Сюжетно- ролевые игры старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремление познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-_rolevaya_igra.docx | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно- ролевые игры старших дошкольников
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремление познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.
Основными критериями хорошей игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей; (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость общения от достигнутых результатов).
Ребенок старшего возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.
Обсуждения содержания игры, хода развития, распределения ролей- первый этап игры (предварительное обсуждение). Так, дети хотят играть в «путешествие». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш корабль?» Дети начинают спорить: одни говорят- в теплые страны, другие на север. Дима предлагает сначала посетить теплые страны, а потом плыть на север. Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры.
В старших группах не может быть единого распределения ролей. Она зависит прежде всего от содержания игры, от состава имеющихся детей. Это может быть и коллективное обсуждение с участием воспитателя, и изгнание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник.
В ходе развития сюжета воспитатель дает совет, направленный на развитие игры: «маме» посоветовать пойти с «дочкой» на праздник, «матросам» напомнить, что можно перевозить не только людей, но и грузы. Такие советы обогащают содержание игры.
Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.
Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлений и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе используются различные виды занятий: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, лепка, аппликация, рисование.
Содержательнее становятся игры в «семью», «детский сал» и другие, в которые играют дети средней группы. Однако сюжеты их значительно усложняются.
Новыми играми старших дошкольников являются игры в «школу», «библиотеку». Ребенок в этом возрасте готовится к новому этапу в своей жизни, к новой деятельности- учению в школе. Он с нетерпением ждет того дня, когда станет учеником.
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.
Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельности, его личная заинтересованность в играх, стремление поддержать и развить интересы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...
Руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников «Смелые пожарные».
Конспект по руководству сюжетно - ролевой игрой в старшей группе. Сюжетно-ролевая игра "Смелые пожарные" закрепляет знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Расширяет ...
Планирование и руководство сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников
Теоретический обзор исследований по напрвлению руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников....
Методические материалы по теме: "Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников"
Наблюдая за игрой детей нашей группы в различные игры, я заметила, что детям бывает трудно договориться о том, в какую игру они будут играть. Также возникают трудности при распределении ролей и конфли...
Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами:1) рабочая зона (обучающая);2) акти...
Консультация «Развитие нравственно-волевых качеств в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников»
О неразвитости или деформации нравственно - волевой сферы личности могут свидетельствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях...
Учебно-методическое пособие "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников"
Пособие предназнчено для педагогов дошкольного образования и студентов педагогических колледжей. В нем описывается перспективное планирование сюжетно-ролевых игр и конспекты к нему,а также диагностика...