Доклад на тему: «Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya_form_raboty_s_semey.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
На тему: «Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника»
Подготовила воспитатель
МБДОУ д/с № 3
Патутина Анна Алексее
Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
∙ открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
∙ сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
∙ создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
∙ диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
∙ развитие интересов и потребностей ребенка;
∙ распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
∙ поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
∙ выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
∙ понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
∙ воспитание уважения к детству и родительству;
∙ взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; ∙ повышение и содействие общей культуры семьи и психолого- педагогической компетентности родителей;
∙ оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
∙ использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально- дифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
∙ изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
∙ открытость детского сада семье;
∙ ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Все формы с родителями подразделяются на
∙ коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци- онные;
∙ традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
∙ внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
∙ работа с родителями за пределами ДОУ.
Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
∙ Проведение социологических срезов, опросов
∙ «Почтовый ящик»
∙ Индивидуальные блокноты
∙ Семинары-практикумы
∙ Тренинги
∙ Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
∙ Мини-собрания
∙ Педагогический брифинг
∙ Педагогическая гостиная
∙ Устные педагогические журналы
∙ Игры с педагогическим содержанием
∙ Педагогическая библиотека для родителей
∙ Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
∙ Совместные досуги, праздники
∙ Выставки работ родителей и детей
∙ Кружки и секции педагогами, родителями, детьми
∙ Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы
∙ Информационные проспекты для родителей
∙ Альманахи
∙ Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
∙ Дни (недели) открытых дверей
∙ Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
∙ Выпуск стенгазет
∙ Организация мини-библиотек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменный отчет старшего воспитателя об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.
Работа с родителями в ДОУ...
Отчет учителя-логопеда МБДОУ д/с №7 Роттер М.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
Сотрудничество с семьями воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи, их дальнейшее развитие и социализация зависят от эффективности коррекционной работы, в связи с этим актуальным становится ...
Письменный отчёт об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО педагога дополнительного образования -хореографа Л.Н.Котко МБДОУ ЦРР – детский сад № 6 ст. Старощербиновская
Материал для педагогов - хореографов в ДОУ...
Информационный отчет воспитателя старшей группы Тотиевой А.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест.Я ищу новые формы работы с современной семьей, но не забываю об уже опробованных и показавших себя в рабо...
Информационный отчет воспитателя младшей группы Кодзаевой Л.В об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
С тех пор как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействия между семьей и ДОУ тесно связаны с решени...
Справка об использовании современных форм работы с семьями воспитанников
В справке отражены принципы, методы, формы работы с семьями воспитанников...
1.1.5.Информационный отчет воспитателя старшей группы Джабиевой Л.Д. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...