Консультация «Развитие нравственно-волевых качеств в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
О неразвитости или деформации нравственно - волевой сферы личности могут свидетельствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii.docx | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Развитие нравственно-волевых качеств в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников»
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. К нравственно - волевым качествам личности относятся:
- способность не пугаться трудностей;
- умение мобилизовывать свои усилия для достижения цели;
- умение соблюдать очередность, не мешая другим;
- готовность делится игрушками;
- делать приятное сверстникам, помогать им;
О неразвитости или деформации нравственно - волевой сферы личности могут свидетельствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях.
Важной задачей воспитателя является преодоление этих негативных проявлений, которые, наносят вред ребенку, и окружающим его людям. Нельзя ограничиваться лишь беседой с родителями. Гораздо важнее организовать деятельность дошкольника таким образом, чтобы поведение его перестроилось. Развитию нравственно-волевых качеств способствует систематическое проведение различных игр и, прежде всего, подвижных игр с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того, стимулируют доброжелательные отношения со сверстниками. Игры формируют согласованность движений, которая является средством достижения игровой цели, способствуют повышению активности дошкольника, что, безусловно, сказывается на его поведении.
Организовывать игры следует в порядке возрастания сложности обучающей задачи, причем каждая игра является ступенькой последовательного волевого и нравственного развития. Например, такие игры, как «Догонялки», «Чай, чай - выручай» учат дошкольников преодолевать нерешительность, робость, страх перед новым, неизвестным.
Так, держась за руки, дети все вместе направляются к «опасной черте». Эмоциональные подъем, который они испытывают при этом является опорой для преодоления страха.
В следующих играх дети действуют уже не одновременно, а небольшими группами, по очереди. Чтобы получить активную роль, теперь приходится немного подождать, что приучает дошкольников считаться не только с собой, но и с другими. Действие по сигналу требует от ребенка еще больших усилий, ведь нужно уметь сдерживать себя. Опорой для такого произвольного поведения в играх становится роль и воображаемая ситуация, а средством выполнения игровых задач – движение.
Игры «Пустое место» и «Кто раньше дойдет до флажка?» содержат элементы соревнования, что требует от ребенка мобилизации своих усилий.
В более сложных играх («Ай, гу-гу», «Салочки-выручалочки», «Я принес тебе подарок») дошкольники учатся помогать сверстникам и делать приятное друг другу. Иногда приходится отдавать другому то, что нравится самому,- а это очень непросто, особенно детям младшего дошкольного возраста.
Взрослому нужно создавать во время игры такую обстановку, чтобы удовольствие, получаемое ребенком от своего доброго поступка, побеждало другие чувства. Таким образом, выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение анализировать и свои действия.
«Найди и промолчи». Здесь воспитывается целеустремленность (найти спрятанный предмет), выдержка (промолчать, если нашёл и не показывать никаких признаков).
Игра «Лабиринт»
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.
Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет как ему двигаться. Потом они меняются ролями.
Игра «Мостик»
Возраст: 6-7 лет.
Цель игры: развить взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.
Необходимое оборудование: любой плотный платок или шарф.
Ход игры.
Игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Задача другого участника — провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или пусть низко свисают лианы — тогда, проходя под ними, вы будете пригибаться к земле или проползать.
Затем пары меняются так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.
2. Игры, развивающие общение дошкольников.
Игра «С кем я подружился»
Возраст: 6-7 лет.
Цель игры: развитие навыков неречевой коммуникации.
Необходимое оборудование: коробка с отверстиями по - размеру детской руки.
Ход игры.
Участники засовывают в отверстия коробки каждый по одной руке. Рука одного ребёнка находит руку другого ребенка и тщательно ощупывает ее, задача игроков — запомнить ощущения. После этого ребенок должен угадать, чью руку он трогал в коробке. Обмениваться словами или другими речевыми сигналами запрещено.
Примечание. В игре участвует столько человек –сколько отверстий в коробке.
Дидактическая игра «Прогноз погоды»
Цель: Учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и пантомимики.
Оборудование: карточки с рисунками или схематическим изображением состояния погоды.
Ход игры: Ребенок — «диктор телевидения» — садится за стол, перед ним рисунок или карточка со схематическим изображением состояния погоды (ясная солнечная погода, жаркая погода, будет пасмурно, ожидается сильный мороз, ветер, ливень, гроза, снегопад и т. п.). Он должен познакомить телезрителей с прогнозом погоды, но внезапно исчез звук. Как сообщить информацию без слов, только с помощью эмоций, мимики и пантомимики? Диктор без слов передает прогноз погоды. Остальные дети — «телезрители» — стараются его угадать. Кто это сделает лучше?
ЗАПРЕТНЫЕ СЛОВА
Цель игры:
расширить словарный запас ребенка, развить внимание, целеустремленность, хорошую и быструю реакцию, уверенность в себе. Необходимые материалы и наглядные пособия: 5 жетонов каждому участнику игры (в качестве жетонов можно использовать бусины, пуговицы или другие небольшие предметы).
Ход игры
Выбираются слова, которые будут считаться запретными (например: "да" и "ист"). Сама игра проходит в форме беседы. Участники ходят по комнате и стараются друг с другом завести разговор. Главная цель — добиться от соперника того, чтобы он произнес одно из запретных слов. Тот, кто забыл об этом, считается проигравшим, и у него отнимается 1 жетон, который отдается тому, кто задал этот каверзный вопрос. У того, кто раздумывает над вопросом более 10 минут, тоже отнимается жетон. Тот, кто потерял все жетоны, считается выбывшим из игры.
Чей подарок
Цель игры: выработать такие качества, как быстрота, ловкость, сила воли, умение сознательно управлять своими действиями.
Оборудование: веревочка длиной 1 м, 2 детских стула, небольшая коробочка с конфеткой внутри, конфеты или другие небольшие призы для всех участников.
Ход игры: воспитатель собирает ребят вместе и предлагает найти самого быстрого и ловкого, для этого необходимо принять участие в конкурсе.
Руководитель ставит стулья спинками друг к другу и при помощи считалочки выбирает двух участников игры, которые занимают места на стульях, садясь спиной к спине. Считалочка может быть следующей.
Приплывали три дельфина,
Выгибали к небу спины,
Налетали с трех сторон.
Ты, акула, выйди вон!
(В. Волина)
Под стулья необходимо положить веревочку, к центру которой привязана коробочка с небольшим призом. Веревку следует расположить так, чтобы ее концы были под ногами у участников.
Затем по сигналу руководителя дети пытаются как можно скорее схватить веревочку и дернуть ее на себя, чтобы противник не успел схватить ее хвостик. Побеждает тот, кто успел это сделать. Выигравший достает конфетку или другой приз из коробочки и идет к ребятам, которые в свою очередь выбирают новых участников.
Самый устойчивый
Цель игры: развивать у детей самостоятельность, воображение, творческие способности, наблюдательность, стремление к победе, силу воли, быстроту реакции и другие физические качества ребят.
Оборудование: большой круг, начерченный на полу или на игровой площадке, 1–2 воздушных шарика.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: руководитель предлагает ребятам рассчитаться на «первый-второй», для того чтобы разделить группу на 2 команды. После этого дети должны придумать названия для своих команд. Теперь можно приступать к объяснению правил игры, которые заключаются в том, что необходимо вытолкнуть соперника из круга, не используя при этом руки. Итак, дети выбирают по одному участнику из каждой команды, которые становятся в центр круга, убирают руки за спину и сгибают в колене одну ногу. Таким образом дети должны, прыгая на одной ножке, вытолкнуть соперника за линию круга. Победитель получает воздушный шарик. Далее команды выбирают еще по одному участнику, которые соревнуются подобным же образом. Но не стоит забывать о том, что силы участников должны быть примерно одинаковыми и нельзя участвовать в соревновании дважды. Побеждает та команда игроков, набравшая большее количество воздушных шариков, которые она и оставляет себе в качестве приза. Если данная игра вызывает небольшие затруднения у участников, то перед началом состязания желательно провести разминку, на которой дети должны попрыгать на одной ножке, немного побегать и т. д.
Салочки-догонялочки
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра направлена на воспитание у детей смелости, способности мобилизоваться и избежать опасности. Опасность в данной игре мнимая, воображаемая: дети не ловят, а только салят друг друга. Но и это может вызвать волнение и робость малышей: одни раньше времени убегают, другие, наоборот, как бы окаменев, не могут сдвинуться с места. В обоих случаях ребенок может быть осален. Избежать этого поможет только собранность и уверенность в себе, которая позволит убежать вовремя от салочки. Со временем ребенок убеждается, что он может избежать встречи с салочкой. Он становится смелее и решительнее. Помогают ему, во-первых, пространственная организация игры (полоса безопасности, куда не может заходить салочка) и, во-вторых, поддержка других участников игры.
В этой игре все дети (кроме салочки) действуют одинаково и одновременно, что не только облегчает усилия ребенка, но и приносит ему удовлетворение. Помогает также и одобрение воспитателя, которое относится ко всем, кто не струсил.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель чертит на земле круг (это дом для салочки). На расстоянии двух-трех шагов от него проводится черта. Здесь будут останавливаться дети, идя к салочке.
Взрослый подзывает к себе детей, просит их взяться за руки и построиться в шеренгу спиной к черте. Вместе с воспитателем дети дружно шагают от черты со следующими словами:
Мы веселые ребята, любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать! (два раза)
Дети останавливаются, а воспитатель проводит еще одну черту, (это та черта, возле которой будет останавливаться салочка). Через два-три шага от нее чертится еще одна черта, за которой будет дом детей, где можно спрятаться от салочки. Между этими двумя чертами образуется полоса безопасности.
Затем выбирается водящий (салочка), который занимает место в круге, а остальные дети берутся за руки и выстраиваются в шеренгу у своего дома. Двигаясь теперь по направлению к салочке, они все вместе дружно шагают и повторяют с воспитателем те же слова: «Мы веселые ребята...» С последним словом этого текста (но не раньше) все поворачиваются спиной к салочке и бегут в свой дом, а салочка старается их догнать. Если это ему удается, то пойманный ребенок идет в дом салочки, а игра продолжается. Если нет, то выбирается новый водящий.
В конце игры воспитатель отмечает тех детей, которых ни разу никто не догнал, и тех водящих, которые точно выполняли правила игры.
Правила игры.
1. Идти к салочке смело, дружно, ровной шеренгой, держась за руки и согласуя свои шаги с шагами других детей.
2. Бежать только после того, как будет сказано последнее слово «догнать!».
3. Не ловить тех, кто намеренно замедляет движение к дому.
Советы воспитателю.
Основное правило игры (2) одинаково относится и к салочке, и к тем, кто от него убегает. Объясните воспитанникам, что в этой игре все они смелые, ловкие и совсем не боятся салочки. Со всеми правилами игры следует познакомить детей наглядно.
Очень важно заранее рассчитать расстояние между одной и другой чертой, чтобы дети имели достаточное пространство для бега.
В конце игры следует поощрить тех ее участников, кто соблюдал правила.
Лохматый пес (вариант игры Е. И. Тихеевой)
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра носит сюжетный характер: в ней создается образ, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, чтобы идти навстречу этой опасности и даже дотронуться до нее, но не убегать до определенного сигнала (последнего слова текста). Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями. Образный характер ее способствует развитию воображения, а совместная деятельность — сближению и объединению детей.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель чертит на земле круг. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2 — 3 шагов от него проводит черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15 — 20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка привлекает внимание малышей. Пользуясь этим, взрослый настраивает их на игру и объясняет ее правила.
Вначале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте, обозначающей их дом, берутся за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них (наиболее смышленый) находится в центре. Он будет направлять движение детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет!?
Взявшись за руки, дети подкрадываются к черте. Когда будут сказаны последние слова, они дотрагиваются до пса, который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Вдруг неожиданно для всех пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту).
Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый пес дважды выполняет свою роль.
Правила игры.
1. Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст.
2. Пес не шевелится и не открывает глаз до тех пор, пока его не тронут.
3. Бежать в свой дом и спасаться от пса можно только после того, как он залает.
Советы воспитателю.
Постарайтесь создать выразительный образ лохматого пса — добродушного по характеру. А сердится он потому, что ему мешают спать. Пес никому не причиняет вреда и даже не ловит детей, а только прогоняет их громким лаем. Эта роль требует выразительных движений: пес обходит вокруг своего дома, залезает в него, устраивается поудобней (исполнитель роли присаживается на корточки, прячет нос в ладони, закрывает глаза).
При объяснении этой роли следует подчеркнуть, что пес не шевелится, когда дети до него дотрагиваются, но они не должны его толкать и дергать, потому что он может рассердиться. Важно, чтобы пес залаял неожиданно для всех. Этот момент может подсказать взрослый, дотрагиваясь рукой до ребенка или подавая ему сигнал.
В этой игре пес не ловит детей. Чтобы малыши успели отдохнуть от бега, пес должен некоторое время подвигаться в свободном пространстве, полаять и т. п., прежде чем снова занять свое место или прежде чем выберут другого исполнителя роли.
Будить пса дети идут ровной шеренгой, согласуя свои шаги с ритмом текста. Нужно следить за этим при повторении игры.
Обычно детей больше всего привлекает роль лохматого пса. Каждый стремится получить ее и выражает свое нетерпение. Чтобы все участники игры были удовлетворены, можно выбирать не только пса, но и двух щенков, которые будут действовать вместе с ним.
Воробушки и автомобили
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра учит малышей управлять своим поведением. Задача детей состоит в том, чтобы вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью. Игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов — активные движения и их торможение, что требует от дошкольников определенных усилий. Напряжение снимается с помощью активного воображения ребенка при выполнении взятой на себя роли. Таким образом, игра способствует также развитию воображения. В отличие от других игр, здесь нет пассивных ролей: каждый мысленно продолжает выполнять свою роль даже тогда, когда не совершает активных движений.
Описание игры и приемы ее проведения.
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, как летают воробушки, как они прыгают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжают машины или приближаются люди. Он предлагает малышам поиграть в воробушков и автомобили.
Взрослый очерчивает на земле место, где могут летать и прыгать воробушки. Пространство должно быть достаточно большим. По краям площадки он рисует кружочки, треугольники и т. д. Это домики для воробушков, в которых можно спрятаться, когда поедет автомобиль. Педагог объясняет, что в своем домике воробьям нечего бояться, можно посмотреть в окошко и, как только автомобиль уедет, опять вылететь за зернышками и червячками.
Воспитатель договаривается с ребятами, что вначале он будет автомобилем, и показывает, как загудит и проедет машина. Проделав эти движения, взрослый говорит: «Тихо стало на дворе, никого нет! Летите, воробушки!» Дети выбегают на середину площадки, изображая летающих и прыгающих птиц. Вдруг раздается гудок, и автомобиль снова появляется на площадке. Воробушки прячутся в своих домиках.
Чтобы дать детям передышку, автомобиль еще раза два проезжает из конца в конец по площадке, затем возвращается на стоянку и говорит: «Летите, воробушки!» Так повторяется несколько раз.
После этого выбираются несколько детей, которые будут изображать автомобили. Теперь воспитатель лишь руководит игрой: подает сигналы для машин и для воробушков. Например, гудок обозначает, что сейчас поедут автомобили, а слова «Летите, воробушки!» будут сигналом для воробьев. При повторении игры роли могут меняться.
Правила игры.
1. Автомобилям и воробушкам действовать только по своему сигналу и вовремя возвращаться на место.
2. Запрещается воробушкам попадаться машинам, а машинам выезжать не вовремя на дорогу.
Советы воспитателю.
Чтобы ожидание своего выхода не было для детей томительным, можно ввести в игру ряд дополнительных действий спокойного характера: например, воробьи чистят перышки, чирикают, а машины заправляются бензином.
От того, как будет сыграна вами роль автомобиля, зависит дальнейший ход игры. Нужно создать такую ситуацию, при которой дети-воробушки поймут, почему они должны прятаться в домики, т. е. показать взаимосвязь между действующими лицами.
Важно следить за соблюдением правил. Если кто-то из детей их нарушает (например, воробушек вылетает не вовремя), он выбывает из игры на один тур (поскольку автомобиль отдавил ему лапку).
Смелые мышки
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Игра направлена на воспитание у детей умений сдерживать себя, а также оценивать выполнение игровых правил. Теперь задача, стоящая перед ребенком, существенно усложняется: от него требуется большая выдержка (сигнал к действиям подается после длительной паузы), более вероятной становится и опасность быть пойманным. Усложняются пространственные условия для движений. Все это учит ребенка управлять своим поведением и способствует формированию волевых качеств его личности.
Эта игра, как и предыдущие, связана с выполнением ролевых действий. Воображаемая ситуация помогает малышу решить поставленную задачу. Но, в отличие от предыдущих игр, активные действия выполняются небольшими группами (пять-шесть детей) по очереди. Остальные участники игры выполняют роль жюри. Наблюдая и оценивая правильность действий сверстников, они замечают ошибки и неточности. Это имеет важное значение для лучшего усвоения правил игры, более четкого и сознательного их выполнения. Таким образом, игра не только учит детей выдержке, но и создает важные предпосылки для формирования самоконтроля.
Описание игры и приемы ее проведения.
Эту игру лучше проводить в смешанной группе, где есть дети четырех-пяти летнего возраста. Она начинается с организации игрового пространства,
к которой привлекаются и дети: они ставят для всех в ряд стульчики. Воспитатель проводит две черты перпендикулярно ряду стульчиков (расстояние между ними равно примерно 20 шагам), сбоку ставит стул для ловишки — кота.
Дети садятся на стульчики. Из них выбирают пять-шесть человек, которые будут смелыми мышками, и одного ребенка — на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает место на своем стульчике.
С началом стихотворного текста, который произносит воспитатель вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
(Дети-мыши осторожно подкрадываются и останавливаются примерно на середине между двумя чертами)
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
(Дети-зрители хлопают в ладоши, а мыши делают движения руками, будто дергают за гири)
Вдруг раздался страшный звон! (Длительная пауза)
(Мыши и кот испуганно замирают, готовясь бежать. Пауза заполняется «боем часов», который имитируют воспитатель и дети- зрители, произнося: «Бом-бом- бом!»)
Убежали мышки вон.
(Мыши убегают, а кот их ловит)
Спасаться от кота мышки могут за любой чертой, двигаясь или назад или вперед. Кот ловит их только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются те мышки, до которых дотронулся кот. Дети-зрители, выполняющие роль жюри, вместе с воспитателем отмечают, какие мышки были смелые, какие трусливые, кого кот поймал, ловкий ли кот, не нарушали ли кот и мышки правила игры.
После этого назначаются новые мышки и кот, и игра повторяется сначала.
Правила игры.
1. Бежать можно только после того, как будет произнесена последняя фраза текста («Убежали мышки вон»),
2. Ловить мышек можно только в пространстве между двумя чертами. Кот не имеет права появляться за чертой.
3. Спасаться от кота разрешается за любой чертой, по выбору ребенка.
4. Пойманными считаются те мышки, до кого дотронулся кот. Хватать и тащить мышек запрещается.
Советы воспитателю.
Одним из главных моментов этой игры является четкое соблюдение ее правил и в особенности выдерживание продолжительной паузы перед движениями. Пауза заполняется «боем часов», что определяет ее длительность, а также облегчает малышам ожидание сигнала, разрешающего бег. В дальнейшем, при повторении игры, длительность паузы может увеличиваться.
Решающим условием успеха этой игры является создание образной ситуации. Обратите внимание детей на то, что мышки не боятся попасть в лапы коту, потому что они смелые и хитрые. Мышки очень любопытны, их заинтересовали часы, вот они и дернули за гири.
Дети-мыши должны самостоятельно найти выход из создавшегося положения, т. е. решить, куда бежать от кота. Времени на раздумья практически нет, что еще больше осложняет задачу. Однако подобные игры вырабатывают у детей такие качества, как решительность и ловкость.
Напомните детям еще одно из правил игры: коту не разрешается переступать черту. Подчеркните, что ловкий и умный кот постарается поймать как можно больше мышей (т. е. нужно дотронуться до большего количества пробегающих детей, а не хватать одного и тащить его в свой дом).
С трехлетними малышами игру можно проводить без ловли мышек. Эти действия, а также роль кота вводятся по мере того, как дети освоятся с игрой.
Один из важных моментов игры — оценка выполнения правил. Разбирая вместе с детьми поведение мышек и кота, подскажите им с помощью наводящих вопросов все ошибки и нарушения правил, если они имеются. При этом не забудьте поощрить тех, кто четко выполнял все правила. Лучшим исполнителям ролей можно вручить призы.
В первый раз эту игру лучше проводить в помещении, где дети меньше отвлекаются. В дальнейшем, когда воспитанники освоят правила игры, ее можно проводить и на участке.
Пустое место (вариант народной игры)
Особенности игры и ее воспитательное значение.
В отличие от предыдущих игр, в данной дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Это новый шаг на пути формирования волевых качеств и овладения своим поведением.
Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Поэтому игра влияет на взаимоотношения детей в группе. Содержащийся в ней элемент соревнования (кто раньше добежит и займет свободное место) заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, чтобы успешно справиться с пространственно- двигательной задачей, а также не нарушить правила поведения в совместной деятельности.
Описание игры и приемы ее проведения.
«Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» — обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:
Огонь горит, вода кипит,
Тебя сегодня будут мыть,
Не буду я тебя ловить!
Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три — беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителя награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.
Правила игры
1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.
2. Бежать по кругу в противоположные стороны.
3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.
Советы воспитателю.
Игра очень проста по своей организации. Она не требует большого пространства и может проводиться как на улице, так и в помещении. Следует учитывать, что малышам трудно стоять долго на месте, они утомляются, становятся невнимательными и беспокойными. Поэтому вначале проведите игру в помещении, где есть возможность посадить детей или на ковер, или на приготовленные стульчики.
Игра должна проходить быстро, живо. Важно удовлетворить желание каждого ребенка участвовать в соревновании. Вместе с тем не менее важно приучать детей считаться не только с собой, но и с другими и выполнять роль активных болельщиков в соревновании.
Если малыш не может быстро выбрать себе партнера в соревновании, помогите ему, шепнув на ушко имя достойного соперника.
Лиса и гуси (вариант народной игры)
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе. Но главная цель ее — вызвать желание помогать другому. Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе). Таким образом, игра имеет важное значение для нравственного воспитания детей, так как вселяет в них убеждение, что никто не должен остаться в беде, что нельзя смеяться над чьей-либо неловкостью, потому что это может случиться с каждым.
Игра носит сюжетно-ролевой характер, это помогает успешному решению игровой задачи.
Описание игры и приемы ее проведения.
В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.
Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25 — 30 шагов. За одной из них — дом хозяина и гусей, а за другой — луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы. Игра начинается.
Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:
Хозяин. Гуси-гуси!
Гуси. Га-га-га.
Хозяин. Есть хотите?
Гуси. Да-да-да!
Хозяин. Ну, летите!
Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит.
Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к .лисьей норе.
Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят!
Лиса. Не отдам!
Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!
Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» — говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем — потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «по-тя-нем!» (два-три раза).
Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой.
Затем выбирается новая лиса, и игра начинается сначала.
Правила игры.
1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина «Ну, летите».
2. Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.
3. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.
4. Как только выручающие перетягивают лису (она делает шаг вперед), пойманные гуси считаются свободными и возвращаются к хозяину.
Советы воспитателю.
Ваше поведение в этой игре будет служить примером для детей. Постарайтесь провести игру динамично, весело, вызовите у детей стремление выручить попавших в беду гусят, раскройте им нравственный смысл совершаемых поступков.
Когда дети выстроятся в цепочку, чтобы вытянуть лису, нужно показать им, как сохранить равновесие во время перетягивания (расставить широко ноги, одну ногу выставить немного вперед, руки положить партнеру, стоящему впереди, на талию).
Если первый ребенок будет крепко держаться за воспитателя, цепочка не развалится. Для того чтобы усилия всех детей были одновременными, воспитатель произносит сигнальное слово: «По-тя-нем!»
В конце игры, когда лиса будет побеждена, нужно подвести итог. Объясните малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.
Ай, гугу (вариант народной игры)
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра отличается от предыдущей лишь тем, что помощь друг другу дети оказывают уже индивидуально и по собственному побуждению.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Переходя от одного ребенка к другому, он говорит: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из малышей. «Хочешь играть со мной? — спрашивает он. — Тогда пойдем вместе». Взрослый берет ребенка за руку, и они вместе идут дальше, декламируя: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно воспитатель собирает в одну цепочку всех детей. Последнего ребенка он просит остановиться, не отпуская руки соседа, затем подходит к нему и замыкает круг. Взрослый объясняет детям, как нужно играть. Он читает текст и просит их повторять за ним движения, наглядно объясняя таким образом содержание игры.
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружися на лугу,
(Дети ведут хоровод вправо и с последним словом слегка приседают)
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
(Держась за руки, идут влево и с последним словом приседают)
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда, так беда!
(Опускают руки, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Делают несколько прыжков от центра и останавливаются.)
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
(С последним словом дети приседают, «попадают в лужу»)
Воспитатель подходит к любому ребенку, берет его за руки и помогает выскочить из лужи. Спасенный ребенок может по собственному желанию помочь любому из играющих выскочить из лужи. Так дети вместе с воспитателем спасают всех, и игра начинается сначала.
Правила игры.
1. Выполнять движения в соответствии с текстом, вовремя переходить от одного движения к другому.
2. Разрешается помогать любому, кого выберешь.
Советы воспитателю.
Своеобразное начало игры поможет вам создать непринужденную обстановку в группе, обратиться к каждому ребенку и пригласить его поиграть со всеми. При повторении игры в этот же день можно опустить это вступление. Однако такое приглашение, настраивающее детей на общую игру, очень важно, так как дает возможность почувствовать ребенку внимание и доверие сверстников, понять, что он является равным среди них.
Постарайтесь провести игру живо, весело, непринужденно. Раскованное, эмоциональное поведение воспитателя должно служить для детей примером.
Салочки-выручалочки
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Цель игры — воспитание у детей умения своевременно приходить друг другу на помощь. Игра отличается от предыдущих тем, что пространственно-двигательные условия в ней усложняются. Детям теперь предоставляется свобода в выборе движений. А это для малышей гораздо труднее, чем идти всем вместе, держась за руки. Кроме того, выручая своего товарища в одиночку, ребенок рискует быть пойманным сам, следовательно, от него требуются довольно высокая концентрация усилий и смелость.
Таким образом, при правильном проведении эта игра является важным шагом в нравственно-волевом развитии личности ребенка.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель предлагает детям поиграть в очень веселую игру, в которой все смогут показать, какие они быстрые и ловкие. Но сначала нужно к ней подготовиться. Взрослый вместе с детьми очерчивает на земле большую площадку (30 — 35 шагов в длину и ширину). Он объясняет воспитанникам, что бегать можно только внутри этой площадки, забегать за черту нельзя. Собрав всех детей, педагог приступает к объяснению игры: «Сегодня мы будем играть в салочки-выручалочки. Я буду салочкой, а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, тот должен остановиться. Бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча, вот так (показывает). Как только до него дотронулись, можно опять бегать. Постарайтесь не попадаться салке. Если она совсем близко, можно присесть на корточки. Того, кто присел, салка не тронет. Самого смелого, быстрого, ловкого салке ни за что не поймать. Вот мы и посмотрим, кто у нас самый смелый и ловкий!»
Игру лучше проводить в смешанной группе. Начинается она со слов, которые произносят воспитатель и дети:
Салочка нас не догонит,
Салочке нас не поймать,
Мы умеем быстро бегать
И друг друга выручать!
С последним словом дети разбегаются в разных направлениях, а воспитатель, дав им возможность немного побегать, начинает ловить их. Осалив кого-нибудь, он напоминает малышу, что тот может громко сказать: «Выручайте!», а сам отворачивается, чтобы дети успели выручить осаленного. Первого ребенка, который выручит осаленного, нужно похвалить. Постепенно, по мере того как дети привыкнут к игре, активность салочки возрастает.
Игра продолжается 10 — 15 мин. В конце ее взрослый отмечает, кто из детей выручал осаленных, кто ловко убегал от салки и ни разу ей не попался, кто вовремя приседал и не дал себя осалить. Педагог спрашивает, понравилась ли детям эта игра, и обещает поиграть в нее еще. В дальнейшем, когда воспитанники усвоят правила игры, роль салки может выполнять и кто-либо из них. Салочку выбирает сначала сам воспитатель, а затем дети с помощью считалки.
Правила игры.
1. Убегать от салки можно только с последним словом текста.
2. Тот, кого осалили, должен остановиться и сказать: «Выручайте!» Пока его не выручат, бегать ему не разрешается.
3. .Чтобы выручить осаленного, нужно слегка дотронуться рукой до его плеча.
4. Чтобы не быть осаленным, нужно вовремя присесть на корточки, но долго так сидеть нельзя.
Советы воспитателю.
Эта игра, простая по движениям, сложна для малышей своими правилами и пространственно-двигательными условиями. Поэтому проводите ее лучше в смешанной группе, где старшие воспитанники будут служить наглядным примером поведения. Чтобы игра проходила весело и была доступна малышам, первое время роль салки следует выполнять воспитателю. Ведь он может учитывать индивидуальные особенности детей и в соответствии с ними регулировать ход игры. Например, вначале дайте малышам возможность побегать, пусть они немного освоятся в новой обстановке; ловите в первую очередь наиболее смелых и ловких детей; сделайте так, чтобы ребята смогли выручить пойманного, не забудьте поощрить того, кто выручил.
Очень важно также предупреждать случаи, когда дети намеренно поддаются салке. Для этого можно прервать игру и обратить внимание ребят на допущенные ошибки. Если кто-нибудь убегает за пределы площадки, следует выразить свое сомнение в том, хочет ли этот ребенок играть вместе со всеми. Объясните всем, что салочка не ловит того, кто убегает с площадки, потому что он не хочет с нами играть.
Подобные перерывы в игре вполне уместны, так как дают возможность детям отдохнуть и уточнить правила. Однако злоупотреблять такими паузами и затягивать их не следует.
Кто раньше дойдет до флажка?
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Цель этой игры та же, что и предыдущих — воспитание выдержки и способности управлять собой. Однако теперь задача, стоящая перед ребенком, усложняется: во-первых, в игре отсутствует воображаемая ситуация, и, во-вторых, ребенок должен преодолеть естественное желание бежать (ведь он стремится быть первым). Все это представляет для малыша большую трудность и в то же время воспитывает волевые качества его личности.
Игра носит характер соревнования в скорости ходьбы. Ее участники учатся оценивать действия сверстников. Контролируя других, ребенок лучше осознает правила игры и таким образом приучается к самоконтролю.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель спрашивает детей, кто из них умеет ходить очень быстро. Ну конечно же все! «А вот мы сейчас проверим, — говорит педагог, — действительно ли это так. Я знаю одну интересную игру. Называется она «Кто раньше дойдет до флажка?»
Вначале нужно подготовить все необходимое. Взрослый проводит на земле линию — отсюда начинается игра. Напротив черты на расстоянии 25 — 30 шагов ставится длинный стол, на который кладется флажок. Воспитатель вызывает сначала двух детей. Он предлагает стать «на старте» и по сигналу (хлопок или звук бубна) дойти до флажка. При этом взрослый подчеркивает, что к флажку нужно идти, а бежать не разрешается. Тот, кто побежит, будет считаться проигравшим. Остальным ребятам он предлагает посмотреть, кто из их сверстников раньше поднимет флажок.
Воспитатель дает сигнал, двое детей наперегонки идут к флажку, а остальные — наблюдают, оценивают действия сверстников, награждают победителя аплодисментами.
После такого наглядного объяснения воспитатель выбирает четырех-пятерых детей, предлагает им стать у черты (на старте) и подает сигнал. Победитель получает приз (тот же флажок или бумажную медаль). Все остальные участники соревнований, если, конечно, они не нарушили правил, аплодисменты.
Затем выбирается новая пятерка (или четверка) детей, на столе появляется новый флажок, и игра продолжается.
По окончании игры устраивается «парад победителей»: все дети, получившие флажки или награды, маршируют под какую-нибудь веселую песенку, а остальные поют им или хлопают.
Правила игры.
1. Двигаться к флажкам можно только шагом. Переходить на бег запрещается.
2. Тот, кто выполнил первое правило и быстрее всех дошел до флажка, становится победителем.
3. Если к флажкам одновременно приходят двое детей, оба считаются победителями и получают награды.
Советы воспитателю.
Прежде чем предложить эту игру, попробуйте провести подобное соревнование в беге. В дальнейшем, объясняя детям правила новой игры, вы сможете напомнить им, что они уже участвовали в соревновании и знают, как оно проходит.
В процессе игры следует объяснить ребятам, что быстрая ходьба получится, если шаги делать большими и ровными. Покажите им наглядно, как этого достичь. Сосредоточенность на ходьбе поможет детям выполнить основное правило игры — не переходить на бег.
Дошкольники нуждаются в двигательной и эмоциональной разрядке, поэтому после соревнования нужно разрешить им возвращаться на свое место бегом, или прыжками, или любым другим способом.
Я принес тебе подарок
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Эта игра воспитывает у детей желание сделать что-то приятное для другого, например, подарить ему то, что нравится самому. Такое стремление является основой гуманного отношения к людям и чрезвычайно важно для нравственного развития ребенка.
Игровая ситуация такова, что ребенок сам выбирает, кому он хочет сделать подарок и что именно подарить. Таким образом, дети учатся самостоятельно принимать решения, что для трех-четырехлетнего ребенка довольно сложно.
Игра создает атмосферу праздничности, сюрпризности, которая обогащает жизнь детей и которой так не хватает им в детском саду.
Игровой материал.
В качестве игрового материала можно использовать разнообразные атрибуты, изменяющие внешний облик ребенка. Это прежде всего разные украшения (бусы, значки, головные уборы, ленточки и пр.), которые так любят малыши. Можно использовать следующие предметы: елочные бусы, мишуру, заячьи ушки (шапочка), козырек на резинке, поясок с пряжкой, косынки, ленты, юбочки (лоскуты на резинке), фартучки, флажки, султанчики, воротники с галстуками, звездочки, значки, искусственные цветы и пр.
Число предметов должно соответствовать числу детей в группе. Имея по два-три экземпляра перечисленных предметов, можно организовать игру со всей группой. Кроме этого потребуется нарядная коробка, чтобы положить в нее выбранный подарок.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель предлагает детям поиграть в детский праздник. «Давайте сделаем так: пусть каждый выберет из вещей то, что ему понравится, положит вещь в коробку, а потом подарит тому, кому захочет, и вместе с ним попляшет. Посмотрите, какие красивые подарки приготовлены для вас», — говорит педагог. Затем он вместе с детьми подходит к столам, на которых заранее разложен игровой материал, покрытый тканью. Открывает его и дает возможность детям полюбоваться различными украшениями и атрибутами. Взрослый объясняет, что ими можно украсить себя на празднике.
Дети по очереди выбирают приглянувшиеся им вещи, а затем возвращаются на место и рассаживаются на заранее подготовленные стульчики, которые стоят спиной к столам с подарками. Игра начинается. Воспитатель спрашивает одного из участников игры, кому он хочет сделать подарок, дает ему коробку, и малыш отправляется к столам с подарками. «Интересно, что выберет Петя (называет имя ребенка) и кому он подарит свой подарок?» — говорит воспитатель, обращаясь к детям. И гут же объясняет важное правило игры: не поворачиваться к столам и не подглядывать, что выбирает Петя.
Когда малыш вместе с коробкой, в которой лежит подарок, подходит к тому, для кого этот подарок выбран, воспитатель предлагает повторить вместе с ним следующие слова:
Я принес тебе подарок,
Если нравится, возьми,
Всем ребятам покажи
И со мною попляши.
Торжественная передача подарка происходит при активном участии воспитателя, который помогает открыть коробку, показывает всем детям подарок, подсказывает, что надо поблагодарить за него, помогает надеть или приладить украшение. Затем предлагает малышам поплясать.
Оба ребенка пляшут, а остальные участники игры поют песенку и хлопают им. Потом эти двое садятся на место, а за подарком отправляется следующий ребенок, которому передается коробка.
Так по очереди (в соответствии с тем, как они сидят) все дети дарят подарки друг другу.
Когда у каждого участника игры будет подарок, дети встают и начинается торжественное шествие под музыкальное сопровождение (песня, бубен и т. д.). Все ходят по комнате, демонстрируют свои подарки, обыгрывают их, танцуют и т. д.
После этого предметы возвращаются обратно на стол, и игра начинается сначала. Каждый ребенок может выбрать другого партнера и другой подарок.
Правила игры.
1. Перед тем как выбирать подарок, нужно подумать и решить, кому он будет вручен.
2. Подарок можно сделать любому из детей, но только тому, у кого еще ничего нет.
3. Не разрешается оглядываться назад и подсматривать за тем, что выбирает ребенок.
Советы воспитателю.
Сама игровая ситуация задумана таким образом, чтобы создать атмосферу праздника. Поэтому постарайтесь сделать все, чтобы дети испытали радость не только от преподнесенного им сюрприза, но и от того, что они сделали приятное для своего друга.
Эта игра, если она проходит весело, эмоционально, поможет сплотить группу, создать доброжелательную атмосферу, при которой каждый ребенок (даже самый застенчивый) будет чувствовать себя свободно, комфортно.
В младшем дошкольном возрасте взрослый должен быть организатором поведения детей. В данной игре может случиться, что ребенку потребуется помощь при выборе партнера (кому дарить) и предмета (что дарить). Помогите малышу, подскажите ему, кто ждет от него подарка или что подарить тому или иному ребенку. Незаметно для всех помогите застенчивому воспитаннику преодолеть свою робость и вручить подарок сверстнику. А того, кто не может справиться с собой, так как ему не терпится получить подарок, успокойте, отвлеките.
Воспитатель является также участником и организатором самого праздника — т. е. финала игры, который может проходить в любой форме. Важно, чтобы игра не утомила детей и закончилась вовремя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение сюжетно - ролевых игр для старших дошкольников".- консультация для воспитателей.
quot;Значение сюжетно - ролевых игр для старших дошкольников".- консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей "Значение сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников"
Консультация для воспитателейЗначение сюжетно-ролевых игр для старших дошкольниковПодготовила воспитатель Шиянова ТАИгра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы ...
Картотека сюжетно - ролевых игр для старших дошкольников по развитию правильного дыхания
Данный материал содержит в себе комплекс игр и упражнений, направленных на развитие правильного дыхания дошкольоников...
Консультация для педагогов на тему: «Значение сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников»
Консультация...
Консультация "Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр"
Консультация для родителей и педагогов....
Консультация для педагогов «Значение сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников» Социально-коммуникативное развитие
В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка....