«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Доклад аттестационной работы. Очень полезный материал в рамках требования ФГТ, так как сейчас отдельно выделена образовательная область "Труд".
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых»
Формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
«Дайте детям радость труда!
Эту радость ему несут успех,
сознание своей умелости
и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим».
В.А.Сухомлинский
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. События последнего времени подтвердили, что коренным образом изменилось общественное сознание населения страны, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить. Решение этих вопросов – единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. На основе этих первичных обобщений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Мои наблюдения за воспитанниками показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. Дети слабо знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда). Именно поэтому мной была выбрана тема «Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых».
Я поставила цель:
ребенок, владеющий трудовыми навыками и нравственными качествами личности.
Для реализации цели наметила следующие задачи:
- учить выполнять трудовые действия, необходимые для выполнения трудовых поручений;
- формировать культуру труда (подготавливать рабочее место, уметь подбирать необходимые инструменты и материалы, бережно с ними обращаться);
- развивать настойчивость, целеустремлённость, способность, к преодолению трудностей для достижения поставленной цели;
- воспитывать интерес к труду взрослых и уважение к человеку-труженику (на примере доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);
- воспитывать бережное отношение к результатам труда.
В результате их решения планирую получить следующий результат:
Ребёнок:
- владеющий необходимыми трудовыми навыками и умеющей добиваться поставленной цели;
- оказывающий посильную помощь при организации совместного труда с взрослым, с интересом включающийся в процесс труда;
- владеющий личностными качествами: самостоятельностью, ответственностью и инициативностью;
- владеющий навыками положительных взаимоотношений (дружбой, взаимопомощью, заботой о старших и сверстниках).
Мною были выбраны следующие направления в работе:
- создание предметно-развивающей среды для осуществления трудовых действий детьми;
- чтение, беседы, экскурсии и целевые прогулки для ознакомления воспитанников с трудом взрослых и объяснения его значения;
- организация совместной трудовой деятельности взрослых и детей.
- осуществление взаимодействия со специалистами детского сада по формированию позитивного отношения дошкольников к труду;
- педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения детей к труду и воспитания у них правильного отношения к его результатам.
Методологической основой и источником информации работы по формированию нравственно-трудовых качеств ребёнка, через ознакомление с трудом взрослых для меня стали:
- «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;
- «Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника» автора Л.В.Куцаковой;
- «Воспитание дошкольника в труде» под редакцией В.Г.Нечаевой.
С целью разработки и реализации системы по формированию позитивного отношения детей труду, я определила для себя следующий ежегодный пошаговый алгоритм работы и наметила мои действия на каждом:
- Первый шаг – предварительный. Он проходит во временном отрезке с мая по сентябрь месяц. Его цель заключается в определении стартовых возможностей воспитанников по трудовому воспитанию и создании условий для реализации поставленных задач.
- Второй шаг – технологический. Его временной отрезок включает в себя август и сентябрь месяц, в течение которых разрабатывается методическое обеспечение по выбранному направлению работы.
- Третий шаг – внедренческий. Он длится в период с сентября по май и направлен на поэтапное внедрение перспективного плана по работе с воспитанниками, взаимодействию с родителями и специалистами.
- Четвёртый шаг – аналитический. Его временной отрезок – май. Здесь определяется уровень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников по данному направлению, а также анализ проведенных мероприятий и собственной деятельности.
Свою работу я начала с создания предметно развивающей среды, которая способствовала бы ознакомлению воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского сада.
С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, об особенностях их трудовой деятельности, мною пополнен книжный уголок, в котором размещены иллюстративный материал, подборки книг, фотоальбомов, книжек-самоделок, созданных детьми и их родителями.
Оборудованный в группе уголок природы, включает в себя необходимый инвентарь по уходу за растениями и обитателями живого уголка. Также здесь хранится собранный детьми и родителями природный материал, который необходим нам для совместной продуктивной деятельности по ручному труду. Для работы в летний период на территории детского сада, отведены две грядки на огороде для совместной трудовой деятельности по посадке овощных культур и уходу за ними, а также клумба для выращивания цветущих растений.
Зона для сюжетно-ролевых игр наполнена необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, которые заменяют настоящие, используемые взрослыми в процессе труда. Эта зона важна и необходима, потому что именно в игре, в специально созданных условиях, дошкольники воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Этот опыт в дальнейшем поможет им во взрослой жизни.
В группе отведено место для дидактических игр, среди которых много игр по ознакомлению детей с трудом взрослых (профессиями), орудиями труда (инструментами), трудовыми действиями необходимых для той или иной деятельности. Это «Оденем кукол на прогулку», «Что лишнее?», «Кукла заболела», «Принимайся за обед», «Что изменилось?» и др. Их использование в работе позволяет закрепить знания детей об особенностях труда взрослых разных профессий, об инструментах и оборудовании так необходимых взрослым для осуществления трудовых действий. Кроме этого названные дидактические игры способствуют развитию познавательного интереса воспитанников и формированию их нравственно-трудовых качеств.
Уголок изодеятельности наполнен раскрасками разной тематики: «Инструменты», «Посуда», «Транспорт», «Овощи», «Времена года», трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать своё восприятие труда взрослых в рисунках, создавать отдельные предметы с помощью пластилина. Это способствует углублению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к человеку-труженику.
Оформленный уголок дежурства помогает привлекать ребёнка к выполнению трудовых поручений, имеющих общественную значимость для коллектива, что, в свою очередь, способствует нравственному воспитанию дошкольников.
Важно отметить, что в рамках реализации приоритетного направления работы нашего дошкольного учреждения по приобщению воспитанников к быту и народным традициям, мною уделяется должное внимание народному творчеству во всём его многообразии. Трудно представить быт русского народа без трудовой деятельности. Всю жизнь крестьян на Руси сопровождал труд. Именно поэтому устное народное творчество посвящено труду, и благодаря этому, воспитывая у своих детей интерес и желание к труду, формируя нравственно-трудовые качества воспитанников, я использую в работе с детьми потешки, заклички, сказки, загадки, песни, пословицы, поговорки, народные приметы. Все они оформлены мною и успешно применяются в работе.
Уголок театрализованной деятельности, с различными видами театра, помогает дошкольникам выполнить имитационные трудовые действия, проявить свои личностные качества при обыгрывании персонажей сказок, потешек. А сказочные герои, как известно, постоянно выполняют определенные трудовые действия, так как их создавал трудовой народ.
Таким образом, предметно-развивающая среда была создана и способствует созидательной трудовой деятельности воспитанников.
Для начала работы мною был выявлен уровень сформированности трудовых навыков воспитанников по диагностической методике авторов Н.С. Голициной и А.В. Куцаковой, который включает в себя такие параметры, как:
- интерес к труду;
- навыки совместной деятельности;
- уровень самостоятельности в труде;
- уровень воспитанности;
- чувство общественного долга.
Полученные результаты позволили произвести качественный и количественный отбор информации для дальнейшей работы с детьми, учитывая их возрастные и индивидуальнее особенности.
Для решения поставленных задач мною определены пути их реализации:
- Первый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его назначения;
- Второй путь – непосредственная организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых.
Также обозначены и основные формы организации самостоятельного труда ребенка и труда детей со взрослым. Это:
- поручения, которые способствуют формированию у детей интереса к труду и чувства ответственности за порученное дело;
- дежурства, которые воспитывают у детей ответственность, заботу, а также понимание необходимости своей работы для всех;
- коллективная трудовая деятельность, что позволяет сформировать у детей умение трудиться в коллективе, помогать сверстникам и взрослым.
В работе с воспитанниками я использую разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них
- Наглядные (живые образы), к которым относятся:
- экскурсии
- наблюдения
- дидактические пособия
- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
- просмотр видеозаписей
- Словесные, которые включают:
- художественное слово
- рассказ воспитателя
- беседы
- малые фольклорные формы
- проблемные ситуации
- высказывания и сообщения
- Практические – это:
- трудовые поручения
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
- игровые обучающие ситуации
- сюжетно-ролевые игры
- Игровые, к которым относятся:
- дидактические игры
- игровые упражнения
- игры с правилами
- словесные игры
- игры-воображения
- игры-шутки
- сюжетно-ролевые игры
- сюрпризные моменты
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:
- показ
- объяснение
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
- обсуждение труда и его результатов
- оценка
Трудовая деятельность дошкольников имеет несколько иное значение, отличное от труда взрослых. Его особенность – это связь детского труда с игрой, его ценность в формировании нравственных качеств детей. Учитывая эту особенность, выделены следующие компоненты детской трудовой деятельности:
- умение ставить цель
- умение планировать работу
- умение достигать результата
- умение оценивать
Исходя из изложенного выше, я определила задачи работы с детьми на каждом возрастном этапе, выбрала наиболее эффективные формы и методы для каждого возраста, а также разработала перспективное планирование для решения поставленных задач. Расскажу подробно о работе с воспитанниками в зависимости от возрастной группы.
Во второй младшей группе, исходя из результатов диагностики и личных наблюдений за детьми, я определила, что дети с интересом наблюдают за трудом взрослого, но трудовые навыки ещё не сформированы как самостоятельная деятельность ни в сознании, ни в поведении детей. Их трудовой процесс не отличается от их поведения в игре. Поэтому я наметила для себя основные задачи для этого возраста:
- формировать у ребёнка интерес к труду взрослого, вовлекая его в совместную трудовую деятельность;
- развивать эмоционально-положительное отношение к труду;
- воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к окружающим.
Работа по их реализации с дошкольниками четвёртого года жизни потребовала от меня особых способов взаимодействия с ними. Это:
- использование приёмов, вызывающих эмоциональный настрой малышей
- подкрепление действий взрослого своим словесным пояснением
- мягкое доброжелательное общение
- медленная выразительная речь, многократное повторение
- создание в любом виде деятельности, особенно в игре, мною образца для подражания
- и самое главное, использование частой похвалы в адрес малышей.
При таком подходе у моих воспитанников не было случаев отказа от предложений потрудиться, а иногда они сами просили дать им какое-либо поручение. Наглядный образ воспитателя и няни в группе способствовал этому. А, учитывая возрастные особенности, все полученные навыки отрабатывались в игре, т.к. дети четвёртого года жизни склонны к подражанию.
Работая с детьми, я пришла к твёрдому убеждению: пробуждая любознательность, интерес к деятельности взрослых, я способствовала выработке положительного отношения и уважения детей не только к своему труду, но и к их труду тоже. Для работы с детьми этой возрастной группой, я определила следующие приоритеты:
- Наблюдения:
- за трудом сотрудников детского сада,
- экскурсии по детскому саду, к месту труда сотрудников;
- Виды трудовой деятельности:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой
- труд в природе
- совместный труд со взрослым
- Беседы и художественное слово:
- рассказы о труде сотрудников детского сада;
- рассказы об инструментах;
- поэтические произведения;
- малые фольклорные формы
- Игровые обучающие ситуации:
- с игрушками-аналогами;
- с литературными персонажами
Например, чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, я при организации наблюдений за работой взрослых, использовала ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направляла внимание детей на поиск нужного предмета. Создавался нужный предмет в присутствии детей (в данном случае шить шапочку, которой нет, и потребность в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывало у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяло связать трудовой процесс с его результатом – получением нужного предмета. Затем использовали созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку). У малышей появилось бережное отношение к созданным предметам, которое они часто высказывали: «Я не буду бросать шапочку». Дети четырёх лет начинали наблюдать трудовой процесс по своей инициативе, стремились дождаться результата, спрашивали, что получится. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом, – посильная задача для детей младшего возраста. Эти знания оказались важными для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.
Накопленные дошкольниками представления способствовали обобщению трудовых процессов в определенный вид труда, который выполняет человек одной профессии, и на этой основе у детей сформировались более общие представления о труде этого человека. (Няня моет посуду, пол, накрывает на столы, помогает детям одеваться на прогулку и т. д.; повар варит суп, делает котлеты, пирожки, варит кисель, делает салаты и т. п.; шоферы привозят в нужные места разные вещи или людей).
Также обобщились представления о результатах труда, получаемых в разнообразных трудовых процессах, об их значении. На этой основе сформировались более общие представления о ценности вида деятельности человека данной профессии.
Решить поставленные задачи в младшей группе мне помогли организованные для ребят наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат. Например, мы наблюдали, как повара на кухне готовят салат, стряпают и пекут булочки, варят компот, и что из этого получается. Усвоению знаний способствовала повторность проводимых наблюдений, которые позволили сформировать у воспитанников отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости. Кроме этого я проводила игры-занятия, повторяющие тот или иной труд. Например, «Вымоем куклам посуду» «Наведем порядок в комнате», «Сготовим вкусный обед» и др. Постоянно организовывала обобщающие беседы с широким использованием наглядности, что позволило детям узнавать и называть предметы труда, инструменты, определять и называть профессии людей, в которых они могут использоваться.
В средней группе задачи работы с воспитанниками усложнились. Они сформулированы следующим образом:
- дать детям конкретные представления о труде взрослых, об общественной значимости их труда;
- знакомить детей с процессом работы людей различных профессий, их трудовыми действиями, с результатами и качеством труда, с назначением оборудования, техники, инструментов, необходимых для работы в той или иной профессии;
- развивать стремление отражать в изобразительной деятельности знания о труде взрослых;
- способствовать развитию наблюдательности, умения отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.
- углублять интерес к труду людей (это выражается в возникающем у детей желании принять участие в труде, в появлении игр в «няню», «повара», «дворника»), поддерживать в детях желание подражать взрослым;
- способствовать развитию активности в процессе трудовой деятельности;
- воспитывать в детях, на примерах труда взрослых, дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства, уважение друг к другу, к результатам труда.
Усложнение задач потребовало от меня усложнения содержания работы с воспитанниками. Больше внимания стала уделять наблюдениям за трудом сотрудников детского сада. Они расширились и теперь в них присутствует непосредственно общение детей с людьми труда, более близкое знакомство с орудиями и трудовыми действиями, возможность участия в труде самих детей. В среднем возрасте мною стали организовываться экскурсии не только по детскому саду, но и добавились экскурсии за пределы детского сада. Под впечатлением экскурсий содержание игр детей обогатилось новым содержанием, дети отражают не только функциональную часть труда, но подражают и взаимоотношениям взрослых, стараются повторять жесты, манеру общения. Кроме этого организовала наблюдения за такими видами труда, которые дошкольники могу только наблюдать, а сами к нему не подключатся (труд водителя, строителя и др.). В таких случаях «приближение» детей к взрослому происходило как «Встречи с интересными людьми».
В беседы добавились новые темы: «О том, как трудятся наши мамы и папы», «О труде людей транспортных профессий» и др. Здесь особое внимание уделяется рассказам детей о труде своих родителей. Вместе с ними изготовлены альбомы о профессиях их родителей (что они делают и где работают), а самое главное во всей этой работе – это отношение дошкольников к труду родителей, желание стать, такими же, как папа или мама.
Игровые обучающие ситуации остаются основным приёмом при формировании у детей интереса к труду взрослого и вообще к труду. Они развивают познавательный интерес детей и желание самому воспроизвести действия в игре, так как в среднем возрасте ребенок ещё мал и хочет много играть.
В трудовой деятельности основным видом является труд по самообслуживанию, я предоставляю детям больше самостоятельности и использую игровые приёмы. Значительное место в среднем возрасте начинает занимать коллективный труд, где основной формой организации являются поручения, они позволяют мне систематически привлекать детей к разнообразной трудовой деятельности и объединять нескольких детей в общем труде. С начала года дети начинают дежурить по столовой, а со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям, дежурство в уголке природы. Не малое значение, я уделяю привлечению детей к анализу результатов труда, т.е. объективной оценки деятельности детей, что отражается в уголке дежурства.
Расширилась продуктивная творческая деятельность дошкольников, теперь я вместе с детьми и при участии родителей занялась изготовлением поделок из собранного природного материала, рисованием некоторых сюжетных ситуаций как коллективных, так и индивидуальных. Эта работа нравится и детям, и родителям, потому что поделки, рисунки – это результат развития нравственных и трудовых качеств.
Всю работу по формированию нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых, я провожу тесном контакте со специалистами дошкольного учреждения:
Воспитатель по экологии:
- даёт знания о природе, животном мире;
- обучает практическим навыкам трудовой деятельности за объектами природы;
- участвует в проведении экскурсий, целевых прогулок,
- проводит акции, организует работу по проектам в детском саду;
- воспитывает позитивное созидательное отношение к окружающей природе.
Музыкальный руководитель:
- знакомит и проводит календарно обрядовые праздники;
- разучивает р.н. песни о труде и трудовых действиях;
- знакомит с народными обычаями
- организует театрализованные представления с трудовыми действиями
- воспитывает творческие способности и дружеские взаимоотношения.
Учитель – логопед:
- уделяет внимание формированию понимания и использования в активной речи малых фольклорных форм – метафор, сравнений, эпитетов, пословиц, образных выражений, поговорок, загадок и других.
- систематизирует и обобщает знания по темам,
- содействует обогащению словаря, классификации слов на группы,
- корректирует речевые нарушения у детей.
Педагог-психолог
- использует для проведения занятий фольклорный материал.
- способствует усвоению материала по приобщению воспитанников к быту, ремеслу, народным традициям через развитие познавательных психических процессов.
- систематизирует и обобщает знания по темам о труде взрослых, орудиях труда.
Невозможно мою работу представить без помощи родителей, т.к. только в семье есть благоприятные предпосылки по формированию у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ощутимость результатов этого труда, систематическое участие в этом труде совместно с взрослым. Ведь труд вместе с родителями доставляет ребёнку радость. Для взаимодействия с родителями я использую разнообразные формы:
- консультации
- папки – передвижки
- родительские собрания
- фотосессии
- домашние задания
- развлечения
- «Встречи с интересными людьми»
- Рубрика «Вы спрашиваете – мы отвечаем»
- «День открытых дверей»
- Выставки поделок.
Чтобы держать родителей в курсе событий, постоянно информирую родителей о проделанной работе, знакомлю с предстоящими мероприятиями и подготовке к ним, провожу педагогическое просвещение, с целью предъявления единых требований к детям со стороны детского сада и семьи.
Свою работу с воспитанниками я строю исходя из интересов детей, с учётом индивидуальных особенностей и уровня развития ребёнка. В соответствии с результатами диагностики я продумываю дифференцированные задания для детей, что обеспечивает заинтересованность всех воспитанников в выполнении заданий.
Результаты диагностики отражают положительную динамику уровня сформированности трудового воспитания воспитанников моей группы.
Работа над темой «Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых», даёт свои положительные результаты. Наши дети стали более самостоятельны, аккуратны, бережно относятся к вещам, у них развивается чувство взаимопомощи, дружелюбия, в целом они проявляют положительное отношение к труду и уважения к труду взрослых.
В дальнейшем я наметила для себя следующие перспективы:
- Продолжить работу по формированию нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых;
- Использовать все известные формы и методы, для сформированности навыков коллективной трудовой деятельности;
- Создание благоприятной атмосферы проявления личности каждого ребёнка и для её становления, ярче раскрывать склонности, умения, стремления и активности каждого ребёнка;
- Ознакомление детей с трудом русского народа в старину (кузнец, пахарь, ткачиха, рукодельница, бондарь и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-нравственных качеств воспитанников через народные подвижные игры
Из опыта работы...
«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых»
«Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, сознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим». В.А...
Перспективный план по формированию и активизации игры детей через ознакомление с трудом взрослых (подготовительная группа)
Перспективный план по формированию и активизации игры детей через ознакомление с трудом взрослых(подготовительная группа)...
Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых
Трудовое воспитание является одной из важнейщих сторон воспитания подрастающего поколения. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радос...
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края
Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко ...
Перспективное планирование по теме: «Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»
Перспективное планирование по теме:«Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»....
Конспект ОД Формирование художественно эстетических качеств воспитанников, через знакомство с традициями и обычаями России
Конспект открытого занятия в группе раннего возраста формирование художественно эстетических качеств воспитанников, через знакомство с традициями и обычаями России.Тема: «Дорога в волшебный мир ...