Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
статья по теме

Съедина Татьяна Николаевна

Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  Ивнянского района Белгородской области

 

        

           

                     

Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

                                                                                  Подготовила  

                                                                                          Социальный педагог

Съедина Татьяна Николаевна

2017г.

Вопросы нравственного воспитания и развития волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного развития и воспитания становится все более необходимой.  Кто как не социальный педагог, имеющий возможность влияния на развитие и воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно в связи с этим социальный педагог реабилитационного центра, решая задачи воспитания, должен помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

         Исследуемая нами проблема нашла отражение в работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного развития и воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

        Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

 Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного развития и воспитания можно выделить следующие направления:

- обучение общаться в коллективе, употреблять различные формы вежливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности.

            - осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

- осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему. Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.

- осмысление себя как частицы общества, в котором мы живём.

       Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный педагог.

           Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами.  Следовательно, задача педагога, - сделать так, чтобы ребенком был сделан правильный выбор в пользу первого, что необходимо будет для его дальнейшей жизни и сделает наше общество лучше. Приобретение положительных качеств, сделает воспитанника нравственным, культурным, созидательным гражданином, владеющим общечеловеческими ценностями.

Мы живем в век быстрого развития коммуникации и все большей мобильности. В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры, произведения современной популярной музыки. Поэтому с младшего школьного возраста необходимо проводить регулярную работу по всестороннему развитию и воспитанию детей, объяснять нормы и правила поведения в обществе, воспитывать этическое сознание и готовность совершенствовать позитивные поступки, формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни. Мы разработали программу по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Программу назвали «Я и моё окружение».

Эффективному развитию и воспитанию нравственных качеств, поступков детей младшего школьного возраста будет способствовать система социально-педагогической работы, выстроенная с соблюдением следующих условий при реализации программы:

  1. Выделение блоков и направлений социально-педагогической работы.
  2. Тематический принцип организации коррекционно-развивающих мероприятий.
  3. Взаимодействие специалистов реабилитационного центра, учителей школы и включение в процесс деятельности родителей.
  4. Использование современных технологий по нравственному воспитанию и развитию.

Программа «Я и мое окружение» направлена на всестороннее развитие и воспитание нравственных качеств и поступков детей младшего школьного возраста. Сформировать у ребенка способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1.  Формирование основ нравственного самосознания личности (совести).
  2.  Развитие способности у воспитанников младшего школьного возраста формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
  3.  Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию. 

Дети школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые мы ставим перед собой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

  1. Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного”.  Москва “Вентана – граф” 2002. .
  2. Безруких, Макеева А.Г «Все цвета, кроме чёрного».2003
  3. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2003
  4. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2003
  5. Корчинова О.В. Детский этикет. Ростов на Дону «Феникс», 2003
  6. Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости. -М.:«Педагогика», 1983.
  7. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими

           школьниками. М.:, «Просвещение», 1982.

  1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.:

«Просвещение», 1986.

  1. Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994.
  2. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: «Педагогика», 1990.
  3. Конвенцией о правах ребенка;
  4.  Конституцией Российской Федерации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание средствами народной педагогики воспитанников социально-реабилитационного центра

В результате реформирования современного российского общества образовался  кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания моральных качеств подрастающего поколения. Детям п...

Методический семинар "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем".

Основой данной публикации является создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольников посредством ознакомления с природой и особенностями родного края в соответствии с ФГОС....

Презентация к методическому семинару "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем".

Эта презентация к методическому семинару "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем"....

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, ...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный пед...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить насилие и жестокость, проблема нравственного воспитания ...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Наши воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют особого подхода в нравственном воспитании, потому что большее время бывают, предоставлены сами себе. Проблемы нравственного воспита...