Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Голосята»
рабочая программа на тему
Программа «Голосята» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей. Программа разработана для детей в возрасте 5-7 лет без отбора по наличию музыкальных и голосовых данных, уровню общего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golosyata_dop_publ.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ детский сад № 8 г.о. Самара |
__________________________Л.Н.Афанасьева |
«____»_________________________2014 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ГОЛОСЯТА»
Автор-составитель:
Косырева Елена Александровна,
музыкальный руководитель
Рассмотрена и рекомендована педагогическим советом МБДОУ
Протокол № ___ от «____»______________________2014 года
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………….…..3
- Содержание Программы…………………………………………….…….5
- Перспективный план работы………………………………………….…..7
- Условия реализации программы…………………………………….….16
- Перечень литературных источников……………………………………17
Пояснительная записка
Программа «Голосята» (далее - Программа) является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей. Программа разработана для детей в возрасте 5-7 лет без отбора по наличию музыкальных и голосовых данных, уровню общего развития.
Учитывая возрастные особенности детей данного возраста, программа строится по системе Емельянова Виктора Вадимовича – заведующего кафедрой музыкального образования института психологии, педагогики, доцента Тюменского Государственного Университета, являющегося автором «Фонопедического метода развития голоса». Фонопедический[1] метод развития голоса (ФМРГ) или, как сам автор называет его ещё координационно-тренировочный этап в развитии голоса, можно смело отнести к термину «здоровьесберегающие технологии», т.к. является «здравоохранительным».
Цель программы. Формирование устойчивого интереса к певческой деятельности и собственной системы ценностей в этой области.
Задачи:
- развивать голосовой аппарат и голосовую функцию ребенка для подготовки к певческой деятельности;
- развивать певческие умения и навыки, способствующие выразительному пению;
- развивать музыкальные способности;
- развивать позицию активного участника-исполнителя.
Практическая значимость: Программа может быть использована музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования детей в качестве дополнительной общеобразовательной программы.
Планируемые результаты освоения Программы
При реализации Программы предполагается реализация разноуровнего обучения, учёта индивидуальных особенностей детей. Детям предоставляется возможность работать в своём темпе, выполнять задания доступного уровня трудности.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой характеристики возможностей детей данного возраста:
- имеет первичные представления о вокально-хоровых умениях;
- овладел умениями выразительно исполнять песню, выражать себя, свои эмоции, чувства, настроение;
- стремится к продуктивному результату через коллективное музицирование (хорошо исполнить песню совместно с другими детьми).
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке.
Программой предусмотрена система мониторинга развития детей, основанная на методе наблюдения.
В процессе наблюдения фиксируется сформированность компетенций по критериям:
- сформирована;
- не сформирована;
- находится в стадии формирования.
Наблюдения фиксируются в Карте развития в начале, в середине, в конце прохождения Программы.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения такой образовательной задачи как оптимизация работы с группой детей.
Содержание Программы
Программа реализуется один год, в течение 62 часов, 2 раза в неделю во вторую половину дня с оптимальным количеством детей 12-15 человек.
Программа включает основные виды деятельности:
- вокально - хоровая работа;
- исполнительство (концертная деятельность).
Вокально-хоровая работа направлена на развитие голосового аппарата и голосовой функции, формирование певческих навыков (певческого дыхания, артикуляции, звукообразования, навыков эмоционально-выразительного исполнения).
Задача по данному направлению решаются с помощью основных приемов фонопедического метода В.Емельянова:
- Артикуляционная гимнастика.
- Интонационно-фонетические упражнения.
- Голосовые сигналы доречевой коммуникации (лежащие в основе голосовой активности человека и заложенные в нём генетически, эволюционно). Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Мало того, что это интересно и увлекательно, - это еще и очень действенно.
Кроме этого, используются упражнения для распевания и постановки певческого дыхания.
В работе над песней вокально-хоровая работа продолжается. Её задача направлена на развитие чистого интонирования отдельных фраз и мелодий, правильной дикции и артикуляции, фразового дыхания, умения выразительного пения (передача характера и динамических оттенков) без напряжения.
В работе над песней так же решается задача развития музыкальных способностей детей (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
Для того чтобы передать песенный образ и сделать его более эмоциональным и запоминающимся, включаются несложные движения.
Возрастные особенности детей позволяют реализовать задачи Программы через два взаимосвязанных направления: собственно вокально-хоровую работу и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- пение хором в унисон;
- пение хоровыми группами (дуэт, трио и т.д);
- включение в хор солистов.
Концертная деятельность подразумевает участие детей в отчётном концерте перед родителями (законными представителями), в конкурсах различного уровня (по желанию родителей (законных представителей)).
Программа занятий имеет определенную структуру:
Вводная часть. Музыкальное приветствие.
Основная часть.
- Упражнение на развитие дыхания.
- Артикуляционная гимнастика.
- Интонационно-фонетические упражнения.
- Скороговорки, чистоговорки.
- Упражнения для распевания.
- Работа над песней.
Заключительная часть. Оценка деятельности и рефлексия.
Перспективный план работы
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Примерный музыкальный материал |
Музыкальное приветствие | Установление контактов, психологическая настройка на занятие. | |
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох. «Машина» - вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). |
Интонационно-фонетические упражнения | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности |
Скороговорки, чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать интонационную выразительность (проговаривать с удивлением, повествованием, вопросительно, с восклицанием), чувство темпа (проговаривать с ускорением и замедлением, не повышая голоса), развивать умение обыгрывать образ движениями. | «Говорил попугай попугаю» «Тигры» «Вёз корабль карамель» «Кит-рыба» |
Упражнения для распевания | Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. | «Котенок и бабочка» «Птичка и Лиса» «Машенька и Медведь» |
Исполнение песни (разучивание песенного репертуара) | Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. | «Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной «Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина «Вовин барабан» В.Герчик, С.Пришельца |
Количество занятий - 8 |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Примерный музыкальный материал |
Музыкальное приветствие | Психологическая настройка на занятие. |
|
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Упражнения: «Обезьянки», «Весёлый язычок» Знакомый материал |
Интонационно-фонетические упражнения | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности |
Скороговорки, чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать интонационную выразительность (проговаривать с удивлением, повествованием, вопросительно, с восклицанием), чувство темпа (проговаривать с ускорением и замедлением, не повышая голоса), развивать умение обыгрывать образ движениями. | «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал |
Упражнения для распевания | Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. | «Фокус-покус», «Чудо-лесенка», «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой |
Исполнение песни (разучивание песенного репертуара) | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | «Капризная песенка» муз. и сл. И. Горбиной «Ябеда-корябеда» Б.Савельева «День рожденья» В.Герчик, Н Френкель «Снежинки-пушинки» Т.Островской |
Количество занятий - 8 |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Примерный музыкальный материал |
Музыкальное приветствие | Психологическая настройка на занятие. |
|
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; Знакомый материал |
Интонационно-фонетические упражнения | Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам» |
Скороговорки, чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать интонационную выразительность (проговаривать с удивлением, повествованием, вопросительно, с восклицанием), чувство темпа (проговаривать с ускорением и замедлением, не повышая голоса), развивать умение обыгрывать образ движениями. | «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал |
Упражнения для распевания | Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. | «Золушка и сестры» А.Евтодьевой Знакомый материал |
Исполнение песни (разучивание песенного репертуара) | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | «Новогодние пожелания» музыка и слова Т.Хижинской «В королевстве детей» Н.Куликовой |
Количество занятий - 8 |
Январь
Содержание работы | Задачи | Примерный музыкальный материал | |
Музыкальное приветствие | Психологическая настройка на занятие. |
| |
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. | Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу) «Я обиделся» «Я радуюсь» Знакомый материал | |
Интонационно-фонетические упражнения | Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно) | |
Скороговорки, чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. | «Король на корону копейку копил» Чтение текста песен Знакомый материал | |
Упражнения для распевания | Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала. | «Волк и красная шапочка» «По щучьему веленью» А.Евтодьевой Знакомый материал | |
Исполнение песни (разучивание песенного репертуара) | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. Совершенствовать исполнительское мастерство. Учить детей работать с микрофоном. | «Дело было в январе» В.Шаинского Повторение знакомых песен | |
Количество занятий - 6 |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Примерный музыкальный материал | |
Музыкальное приветствие | Психологическая настройка на занятие. |
| |
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. | Знакомый материал | |
Интонационно-фонетические упражнения | Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | «Мороз» Знакомый материал | |
Скороговорки, чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. | «Вёз корабль камень» «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал» Знакомый материал | |
Упражнения для распевания | Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. | «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомый материал | |
Исполнение песни (разучивание песенного репертуара) | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. Совершенствовать исполнительское мастерство. Учить детей работать с микрофоном. | «Песенка про папу» В.Шаинского «Модницы» И.Ростовцева «Телефонный разговор» Л.Русиной Повторение знакомых песен | |
Количество занятий - 8 |
Март
Содержание работы | Задачи | Примерный музыкальный материал |
Музыкальное приветствие | Психологическая настройка на занятие. |
|
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. | Знакомый материал |
Интонационно-фонетические упражнения | Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | Знакомый материал |
Скороговорки, чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. | Знакомый материал |
Упражнения для распевания | Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. | «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомый материал |
Исполнение песни (разучивание песенного репертуара) | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. Совершенствовать исполнительское мастерство. Учить детей работать с микрофоном. | «Мамочка моя» А.Ермолаева «Пешки-ложки» Ю. Турнянского Повторение знакомых песен |
Количество занятий - 8 |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
Музыкальное приветствие | Психологическая настройка на занятие. |
|
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. | Знакомый материал |
Интонационно-фонетические упражнения | Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | Знакомый материал |
Скороговорки, чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. | Знакомый материал |
Упражнения для распевания | Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Развивать умение детей раскрепощаться. | «Стрекоза и рыбка» «Кот и петух» А.Евтодьевой |
Исполнение песни (разучивание песенного репертуара) | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. Совершенствовать исполнительское мастерство. Учить детей работать с микрофоном. | «Что такое семья?» Е.Гомоновой «Посадили мы березку» В.Витлин, А.Скаценкова |
Количество занятий - 8 |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
Музыкальное приветствие | Психологическая настройка на занятие. |
|
Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. | Знакомый материал |
Интонационно-фонетические упражнения | Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | Знакомый материал |
Скороговорки, чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. | Проговаривание текста песен, попевок Знакомый материал |
Упражнения для распевания | Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Развивать умение детей раскрепощаться. | «Стрекоза и рыбка» «Кот и петух» А.Евтодьевой |
Исполнение песни (разучивание песенного репертуара) | Совершенствовать вокальные навыки: петь естественным звуком без напряжения; чисто интонировать в удобном диапазоне; петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму; слышать и оценивать правильное и неправильное пение; самостоятельно попадать в тонику. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. | «Любимый детский сад» К.Костина «В самый первый раз» Н.Разуваевой «Наша воспитательница» А.Филиппенко |
Отчётный концерт перед родителями | ||
Количество занятий - 8 |
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие условия:
- обеспечение эмоционального благополучия на занятиях;
- игровой характер занятий;
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
- звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, фонограммы с записями музыкального материала);
- фортепиано;
- концертная деятельность детей;
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Перечень литературных источников
Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать, играя! – Калуга, 2007.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Санкт-Петербург.: Лань, 2000.
Пекерская Е.М. Вокальный букварь. - Москва, 1996.
[1] Фонопедия – отрасль дефектологии, занимающаяся восстановлением и коррекцией голосовой функции. Фонопед учит правильно пользоваться голосом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....