перебирать. Подушка (ребенок может прилечь на коврик отдохнуть). Композиция из искусственных растений, в котором журчит вода.

«Уголок настроения»

На стене с фотографиями детей, картинки смайлы, выражающие разные эмоции.

                                 Направление образовательной области

                                   «Речевое развитие» 

Центр

«Мир книги»

Полка, на ней книги  с художественными произведениями детских писателей, сказками и два кресла для чтения, дидактические игры по развитию речи, серии картинок и иллюстраций для установления последовательности событий и т.д.

Овладение речью как средством общения и культуры

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Обогащение активного словаря

Развитие речевого творчества

Центр театрализованных игр»

Различные виды театра (кукольный,  настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей.

Направление образовательной области

«Познавательное развитие» 

Центр «Экологии» 

Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с символами  «Времена года»

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире, материале, пространстве и времени и др.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках

Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов

Уголок опытно-экспериментальной деятельности 

В баночках коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д.  Схемы и инструкции для последовательного выполнения опыта.

Нравственно-патриотический уголок

На стене помещена  государственная символика родного города и России.. В нем находятся пособия и  иллюстрационный материалы, отражающие многонациональность нашей Родины. Куклы в русско – народных костюмах, самовар.

«Строительный» (конструктивный) центр

Конструктор различного вида крупный и мелкий (пластмассовый и деревянный). Каски строителя, набор для ремонтных работ, буклет с образцами построек. Игровой материал помещен в коробки с символами обозначающими, что в них. Коробка  с игрушками заместителями.

Уголок информационно-образовательных технологий

Плазменный телевизор, который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций,  а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми. Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий.

Направление образовательной области:

«Художественно-эстетическое развитие» 

Центр творческой активности

Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры  и т. п.)

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного)

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Музыкальный уголок

 Музыкальные инструменты (барабан, трещотки, гармошки, дудочки и т.д.). Подобрана картотека расслабляющей музыки, сказок, веселой  для зарядки.

Направление образовательной области:

«Физическое развитие» 

Центр «Если хочешь быть здоров!» 

Спортивное оборудование, скакалки, обруч, флажки, мячи, кегли, разноцветные мешочки с крупой (носить на голове). картинки с информацией, какие бывают виды спорта.

Развитие различных физических качеств

Правильное выполнение основных движений

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Заключение

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…».  И, создавая благоприятную среду развития для наших детей, хочется видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой  детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данные методические рекомендации предназначены педагогам муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Бузулука «Детский сад № 2» для оптимальной организации предметно-прос...

Статья «Проектирование развивающей предметно пространственной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Проектирование развивающей предметно пространственной среды  в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Семинар – практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ –как условие реализации ФГОС».

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования. Деловая игра.Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательн...