Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых
учебно-методический материал на тему

Трудовое воспитание является одной из важнейщих сторон воспитания подрастающего поколения. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых».

Актуальность педагогического опыта

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. На основе этих первичных обобщений, возможно, формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Мои наблюдения за воспитанниками показали, что

  • Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.
  • Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.
  • Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
  • Труд важен для нравственного воспитания ребенка - воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

В результате внедрения данного опыта воспитанники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при выполнении трудовых навыков.

Основные методы и средства, используемые в педагогическом опыте.

Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.

Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.

К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.

Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида.

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной и художественный труд

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе:

- подготовка рабочего места перед началом рисования;

- уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:

- труд по уборке помещения;

- мытье посуды, стирка и др.

Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься:

  • уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);
  • уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);
  • принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста);
  • в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.

Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает. Труд в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людёй, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок.

Содержание детского труда реализуется в разных формах организации.

Формы организации труда детей дошкольного возраста

  • Поручения
  • Дежурства
  • Общий, совместный, коллективный труд

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.

Трудовые поручения могут быть:

  •  по форме – индивидуальные, подгрупповые, общие;
  •  по продолжительности - кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Я широко использую во всех возрастных группах поручения, но в младшем возрасте эта форма является ведущей в организации детского труда. В силу психологических особенностей дети младшего возраста недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию. Они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, я использую групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

В старших группах детского сада поручения продолжают играть большую роль, однако, важное значение начинают приобретать обязанности. Я привлекала детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных, и к самообслуживанию. Особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени. Повышаются требования и к качеству выполнения поручений, они теперь носят общественный характер: помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада (завхозу, дворнику и др.), нуждающимся в их помощи.

Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста дают возможность мне повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.

Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. Я привлекала детей к помощи младшему воспитателю, когда она накрывает столы к еде, или давала поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, я напоминаю детям, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, я предлагала дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил.

Продолжительность дежурств была разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство (на одно занятие), дневное, т. е. в течение дня дежурство по столовой или в уголке природы.

Общий, совместный, коллективный труд. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.

Данная форма организации труда детей, прежде всего, способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Трудовое воспитание дошкольников я осуществляла с помощью ряда средств:

  1. собственной трудовой деятельности детей;
  2. ознакомления с трудом взрослых;
  3. художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей я формировала представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми я каждодневно использовала пословицы и поговорки. Они помогали мне в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С.Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.

Читая детям художественные произведения о труде, я решала сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнавали о разных профессиях, у них появлялся интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формировалось отношение к ней, по крупицам складывался образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом - тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками я рассматривала такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не может осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе с взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся в детском саду, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью я систематически знакомила родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста. В своей работе применяла разнообразные формы работы с родителями:

  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Совместные выставки поделок: «Что нам осень принесла», «Живи, ёлочка!»;
  • Проектная деятельность;
  • Акции по благоустройству территории

В ходе ознакомления детей с трудом взрослых я стремилась раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда. Самое интересное для детей и родителей стало задание изготовить альбом о профессии «Кем я мечтаю стать!». Родители откликнулись с удовольствием. В результате совместной с родителями деятельности, Рома К. принес альбом о враче - педиаторе; Давид У. - о капитане дальнего плавания; Ваня Б. и Сережа Б. - о полицейском; Алена Б. - о парикмахере; Илья А. - о водителе-дальнобойщике; Дарина И. - о художнике; альбомы у всех получились интересными и красивыми, а совместная деятельность способствовала развитию детского интереса и интереса родителей к проявлениям своего ребёнка.

Таким образом, при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитанники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при выполнении трудовых навыков, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых»

Доклад аттестационной работы. Очень полезный материал в рамках требования ФГТ, так как сейчас отдельно выделена образовательная область "Труд"....

«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых»

«Дайте детям радость труда!  Эту радость ему несут успех, сознание своей умелости  и значимости выполняемой работы,  возможность доставлять радость другим». В.А...

Перспективный план по формированию и активизации игры детей через ознакомление с трудом взрослых (подготовительная группа)

Перспективный план по формированию и активизации игры детей через ознакомление с трудом взрослых(подготовительная группа)...

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края

Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко ...

Перспективное планирование по теме: «Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»

Перспективное планирование по теме:«Формирование нравственно-трудовых навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом и культурой русского народа»....

Конспект ОД Формирование художественно эстетических качеств воспитанников, через знакомство с традициями и обычаями России

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста формирование художественно эстетических качеств воспитанников, через знакомство с традициями и обычаями России.Тема: «Дорога в волшебный мир ...