ООД по нравственно-трудовому воспитанию "Не хотим лениться, будем трудиться!"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
: Данное занятие поможет воспитателю решить задачи по формированию положительного отношения к труду через творчество И.А. Крылова (басня «Стрекоза и Муравей»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звездочка»
Районный семинар дошкольных работников Козловского района на тему
«Воспитание дошкольника в труде»
Конспект интегрированного ООД
по нравственно-трудовому воспитанию
"Не хотим лениться, будем трудиться"
Подготовила и провела:
Максимова С.А.
воспитатель I кв. кат.
Дата 27.10.2016.
Козловка
Конспект интегрированного ООД по нравственно-трудовому воспитанию
"Не хотим лениться, будем трудиться"
Интеграция с образовательными областями:
- «Социально – коммуникативное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно - эстетическое развитие»
Программное содержание:
Образовательные задачи: формирование положительного отношения к труду; знакомство с творчеством И.А. Крылова посредством басни «Стрекоза и Муравей».
Развивающие задачи: развитие творческих способностей детей в изобразительной и театрализованной деятельности; развитие трудовых навыков.
Воспитательные задачи: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей; совершенствование нравственного развития детей путём воспитания навыков трудолюбия; закрепление понятий «труд-хорошо», «лень-плохо».
Словарная работа: введение в активный словарь детей следующих слов: трудолюбие, лень, безделье-печаль-наказание.
Материалы и оборудование:
хрестоматия с баснями;
альбомные листы, карандаши;
маски Муравья и Стрекозы;
домик, мётлы, грабли.
Предшествующая работа: беседа о трудолюбивых и ленивых.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто вы сидите, дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей.)
- Молодцы! Дома вы всегда заняты чем-то полезным, помогаете маме, папе, бабушке и дедушке, свои младшим братьям и сёстрам. Как люди говорят о человеке, который много трудится? (Ответы детей.) Правильно, трудолюбивый человек. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде.
1 ребёнок: Терпение и труд всё перетрут
2 ребёнок: Без труда не вынешь и рыбку из пруда
3 ребёнок: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
4 ребёнок: Птицу узнают в полёте, а человека в работе
Воспитатель: Спасибо ребята! Дети, мы уже с вами знаем, что у каждого живого существа есть место его трудов. И все существа на земле должны трудиться, и люди, и животные, и насекомые, и птицы. Но бывает и так, что не все трудятся. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых, и ленивых. Вот с такими героями басни И.А. Крылова я хочу вас познакомить.
Стрекоза и Муравей.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт:
И кому на ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручен
К муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой;
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты лето?»-
Говорит ей Муравей
«До того ль, голубчик было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
«А, так ты…» – «Я без души
Лето красное всё пела»,-
Ты всё пела?
Так пойди ж и попляши!»
Воспитатель: Ребята, о ком рассказывается в басне? (Ответы детей.) Правильно о Стрекозе и Муравье.
- Что делал муравей? (Ответы детей.) Да, Муравей всё лето трудился, готовился к зиме.
- Что сказал муравей стрекозе? (Ответы детей.) Муравей ответил Стрекозе «Ты всё пела? Это дело: так пойди ж и попляши!»
- А что же делала всё лето Стрекоза? (Ответы детей.) Верно, Стрекоза всё лето ничего не делала, только пела.
- Ребята, как можно охарактеризовать муравья? (Ответы детей.) Правильно, Муравей трудолюбивый.
- А Стрекоза, какая она? (Ответы детей.) Верно, она ленивая.
- Дети, так к чему приводит лень? (Ответы детей.) Правильно, лень приводит к печали – «злой тоской удручена» и к наказанию – осталась наша стрекоза на зиму без тёплого дома и пищи. Конечно, немного жаль Стрекозу и даже можно осудить Муравья за то, что, он не был милосерден к Стрекозе, но видно, по мнению И.А. Крылова она этого заслуживала.
Дети, давайте разыграем эту басню, но сделаем нашу стрекозу грубой, невоспитанной, так чтобы зрителям не стало, её жаль.
Разыгрывание сценки «Стрекоза и Муравей».
Действующие лица:
Чтец- воспитатель.
Стрекоза – ребёнок.
Муравей – ребёнок.
Чтец:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела
оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт.
Стрекоза уж не поёт:
Выходит стрекоза, закутанная в платок, Чтец участливо кладёт руку на плечо Стрекозы. Стрекоза неожиданно очень грубо отвечает Чтецу.
Стрекоза:
И кому на ум придёт
На желудок петь голодный!
Чтец продолжает участливо относиться к Стрекозе и знаками показывает на дом Муравья, советуя постучаться. Справа стоит домик, около него Муравей пилит бревно. Стрекоза идёт к домику и начинает грубо разговаривать с Муравьём.
Стрекоза:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей.
И пытается оттолкнуть муравья, пройти в дом. Муравей отстраняет её.
Муравей:
Кумушка, мне странно это
Да работала ль ты лето?
Стрекоза нахально отвечает.
Стрекоза:
До того ль, голубчик было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час
Так, что голову вскружило.
Муравей удивлённо отвечает ей.
Муравей: А, так ты…
Стрекоза перебивает Муравья.
Стрекоза:
Я без души
Лето красное всё пела.
Муравей поучительно отвечает ей.
Муравей:
Ты всё пела? Это дело
Так пойди ж и попляши!
Воспитатель: Спасибо наши артистам, за хорошую работу. Видите, какой невоспитанной и грубой оказалась наша стрекоза и её ничуть не жалко, правда ребята.
- А сейчас я приглашаю вас сконструировать из природного материала «Стрекозу»
«Стрекоза» (из природного материала) | Учить детей делать игрушки по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин. Формировать интерес к данному виду труда, развивать воображение. Соблюдать правила работы с пластилином и аккуратно обращаться с природным материалом. | Семена (крылатки)ясеня, клёна; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева, пластилин. | Э.К.Гульянц, И.Я.Базик. «Что можно сделать из природного материала» Стр.35 |
(Продуктивная деятельность детей.)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим ваши работы. Все они очень красивые. Вы трудились с любовью, поэтому они получились такие замечательные. Молодцы! Давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали. (Ответы детей.)
- Правильно, мы говорили о труде, трудолюбии, о том, что все должны трудиться. Что труд это хорошо, а лень плохо, и от безделья всегда идёт печаль и наказание. Вы все очень трудолюбивые ребята, вы потрудились в группе, а ещё нам предстоит потрудиться на участке. Я приглашаю вас на прогулку.
Семинар — практикум для педагогов
«Педагогическая этика в дошкольном учреждении»
Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.
Задачи:
1. Создание доброжелательной атмосферы.
2. Овладение навыками общения друг с другом.
3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения друг с другом.
Свое выступление мне хотелось бы начать словами Вольтера:
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике. Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». (Ответы педагогов)
Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками и технологиями, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни.
В нашем дошкольном учреждении принят в 2014году кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников. Этот документ вы наверное уже изучили на сайте ДОУ и сегодня мы будем разговаривать на равных.
Давайте определимся в назначении этического кодекса педагогов ДОУ:
Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники дошкольного образовательного учреждения - детский сад работающие с детьми.
Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики:
- регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;
- защищающие их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.
Основу норм Этического кодекса педагогов составляют следующие основные принципы:
- человечность,
- справедливость,
- профессиональность,
- ответственность,
- терпимость,
- демократичность,
- партнерство,
- солидарность.
Как полагал Руссо, педагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Как вы думаете, что такое воспитатель для дошкольника? (Ответы педагогов)
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.
Что в Вашем понимании «ТАКТ».? (Ответы педагогов).
«Такт» в переводе с греческого – это « легкое прикосновение».
« Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.
Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их.
Игра «Молекулы»
Все участники – атомы, которые беспорядочно движутся по залу, а по сигналу ведущего быстро объединяются в молекулы определенной ведущим величины. Упражнение проводится несколько раз. В последнем круге ведущий называет цифру «3». В соответствии с этим участники разбиваются на пары и садятся рядом друг с другом.
У нас образовались микрогруппы из трех человек и я хочу познакомить вас с основными принципами работы в группе.
Ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы.
1. Мы – одна команда.
2. Можно говорить все, что ты думаешь.
3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).
4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.
5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.
Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.
Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников.
Предположите какие требования можно предъявить к речи педагога (Ответы педагогов)
Раздать листы названием требований и педагоги обсуждают и раскрывают понятия в микрогруппах (Приложение №1)
Требования к речи педагога:
1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Наша работа подошла к концу. Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча посвящена педагогической этике заставит вас задуматься о высоком предназначении педагога. И еще раз прочитав этический кодекс переосмыслить свое отношение к профессии и окружающим вас людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых»
Доклад аттестационной работы. Очень полезный материал в рамках требования ФГТ, так как сейчас отдельно выделена образовательная область "Труд"....
«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых»
«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, сознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». В.А...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ" 2015 год
Статья "Формирование положительного отношения к труду взрослых у дошкольников как составляющая нравственно-трудового воспитания"...
Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых
Трудовое воспитание является одной из важнейщих сторон воспитания подрастающего поколения. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радос...
Конспект образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по нравственно- трудовому воспитанию "Не хотим лениться, будем трудиться"
Цель: Формировать у детей положительное отношение к труду, желаниеучаствовать в трудовой деятельности, делать полезное окружающим.Задачи:1. Продолжать расширять представления детей о труде, о значении...
Свидетельство о публикации методического материала «Конспект занятия «Не хотим лениться, будем трудиться» электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-талант», 05.09.2021
Свидетельство о публикации методического материала «Конспект занятия «Не хотим лениться, будем трудиться» электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-талант», 05...
Социальный проект по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников "Терпенье и труд все перетрут!"
quot;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".В.А.Сухомлинский...