1.1.5.Информационный отчет воспитателя старшей группы Джабиевой Л.Д. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
материал (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.1.5_otchet_o_rabote_s_roditelyami_1.docx | 362.17 КБ |
Предварительный просмотр:
1.1.5.Информационный отчет воспитателя старшей группы
Джабиевой Л.Д. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Я начала работу над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Социальное партнерство и взаимоуважение педагогов и родителей – основной принцип благоприятного эмоционального состояния детей в условиях семьи и дошкольного учреждения». Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ запланировала по четырем направлениям.
- Информационно – аналитическое;
- Познавательное направление;
- Наглядно – информационное;
- Досуговое.
Поэтому первейшими задачами передо мной и родителями стали: ремонт и подготовка группы к новому учебному году. Вот с этого и началось наше непосредственное знакомство. А уже потом я стала воплощать свой план по взаимодействию с родителями в жизнь.
1. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей и установления контакта с её членами, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка, мы начинаем работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику общения педагогов с каждым родителем. Это помогло всему коллективу лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывая ее индивидуальные особенности.
Для себя я разработала критерий, который назвала «вовлечение» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях ДОУ:
- посещение родительских собраний и консультаций;
- присутствие родителей на детских праздниках;
- участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;
- участие в выставках;
- выпуск газет;
- посещение «Дня открытых дверей»;
- помощь родителей в обустройстве группы и участка.
Позднее выделила для себя качественные показатели в работе: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
- Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
- Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
- Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
- активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
- заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью воспитателя, других родителей или специалистов;
- равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же и моему ребенку сойдет».
У педагогов появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
2. Познавательное направление.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и медицинской сестры) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из задач всего учреждения, мной и педагогами были сформулированы задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление социального партнерства, доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия, досуги и праздники с участием родителей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- выставки детских поделок, изготовленных вместе с родителями;
- Дни общения;
- Дни открытых дверей;
- оформление праздничных стенгазет и групповой комнаты;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- семинары-практикумы;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию и активизации их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовимся, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбираю музыку, готовлю угощение, подарки или сюрпризы, стараюсь создать в группах атмосферу добра, уюта и тепла. Начинаются такие собрания с приветствия и благодарности за проведенную работу в подготовки групп и участков к началу учебного года. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить» объединяет взрослых (все встают в круг и рассказывают немного о себе). Сначала все родители смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе, да и многие из них пришли в группы на собрание первый раз и не были еще знакомы.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.
Родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Совместная работа и подготовка к различным мероприятиям сблизила педагогический коллектив ДОУ и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группах. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришли к нам в ДОУ.
Проведенная работа в ДОУ будет способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомятся с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получат рекомендации по развитию речи, им будут предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
3. Наглядно – информационное направление.
Наглядно-информационное направление включает в себя:
- стенды для родителей;
- папки-передвижки;
- фотостенды;
- библиотека для родителей
- семейные поделки;
- газета для родителей «Колосок»
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала педагогам активизировать родителей, они используют стенды: «Для Вас, родители»», «Газета для родителей» На них воспитатели помещают практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть дома или по дороге из детского сада, советы, небольшие консультации, рекомендации, задания.
Активность родителей в создании фотостендов и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
4. Досуговое направление.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось для педагогов ДОУ самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группах проведены и запланированы:
- праздники «День Матери», «А ну-ка, мамы и бабушки»,
- «День смеха»
- спортивные досуги «Здоровый образ жизни»,
- выставки работ «Дары осени», «Вот, что мы умеем», «Новогодние игрушки от моей семьи»;
Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями и другими специалистами (музыкальным руководителем )
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- Консультации для родителей;
- Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- Индивидуальные встречи и консультации;
- Изготовление атрибутов, пособий.
Данная работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
При подготовке к праздникам педагогами ДОУ подбирается совместно с музыкальным руководителем музыка, проводится консультирование с об интересных играх, готовятся призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень рады и счастливы.
В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому мы с педагогами ДОУ решили – пусть праздничные встречи проходят в нашем детском саду постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты не только с ними, но и с нами, воспитателями.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда советую педагогам хвалить родителей при любом удобном случае, и они отплатят им тем же.
Итог наших совместных усилий – уютные отремонтированные группы и спальни с красивыми шторами и нежными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми, деликатными, уважительными, любящими и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у нашего педагогического коллектива сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает желаемые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения и партнерства во всем.
Опыт работы показал: позиция родителей, как и воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании и образовании своих детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 80% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни групп и ДОУ, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников
отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников...
Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
Отчет музыкального руководителя об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников,...
Информационный отчет Нурматовой Л.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников
Информационный отчет Нурматовой Л.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников...
Информационный отчет воспитателя старшей группы Тотиевой А.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест.Я ищу новые формы работы с современной семьей, но не забываю об уже опробованных и показавших себя в рабо...
Информационный отчет воспитателя младшей группы Кодзаевой Л.В об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
С тех пор как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействия между семьей и ДОУ тесно связаны с решени...
Информационный отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников
Информационный отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников...
1.1.5 Информационный отчет воспитателя Дзигоевой Инги Темуровны, об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников
Содержание и формы работы с семьями воспитанников в ДОУ имеют свою особую значимость, потому что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и и...