Памятка для педагогов-психологов
консультация на тему

Наталья Леонидовна Корчагина

В памятке сжато представлены  наиболее часто встречающиеся диагнозы при нарушении развития ребенка. Дана расшифровка диагноза и краткое описание признаков, особенностей поведения ребенка при том или ином диагнозе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

при  работе  с  детьми  с  ОВЗ

ДИАГНОЗ

РАСШИФРОВКА

ПРИЗНАКИ,

ОСОБЕННОСТИ  ПОВЕДЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

ЗПР

Задержка психического  развития

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память,  внимание,  мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. 

ЗПРР

Задержка  прихоречевого развития

Задержка прихоречевого  развития  у  детей  выражается  в  замедленном  темпе  интеллектуального  и  личностного  формирования,  сопровождаемом  притормаживанием  речевого  прогресса.

ЛУО

Легка   умственная  отсталость

Снижение  интеллекта  на  фоне  резидуально-органического  поражения  мозга. Выраженное  снижение  познавательно-развивающего и  игрового  интереса.Уплощенность  эмоций.

Выраженное  снижение  контроля  и  регуляции   поведения.  Не  способность  или  выраженное  затруднение  переноса    освоенного  материала  в  новую  ситуацию.

ММД

Минимальные  мозговые дисфункции,  вследствие  перинатального  поражения  ЦНС

Последствие   ранних повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.  Незначительное  снижение  активности  познавательных  процессов. Повышенная  утомляемость. Низкая  работоспособность. Снижение  контроля  и  регуляции  поведения

В дошкольном возрасте у детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная нервно-психическая утомляемость, некоторые особенности поведения (инфантилизм, импульсивность),

РДА

Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА,

синдром Лео Каннера, Ранний  детский   аутизм

 Нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков. Выраженные  нарушения  восприятия, мыслительных  и  коммуникативных  процессов. Часто  сопровождается  высоким  уровнем  тревожности,  отказом  от  визуального  контакта,  не  принятием  тактильного  контакта. Присутствуют  вокализации,  речевые  шаблоны  или  эхолалии.  Поведение  чаще  «полевого»  характера  с  проявлениями  аутостимуляций. Игровые  действия стереотипные. Повышенная  избирательность  в  пище.

Нарушения аутистического спектра

Присутствие  не  полной  симптоматики  РДА,  а  лишь  нескольких  симптомов,  которые  не  могут  составить  полный  синдром  аутизма

Расстройства аутистического спектра (РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов Снижение  познавательно-развивающего  и  игрового  интереса.

Присутствие  отдельных  реакций  аутистического  поведения.

Гипертензионный синдром

Гипертензионный синдром является неврологической патологией – это повышение внутричерепного давления, чаще всего связанное с нарушением кровоснабжения

Гипертензионный синдром обычно является последствием внутриутробной гипоксии либо родовой травмы.У детей раннего возраста при гипертензионном синдроме отмечается беспокойное поведение, периодический плач, нарушение сна. На пике головной боли могут наблюдаться тошнота и рвота, приносящие кратковременное облегчение. Также отмечается повышенная потливость, изменения и колебания температуры тела ребенка. Такие дети метеозависимые, то есть реагируют на любые изменения погоды.

Гидроцефальный  синдром

Под гидроцефальным синдромом понимают избыточное количество ликвора (спинномозговой жидкости) под оболочками головного мозга либо в желудочках мозга.

Одними из основных причин повышения внутричерепного давления (с развитием гидроцефалии) являются объемные процессы в полости черепа – опухоли, абсцессы,  гематомы и т.п. Отмечается беспокойное поведение, периодический плач, нарушение сна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагога-психолога "Ребёнок-дошкольник в современном информационном пространстве" (схема реализации, памятки, буклеты, листовки)

   Только совместная деятельность субъектов образовательного процесса способна дать положительные результаты в обеспечении информационной безопасности, консолидировать ресурсы для фор...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

Памятка педагога- психолога для родителей "Адаптация к садику - на отлично"

    Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и...

Памятка педагога-психолога родителям по выполнению домашнего задания с детьми.

Памятка для родителей по выполнению домашнего задания с детьми. Как заниматься с детьми дома....

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...

Памятки для педагога-психолога

Ребенок с ОВЗ, статус ребенка - инвалида и др....