Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
статья по теме
Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области
Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
Подготовила
Социальный педагог
Съедина Татьяна Николаевна
2017г.
Вопросы нравственного воспитания и развития волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного развития и воспитания становится все более необходимой. Кто как не социальный педагог, имеющий возможность влияния на развитие и воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно в связи с этим социальный педагог реабилитационного центра, решая задачи воспитания, должен помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного развития и воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.
Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В системе нравственного развития и воспитания можно выделить следующие направления:
- обучение общаться в коллективе, употреблять различные формы вежливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности.
- осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
- осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему. Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.
- осмысление себя как частицы общества, в котором мы живём.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Следовательно, задача педагога, - сделать так, чтобы ребенком был сделан правильный выбор в пользу первого, что необходимо будет для его дальнейшей жизни и сделает наше общество лучше. Приобретение положительных качеств, сделает воспитанника нравственным, культурным, созидательным гражданином, владеющим общечеловеческими ценностями.
Мы живем в век быстрого развития коммуникации и все большей мобильности. В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры, произведения современной популярной музыки. Поэтому с младшего школьного возраста необходимо проводить регулярную работу по всестороннему развитию и воспитанию детей, объяснять нормы и правила поведения в обществе, воспитывать этическое сознание и готовность совершенствовать позитивные поступки, формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни. Мы разработали программу по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Программу назвали «Я и моё окружение».
Эффективному развитию и воспитанию нравственных качеств, поступков детей младшего школьного возраста будет способствовать система социально-педагогической работы, выстроенная с соблюдением следующих условий при реализации программы:
- Выделение блоков и направлений социально-педагогической работы.
- Тематический принцип организации коррекционно-развивающих мероприятий.
- Взаимодействие специалистов реабилитационного центра, учителей школы и включение в процесс деятельности родителей.
- Использование современных технологий по нравственному воспитанию и развитию.
Программа «Я и мое окружение» направлена на всестороннее развитие и воспитание нравственных качеств и поступков детей младшего школьного возраста. Сформировать у ребенка способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Формирование основ нравственного самосознания личности (совести).
- Развитие способности у воспитанников младшего школьного возраста формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
- Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.
Дети школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые мы ставим перед собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:
- Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного”. Москва “Вентана – граф” 2002. .
- Безруких, Макеева А.Г «Все цвета, кроме чёрного».2003
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2003
- Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2003
- Корчинова О.В. Детский этикет. Ростов на Дону «Феникс», 2003
- Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости. -М.:«Педагогика», 1983.
- Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими
школьниками. М.:, «Просвещение», 1982.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.:
«Просвещение», 1986.
- Волина В.В. Учимся играя. М.: «Просвещение», 1994.
- Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: «Педагогика», 1990.
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией Российской Федерации;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание средствами народной педагогики воспитанников социально-реабилитационного центра
В результате реформирования современного российского общества образовался кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания моральных качеств подрастающего поколения. Детям п...
Методический семинар "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем".
Основой данной публикации является создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольников посредством ознакомления с природой и особенностями родного края в соответствии с ФГОС....
Презентация к методическому семинару "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем".
Эта презентация к методическому семинару "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем"....
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, талантливые пальчики"
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков воспитанников социально-реабилитационного центра средствами коллективной изобразительной деятельности "Волшебные кисточки, ...
Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный пед...
Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить насилие и жестокость, проблема нравственного воспитания ...
Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
Наши воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют особого подхода в нравственном воспитании, потому что большее время бывают, предоставлены сами себе. Проблемы нравственного воспита...