Проект Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Тальжинский детский сад» комбинированного вида
Проект
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Выполнила : Рожкова С.Н.
Новокузнецкий муниципальный район, 2017
Содержание
Введение 3
- Содержание понятия «нравственно-патриотическое воспитание»
в научных исследованиях 6
- Цели и задачи нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста 15
- Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста 23
- Комплексно-тематическое планирование работы по
нравственно-патриотическому воспитанию 33
Список использованных источников 41
ВВЕДЕНИЕ
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным и актуальным направлением современной образовательной политики, воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.
Проблема воспитания личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, рассматривается как условие стабильного развития общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути нравственно-патриотического воспитания дошкольников через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, традициях и праздниках. Подчеркивается необходимость учета этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение опыта, традиций и видения мира, сформулирована позиция семьи как заказчика и активного участника образовательной деятельности, выдвинут принцип взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей как основополагающий в построении образовательной деятельности.
Согласно выводам ученых (Н.В. Алешиной, Т.С. Буториной, О.В. Дыбиной, О.А. Козловой, М.Д. Маханевой и др.), в дошкольном возрасте в круг нравственно-патриотических ценностей входят, прежде всего, любовь к родной семье, родному городу, родной природе, уважение к истории и традициям своего народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому дошкольный возраст является синзитивным для формирования основ нравственно-патриотического воспитания. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.
Поэтому задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: семья, дом, детский сад, улицы и достопримечательности родного поселка, города, природа и животный мир родного края; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Таким образом, актуальность проблемы исследования позволила сформулировать тему нашего проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного овзраста».
Мы предполагаем, что нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если:
- учитывается возрастная группа детей;
- задачи нравственно-патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности (организованной образовательной, игровой, трудовой, бытовой);
- темы нравственно-патриотического воспитания повторяются в каждой возрастной группе, с изменением содержания, объема познавательного материала, сложности и длительность изучения.
Цель проекта состоит в теоретическом и практическом изучении проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Изучить содержание понятия «нравственно-патриотическое воспитание» в научных исследованиях.
- Дать характеристику особенностей нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Рассмотреть содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
- Выявить уровень нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста.
- Организовать и апробировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Проанализировать результаты.
- Содержание понятия «нравственно-патриотическое воспитание» в научных исследованиях
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание выступает в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует философского и психолого-педагогического анализа ключевых понятий: «патриот», «патриотизм», «нравственность», «нравственно-патриотическое воспитание».
Анализ литературы по данной теме выявил, что в Российской философской и психолого-педагогической науке патриотическое воспитание личности находится в неразрывной связи с ее нравственным становлением. Отношение к патриотизму как добродетели, нравственному чувству, соотнесенному с духовными ценностями, свойственно выдающимся отечественным мыслителям, философам.
Появление патриотизма как сложнейшего социально-психологического феномена было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности, формированием привязанности к родной земле, языку, традициям своего народа. Патриотизм - (от греческого πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) в трактовке «Словаря иностранных слов» - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Согласно трактовке словаря В.И. Даля «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник».
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова патриотом называется «Человек, одушевленный патриотизмом».
Патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины.
Н.В. Алешина определяет патриотизм как «нравственное качество, которое является наивысшим проявлением идейности и политической сознательности человека и одновременно как общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране».
Г.А. Ковалева, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его содержание «любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, непримиримость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к социалистической культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности».
Определяя патриотизм как нравственное качество, А.Я. Ветохина включает в это понятие любовь к Родине, заботу об интересах страны, готовность к защите Отечества, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, уважение к историческому прошлому Родины и ее традициям и подчеркивает, что патриотизм определяет отношение человека к труду, к общественной собственности, гражданственность, его поведение в обществе.
В.И. Лутовинов считает, что патриотизм представляет собой сложную черту морали, и выделяет целый комплекс его проявлений: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, его труд, ненависть к врагам Родины, активную борьбу за процветание своего Отечества.
Качественными характеристиками патриотизма, по мнению А.В. Быкова и В.И. Лутовинова являются:
- постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих на родной земле;
- любовь к своему Отечеству, государству, выраженная в конкретных делах, действиях, поступках;
- развитое чувство гордости за свое Отечество, за свой народ, за символы государства;
- моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, своего народа, за их современное состояние, за их будущее;
- развитое чувство гражданского, профессионального и воинского долга по выполнению своих конституционных обязанностей, ответственность за результаты своего труда;
- желание, стремление и умение защищать Родину, отстаивать ее интересы, обеспечивать безопасность во всех сферах жизни своего Отечества;
- приверженность ценностям, положительным традициям, идеалам своего государства, своего народа, своей профессии;
- внутренняя готовность и конкретная деятельность по сохранению и приумножению славы своего Отечества, проявлению чести и совести гражданина и воина Вооруженных Сил России;
- постоянное ощущение величия своей Родины;
- целенаправленная и активная деятельность по сохранению русской культуры, культурно-национальных ценностей всех народов, населяющих Россию, в области литературы, музыки, театра и других видов искусства;
- достойное проявление своих возможностей и способностей как гражданина России в области физкультуры и спорта, в достижении мировых результатов на Олимпийских играх, на чемпионатах мира и континента.
Таким образом, патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. В свою очередь, нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Рассмотрение понятий «нравственное» и «патриотическое» в соотношении и сопряжении друг другу характерно для современных исследователей этой проблемы: Е.Н. Бородиной, Н.Г. Зеленовой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой и др.
Неразрывная связь нравственного и патриотического воспитания зафиксирована в государственных документах, в том числе в определении современного национального воспитательного идеала в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
На современном уровне развития теории и практики сущностная сторона нравственно-патриотического воспитания рассматривается в нескольких аспектах и направлениях.
Во-первых, нравственно-патриотическое воспитание - как сложное социально-педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к труду на благо Отечества, с его социализацией, с формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, ценить культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства. В данном случае речь идет о патриотическом воспитании в самом широком смысле этого слова.
Во-вторых, нравственно-патриотическое воспитание следует рассматривать как один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя возрождения и процветания России, защиты ее интересов.
Известно, что на личность и на общество в целом, влияет много различных факторов:
- макросреда со своей господствующей идеологией, политикой, экономикой, правом, моралью, различными социальными институтами;
- микросреда – семья, школа, трудовой коллектив и т.д.;
- природная среда, в которой живет человек;
- характер трудовой и профессиональной деятельности;
- процесс целенаправленного воспитательного влияния на личность и коллектив (группу) людей.
Все указанные факторы находятся в тесном взаимодействии, вместе с тем каждый из них обладает относительной самостоятельностью и оказывает различное влияние на формирование и развитие патриотических убеждений, чувств, действий конкретного человека и всего народа.
В-третьих, нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как комплекс (совокупность, синтез, сплав) общих и частных целей, задач, установок, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными, профессиональными и личностными ценностями. «Само понятие «патриотизм» выступает как важнейшая ценность, которую надо каждому осмыслить, понять и принять к руководству в жизни, в профессиональной деятельности», – пишет Т.В. Буторина. Основные ценности патриотического воспитания представлены в качественных характеристиках патриотизма и при рассмотрении его сущности.
В-четвертых, нравственно-патриотическое воспитание есть сложная управляемая система, включающая многообразие взаимосвязанных элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана.
По мнению А.Н. Вырщикова, «внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой».
В-пятых, под нравственно-патриотическим воспитанием следует понимать специфический процесс целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на психологию личности, коллектива (группы людей), общества в целом.
Нравственно-патриотическое воспитание, как специфический процесс и особый вид человеческой деятельности, как сложное социально-педагогическое явление, многофункционально. Основными его функциями, по мнению М.Д. Маханевой, являются:
- формирующе-развивающая, связанная с формированием личности, качеств, характеризующих сущность гражданина-патриота, постоянное развитие их;
- функция побуждения к самосовершенствованию путем самовоспитания;
- профилактическая функция, реализация которой позволяет прогнозировать и предупреждать проявления антипатриотических убеждений, чувств, действий и поступков;
- функция перевоспитания, реализуемая в процессе патриотического воспитания при работе с людьми с отклоняющимся поведением, с социально и педагогически запущенными лицами, у которых сложились отрицательные стереотипы и которые не верят или не принимают саму идею патриотизма;
- мобилизационная функция; как правило, она проявляется и реализуется тогда, когда человеку необходимо мобилизовать свои внутренние силы в целях преодоления трудностей, выполнения своего гражданского и воинского долга.
Представляется правомерным рассматривать патриотизм как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание.
Ряд авторов (Е.Н. Бородина, А.Я. Ветохина и др.) рассматривают нравственные качества как устойчивые, укоренившиеся отношения личности к тем или иным сторонам социальной действительности; другие (Г.А. Ковалева, Г.Н. Куликова и др.) – как единство сознания, чувств и воли; третья группа (О.А. Козлова, В.И. Лутовинов и др.) – как синтез определенных устойчивых мотивов или устремлений личности и определенных способов поведения, позволяющих реализовывать эти мотивы в повседневных делах.
Мы опираемся на точку зрения третьей группы ученых. Попытаемся с учетом вышеприведенного анализа определить структуру понятия «патриотизм».
Выделение эмоционального компонента обусловлено соотношением эмоциональных и рационально-познавательных начал патриотизма. Являясь продуктом развития человека, чувства связаны с работой сознания. Как отмечает В.И. Лутовинов, «чувство патриотизма формируется в основном в дошкольные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому и существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик».
Следующим компонентом в структуре патриотизма, который выделяет большинство исследователей, является когнитивный компонент. Он характеризует знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения.
Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный компонент. При осуществлении деятельности человек действует осознанно, управляет своими поступками, преодолевает возникающие препятствия. Это связано с проявлением воли. «Патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, также требует волевых усилий как в повседневном труде, так и при совершении героических патриотических поступков», – пишет О.А. Козлова. Поэтому вполне обоснованным является включение в состав структуры понятия «патриотизм» волевого компонента.
Одной из характеристик нравственных качеств является мотивационный компонент. По мнению Е.Н. Вороновой, «мотивация как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, характеризует потребности, мотивы, интересы человека».
Данный компонент органически входит в структуру анализируемого понятия, т. к. предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанной со служением Родине.
Все выделенные компоненты тесно связаны и представляют целостное единство. Данные компоненты составляют полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности, т.е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотизм».
Содержание нравственно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации базируется на множестве ценностных ориентацией. В системном плане их можно представить следующими относительно самостоятельными группами.
А.Я. Ветохина выделяет общечеловеческие ценности, связанные в первую очередь с духовно-нравственной сферой жизни народов, населяющих Россию, представленные в таких понятиях, как «любовь к Родине», «любовь к своему народу», «свобода слова», «личная, общественная и государственная безопасность», «моральная ответственность», «гуманное отношение к человеку», «социальная справедливость», «материальная обеспеченность жизни человека», и многих других, выступающих в качестве предпосылки эффективного решения задач патриотического воспитания.
«Национально-государственные ценности, – по мнению Л. Веселовой, С. Евтушенко, – отражают положительные тенденции становления и развития Российского государства, народов, входящих в него, те исторические традиции, которые сложились на протяжении веков и положительно влияют на возрождение и процветание Отечества». Национально-государственные ценности отражают богатство и своеобразие идей, деятельность отдельных личностей, беззаветное, высокое служение интересам общества, государства, народа, положительный опыт сохранения и умножения духовно-культурного и материального богатства России, населяющих её народов.
В процессе нравственно-патриотического воспитания важно учитывать и целенаправленно использовать личностные ценности, то есть качественные характеристики человека, по которым определяется уровень развития патриотизма. По их реальному проявлению, по конкретным действиям и поступкам, взглядам, убеждениям, жизненным позициям, эмоциональным проявлениям оценивается патриотизм гражданина и воина России.
В данном случае речь идет о таких личностных ценностях, как осознание человеком своего места в жизни, патриотического долга служения Отечеству, выполнения гражданских, конституционных, профессиональных обязанностей, любви к своей Родине, к своему народу, готовность выступить на защиту интересов России, обеспечить безопасность личности, общества и государства, проявлять высокую ответственность за результаты труда, быть носителем культурных ценностей своего народа.
Таким образом, патриотизм в научных исследованиях рассматривается как общественно-историческое явление, социально-нравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения, как сложное нравственное качество.
Сущность патриотизма определяется отношением к родине (народу, культуре, традициям, языку, истории, природе родного края) и Отечеству (существующему общественному строю – социальной, политической, и культурной среде).
Структура данного понятия включает такие компоненты, как когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностный и мотивационный.
Нравственно-патриотическое воспитание – это и особый вид многоплановой, скоординированной, целенаправленной деятельности государственных органов, общественных объединений и организаций, средств массовой информации, педагогов и воспитателей по формированию и развитию у российских граждан, патриотического сознания, чувства любви к своему Отечеству, верности его лучшим традициям, идеалам, готовности достойно выполнять свой гражданский и воинский долг, побуждению их к духовно-нравственному самосовершенствованию.
- Цели и задачи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров.
В содержании ФГОС дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма детей дошкольного возраста.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
В.Г. Дмитриева пишет о формировании духовной основы ребенка. С эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в нравственно-патриотическом воспитании.
Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации. И зависит это от условий, в которых ребенок живёт, и от средств и методов воспитания. Многими психологами (В.А. Авериным, Л.Ф. Обуховой и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства у детей дошкольного возраста формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками ситуациями. Важно, чтобы все, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств.
Существенный вклад в изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесли Л.Б. Дерягина, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова и другие. Отмечая важность воспитания любви к Родине, они тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей.
Исследователи утверждают, что чувства патриотизма не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания. Н.Ф. Виноградова указывает при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материала.
Авторы фиксируют внимание на том, что необходимо учесть наиболее ценное для формирования правильного эмоционально-положительного отношения к окружающему и опереться на него в воспитательном процессе.
Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважения к труду.
Вывод о том, что знания о родном городе, республике, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условием воспитания патриотических чувств, содержится в исследованиях многих ученых. Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определённых обществоведческих знаний.
Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, В.И Лутовинов, С.А. Пряхина) гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.
По определению А.Н. Вырщикова, нравственно-патриотическая воспитанность - это «актуальный уровень развития внутренней культуры детей дошкольного возраста, обусловленный усвоением ими опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, и, проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству».
Г.Н. Куликова считает, что «нравственно-патриотическая воспитанность предполагает наличие у детей общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания».
С.А. Пряхина в нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста выделяет «патриотическое сознание на основе знания истории, культуры, традиций своего народа в процессе усвоения опыта познавательной деятельности; чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем и ценностного отношения человека к Отечеству, опыта эмоционально-ценностных отношений; патриотического поведение и деятельность в процессе усвоения действенно-практического опыта».
Таким образом, цель нравственно-патриотического воспитания заключается в формировании у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края; толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачами нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются (И.А. Пашкович):
- формирование нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
- воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества;
- воспитание здорового образа жизни;
- воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Ожидаемым результатом нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является наличие знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма; привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Рассмотрим ожидаемые результаты нравственно-патриотического воспитания у детей разных возрастных групп в соответствии с основной образовательной дошкольного образования.
Во второй младшей группе дети знают:
- имя, отчество родителей;
- место работы родителей;
- участок и группу детского сада;
- умеют поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями;
- имя, отчество сотрудников детского сада, уважают их труд, умеют оказывать посильную помощь взрослым;
- некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывают растения, не ломают ветки деревьев и кустарников, не пугают животных, не уничтожают насекомых;
- название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
В средней группе дети:
- с удовольствием рассказывают о семье, семейном быте, традициях;
активно участвуют в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОО, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей;
- рассказывают о своем родном городе;
- рассказывают о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.);
- участвуют в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними;
- делятся своими познаниями о живом и не живом;
- не рвут, не ломают растения, бережно относятся к живым существам, не вредят им.
В старшей группе дети знают:
- свой домашний адрес, название города, округа;
- имеют представление о символике города;
- название близлежащих улиц;
- узнают на фотографиях достопримечательности города, умеют рассказывать о них;
- профессии своих родителей;
- правила поведения в природе;
- рассказывают о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей;
- различают некоторые рода войск.
В подготовительной группе дети знают:
- краткие сведения об истории города, страны;
- дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- герб, флаг своего города и страны;
- имеют представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;
- имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.;
- правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- имеют элементарные представления об охране природы;
- понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавая себя полноправным членом общества.
Анализ ожидаемых результатов нравственно-патриотического воспитания у детей разных возрастных групп позволил уточнить следующие структурные элементы нравственно-патриотической воспитанности, выделенные А.Н. Вырщиковым:
- нравственно-патриотическое сознание, определяющее характер поступков, их целесообразность, мотивы поведения в той или иной ситуации;
- нравственно-патриотические чувства, активизирующие познавательные усилия и волю, подготовку к деятельности, настойчивость в выполнении, особенно ярко проявляющуюся в служении Родине.
- толерантность, т.е. умение жить в согласии с другими, особая личностная позиция, терпимость к людям разных национальностей и вероисповеданий, принадлежности к разным социальным слоям общества, к иному мнению, уважительное отношение к культурному наследию других наций и народностей;
- нравственно-патриотические убеждения, т.е. уверенность в правильности знаний о патриотизме и необходимости применения их в жизни, осознание личностью общечеловеческих ценностей, их значения для осуществления своих жизненных планов;
- навыки нравственно-патриотического поведения, т.е. ситуации, в которых воспитание побуждает к самоопределению, к выбору наиболее приемлемого способа поведения, одновременно с принятием на себя ответственности за данный выбор.
Важным структурным компонентом нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста являются критерии и показатели его результативности. Исходя из анализа структурных элементов нравственно-патриотической воспитанности и компонентов патриотизма, выделенных в параграфе 1.1., мы, вслед за Е.Н. Бородиной, установили, что критериями нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста являются:
- когнитивный (интеллектуальный, содержательный);
- эмоциональный;
- деятельностный;
- мотивационный.
Когнитивный критерий включает в себя овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире:
- социальные знания (название города, его достопримечательности, название республики, знание её столицы, символов и др.);
- знания о жизни народа (труд людей своего края; особенности народного творчества и др.);
- природоведческие знания (особенности природы родного края; отношение люде к природе);
- исторические сведения (сведения из истории города, края).
Эмоциональный компонент пронизывает все другие компоненты качества и характеризуется переживанием ребенком отношения к знаниям о родной стране:
- любовь к родному городу, краю, стране;
- интерес к событиям, здесь происходящим;
- гордость за трудовые и боевые заслуги народа;
- восхищение природой родного края.
Деятельностный критерий включает в себя:
- уровень овладения детьми практическими умениями и навыками по
применению знаний (участие в акциях по облагораживанию города, участие в спортивных соревнованиях и празднествах и т.д.);
- поступки, поведение в отношении друг с другом, групповому имуществу, к делам за пределами ДОО.
Мотивационный критерий характеризуется следующими показателями:
- интерес детей дошкольного возраста к Родине и «малой Родине»;
- частота проявляемых стремлений к патриотической деятельности;
- потребность узнавать историю «малой родины» (освоение области, расселение, традиции, обычаи, фольклор и др.).
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это один из аспектов целостного воспитательного процесса детей дошкольного возраста, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности, позволяющего человеку быть активным творцом во благо интересов Родины и служение ей.
Обобщая сказанное, отметим, что нравственно-патриотическая воспитанность детей дошкольного возраста рассматривается и как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; и как готовность служить интересам своей Родины»; и как социальное чувство (содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины); и как благородная любовь к Родине как к месту рождения, или как к стране, признаваемой человеком в качестве Родины согласно внутреннему чувству принадлежности.
Проведенный анализ ключевых понятий позволил выявить сущностные характеристики понятия нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, а также ее структурные элементы, критерии и показатели.
- Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по нравственно-патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы (Л.Ф. Грибова, Н.Г. Комратова):
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;
- воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни:
- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- бережное отношение к тому, что сделано людьми;
- воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.
Ознакомление с природой:
- воспитание любви к природе родного края;
- воспитание бережного отношения к родной природе;
- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Рассматривая методы, направленные на формирование нравственных чувств, представлений, суждений и оценок, Т.С. Буторина, А.Я. Ветохина, Г.Н. Куликова и другие ученые предлагают следующие: беседы педагога на этические темы; чтение художественной литературы и пересказ; рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, и телепередач.
Наиболее глубоко проблему нравственно-патриотическому воспитания детей дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития нравственно-патриотических чувств она считает создание определённой обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.
В монографии «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» она пишет о том, что они могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество, через которое ребёнок выражает своё отношение к миру. При этом автор подчёркивает, что знакомство с художественными произведениями, рассказывающими об общественной жизни страны, только тогда достигает цели, когда оно находит продолжение в игровой деятельности детей.
Роль педагога считает важным моментом в процессе формирования высших нравственных чувств В.Т. Кудрявцев. «Поскольку ребенок не может познать окружающий его общественный мир иначе, как через взрослого, то взрослый выступает посредником между детьми и обществом». Это посредничество носит сложный характер. Взрослый учит ребенка понимать окружающую действительность.
Важно, что взрослый является и организатором жизни ребёнка, и объектом познания, и реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определённое отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности.
Необходимо отметить, что для более эффективной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, помимо актуальных форм работы, отвечающих конкретной воспитательной задаче, важны также следующие педагогические условия:
- учет возрастной группы детей дошкольного возраста,
- решение задач нравственно-патриотического воспитания во всех видах детской деятельности (организованной образовательной, игровой, трудовой, бытовой);
- повторение тем нравственно-патриотического воспитания в каждой возрастной группе, с изменением содержания, объема познавательного материала, сложности и длительность изучения.
Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями – в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской – в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематическая организованная образовательная деятельность (ООД).
В.Г. Дмитриева подчеркивает, что «для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме».
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы ООД. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).
Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».
При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну. Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, с хорошим настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как: «Меткий стрелок», «Перетягивание каната», «Быстрый наездник», «Самый сильный», «Богатырская помощь» – разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.
Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. В День защитника Отечества для воспитанников старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель – привить детям гордость за свою страну, закреплять и расширять знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитывать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также прививать познавательный интерес к истории своей Родины.
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления дошкольников со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в ДОО. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.). Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в группах; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Ежегодно составляется план по нравственно-патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
Анализ научных исследований по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста позволил прийти к следующим выводам:
Патриотизм – это сложное чувство, которое возникает в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Дошкольные образовательные организации призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
Идеи нравственно-патриотического, воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост пост – отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов – новая социальная функция ДОО и всей системы воспитания детей.
В знакомстве с родным краем, с его достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям.
Большое значение для нравственно-патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо.
Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
- Комплексно-тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Таблица 1.
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Моя семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы – природа г. Новокузнецка | «Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной город». |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. | Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом». |
Декабрь | «Россия - наша Родина». | Беседа «Государственные символы». | Герб, гимн, флаг РФ. | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». | Проект «Дружат дети на планете». | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к ДОО. | Досуг «Рота, подъем!» |
Февраль | «День Защитника Отечества». | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | Стихи С.Маршак «Дуют ветры в феврале», В.Степанов «Наша Армия», рисование «Самолёт», «Кораблик». | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества». |
Март | «Россия- родная сторона». | Коллективное панно. | «Люблю природу русскую». (растения, природа родного края). | Развлечение «Быть здоровыми хотим». |
Апрель | «Мой город», рассматривание альбома о городе Новокузнецке. | «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома. | Знакомство детей с флагом России и Кемеровской области. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам города. | Рассказ воспитателя «О Дне Победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | Целевая прогулка к «Стеле памяти» посвященной Великой Отечественной Войне. |
Июнь | Акция «Озелени участок» | Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
Июль | Экскурсия на Бульвар Героев. | Проект (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Новокузнецка». |
Август | Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой край задумчивый и нежный». |
Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Таблица 2.
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Рассказ о Новокузнецке. | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. | «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края). |
Октябрь | «Семейные ценности». | Сюжетно-ролевая игра «Детская передача» «Семейные традиции». | Рассказ воспитателя семье, семейных ценностях, истории русских имен. | Выставка рисунков «Семейные ценности». |
Ноябрь | Беседа «Чем славится г. Новокузнецк» (на основе наглядного материала). | Экскурсия к строительству нового дома. | «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) | Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | «Панорама добрых дел». | Экскурсия в краеведческий музей. | Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа). |
Январь | Беседа «Права детей». | Разучивание песни «Я на солнышке лежу». Обсуждение. | Драматизация сказки «Заюшкина избушка». | Выставка семейных альбомов. |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). | Природный мир «Природа и человек». | Акция «Подарки для Защитников Отечества». | Праздник День Защитника Отечества. |
Март | Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта | Целевая прогулка по близлежащим улицам посёлка. Природоохран. акция «Берегите птиц». | Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности г. Новокузнецка». | Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми г. Новокузнецка». |
Апрель | Беседа с детьми «Флаг России». | Мультимедийная презентация. | Поэтический вечер. | Выставка рисунков «Российский флаг». |
Май | Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Новокузнецка. | «Вкусная и полезная пища». | Беседа «Национальная одежда коренных народов». | Викторина «Знаешь ли ты свой город?» |
Июнь | «Береза –символ России». | «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). | Досуг «Зарница». | «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. |
Июль | Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. | Экскурсия в краеведческий музей. | Развлечение «Приключения капельки». | Познакомить с животными, занесенными в Красную книгу. |
Август | Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». | Составление с детьми Красной книги Кемер.обл.. | «Символика города». | «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город. |
Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Таблица 3.
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Памятники героям». | Родные просторы (знакомство с местоположением г. Новокузнецка на карте Кемер.обл.). | «Край, в котором мы живем». | Проект «Наше дерево». |
Октябрь | «Я – гражданин России». | Посещение Центральной районной библиотеки. | Викторина «Я – гражданин России». | Конкурс чтецов. |
Ноябрь | «Мой город родной – Новокузнецк». | Видеофильм о достопримеч. города | Викторина «Мой город родной – Новокузнецк» | Творческая гостиная для детей и родителей «Любимые тропинки». |
Декабрь | Проект (комплексное занятие) «Символика Кемеровской области» (изобразительная и музыкальная деятельность). | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. | «Кладовая г. Новокузнецка» (полезные ископаемые округа). | Спортивный досуг, посвященный Дню матери. |
Январь | Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте». | Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». | Экскурсия в Центральную районную библиотеку. | Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с советом ветеранов города. |
Февраль | Природоохр. акция «Помогите птицам зимой». | Оформление альбома «История детского сада «Аленький цветочек» в фотографиях». | Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части г. Новокузнецка | Праздник– День Защитника Отечества. |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». | Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый». | Рассказ педагога о Героях Советского Союза. |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). | «Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей. | Проект (рисование) «Язык орнаментов». | Беседа «Архитектура родного города». акция «Спасти и сохранить». |
Май | «Тогда ещё нас не было на свете». | Рассказ педагога о русских богатырях. | Спортивные игры. | Утренник «День Защитников Отечества». |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Красная книга». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Досуг «Зарница». | Беседа «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город». |
Август | Государственная символика, символика города, Кемеровской области. | Праздники русского народа (традиции, игры, обряды). | Досуг «Наши друзья деревья». | Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время. |
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо проводить с применением разнообразных форм и методов:
1. Организованная образовательная деятельность.
ООД, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г.Новокузнецка, Кемеровской области, их символика).
Занятия о истории города, географическом расположении, климате и т.д. «Наш город» и т.д.
2. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Новокузнецка, Кемеровской области. Для этого проводились:
- обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
- экскурсии в краеведческий музей;
- тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология. Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое. Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
- ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются: конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества»; ООД «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки»; «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
- «Неделя памяти» включающая: оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны; беседы, утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны, экскурсии.
5. Взаимодействие с родителями. Особую значимость при решении задач нравственно-патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
- выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.;
- оформление групповых комнат;
- благоустройство ДОО;
- труд бытовой в природе;
- утренники, праздники, экскурсии, соревнования;
- природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2001. - 192 с.
- Азисов, Р. А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания [Текст] / Р.А. Азисов // Войны священные страницы в памяти людской. - Саранск,2008.- С.21-24
- Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
- Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогические знания – родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. - 2003. -№ 1. – С.34-36.
- Бородина, Е. Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Е. Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - Режим доступа:http://www.science-education.ru/123-20011.
- Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т.С. Буторина. - СПб.: КАРО, 2004. - 224 с.
- Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / А.Я. Ветохина. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 170 с.
- Воронова, Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры [Текст] / Е.Н. Воронова. - М.: Феникс, 2008. -135 с.
- Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н. Вырщиков. - Волгоград: Издатель, 2001. - 250 с.
- Даль, В. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2010. - 688с.
- Дерягина, Л. Б. Моя Родина Россия [Текст] / Л.Б. Дерягина. - СПб: Литера, 2007.- 16 с.
- Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Г. Дмитриева // Детский сад от А до Я. -2003. -№ 3. - С.13-15.
- Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир [Текст] / О.Б. Дыбина. - М: Мозаика-Синтез, 2005. -225 с.
- Евтушенко, С., Веселова, Л. Воспитание большого гражданина России [Текст] / С. Евтушенко, Л. Веселова // Дошкольное воспитание.- 2007.- №6.- С.118-121.
- Жуковская, Р. И., Виноградова, Н. Ф., Козлова, С. А. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф, Виноградова, С.А. Козлова. - М.: Аргос, 1990. - 213с.
- Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа) [Текст]: пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: Скрипторий-2002, 2008. - 104 с.
- Игушенцева, А. Музей боевой славы [Текст] / А. Игушенцева // Дошкольное воспитание.- 2008. - №5.- С.11-13.
- Казакова, Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №12. - С.31-36.
- Ковалева, Г. А. Воспитание маленького гражданина [Текст] / Г.А. Ковалева. - М.: АРКТИ, 2005. - 79 с.
- Козлова, О. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / О.А. Козлова. - М.: Педагогика, 2008. - 98 с.
- Комратова, Н. О гражданском воспитании дошкольников [Текст] / Н. Комратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №5. - С.3-10.
- Комратова, Н. Г., Грибова, Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4 -7 лет [Текст] / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: Сфера, 2007. - 224 с.
- Кудрявцев, В. Т. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. -2001.- №8. - 232 с.
- Куликова, Г. Н. Патриотическое воспитание [Текст] / Г.Н. Куликова // Дошкольное воспитание. - 2055. - № 1. - С. 32-33.
- Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России [Текст] / В.И. Лутовинов // Вопросы обучения и воспитания. - Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 52-55.
- Маханева, М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - М: Мозаика-Синтез, 2014. - 360 с.
- Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Наука, 1996. - 440 с.
- Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944с.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты, разработки занятий [Текст] / авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
- Пряхина, С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси [Текст] / С.А. Пряхина // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №8. - С.27-29.
- Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях [Текст] / под общ. ред. А.К. Быкова, В.И. Лутовинова. - М.: Планета, 2010. - 90 с.
- Соболева, И. Любить малую родину [Текст] / И. Соболева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - С.52-54.
- С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) [Текст] / под. ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.
- Татаринкова, Л. Ю. Права маленького гражданина [Текст] / Л.Ю. Татаринкова. - СПб: Литера, 2007. - 32 с.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»
Цель: выявить уровень знаний родителей о значении нравственно-патриотического воспитания детей.
1.Что Вы понимаете под термином «нравственно-патриотическое воспитание»?
2.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
3.Считаете ли вы себя компетентным в вопросах нравственно-патриотического воспитания?
• Да.
• Нет.
• Что для вас означает выражение «быть патриотом»?
4.Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
• Да.
• Нет.
5.Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
• В школе.
• В семье.
• В детском саду.
6.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно-патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
7.Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
• Да.
• Нет.
• Иногда.
8.Рассказываете ли вы своему ребенку о Новокузнецке, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
• Да.
• Нет.
• Иногда.
9.В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
10.Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
11.Какой помощи в этом направлении ждете от ДОО?
Благодарим Вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...
Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру....
Календарно-тематическое планирование (группа детей 5-6 лет) по теме: СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ при воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....