ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СТАРШМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ НРАВСТВЕННЫМИ НОРМАМИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
статья на тему

Садыкова Резиля Решитовна

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СТАРШМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ НРАВСТВЕННЫМИ НОРМАМИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СТАРШМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ НРАВСТВЕННЫМИ НОРМАМИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Р. Р. Садыкова

Сложность современного этапа общественного развития, обусловленная состоянием экономического и политического реформирования, состоит в существенной деформации социокультурных условий жизни подрастающего поколения. Демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма, наркомании, разгул насилия и вседозволенности, неуважительное отношение к людям преклонного возраста. В противовес массовому информационному потоку, распространяющему и навязывающему бездуховность в обществе, необходимо говорить о духовных ценностях, о нравственном воспитании, искать пути и способы повышения духовно-нравственного состояния общества, В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности».

Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Это время вхождения ребенка в мир социальных отношений, усвоения элементарных моральных требований, становления механизмов поведения и деятельности, его мотивационной сферы. Интенсификация умственного и эмоционально-волевого развития старшего дошкольника выдвигает задачи нравственного воспитания на первый план педагогической работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (куда и входит интересующее нас направление работы) следующее содержание: освоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Суть нравственного воспитания детей дошкольного возраста, его своеобразие и методика нашли отражение в трудах Т.Н. Бабаевой, Р.С. Буре, Н.А. Ветлугиной, А.М. Виноградовой, Н.В. Дуровой, Т.А. Марковой,            В.Г. Нечаевой, Л.Ф. Островской, Л.П. Стрелковой, А.М. Счастной,                Л.Б. Фесюковой, М.И. Шаровой и др. Авторы едины во мнении, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста требует учета их возрастных, психологических, индивидуальных особенностей, а также мотивов деятельности. Исследователи отмечают, что наряду с другими средствами, несомненно, эффективными в непрерывном педагогическом процессе нравственного воспитания дошкольников, являются произведения художественной литературы.

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и переживания героев. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, т.к. он активно переживает события, в которых не участвовал.

Отсутствие специальной работы в детском саду направленной на освоение детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм в процессе ознакомления с художественной литературой, сказывается на практике обучения и воспитания детей. У них все чаще наблюдаются повышенная агрессивность, замкнутость на себе или эмоциональная глухота. Сказанное вскрывает существующее в дошкольной педагогике противоречие между необходимостью оптимизации процесса освоения старшими дшкольниками нравственных норм в процессе ознакомления с художественной литературой и недостатачной разработанностью его методических путей, с учетом изменившейся социокультурной ситуации. Данное противоречие указывает на наличие в дошкольном образовании проблемы: каковы психолого-педагогические условия освоения детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм в процессе ознакомления с художественной литературой?

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Анализ понятия «нравственное воспитание» дается в работах           П.П. Блонский [2], Л.И. Божович [3], Д.И. Водзинского [4], И.С. Марьенко [7]. Большинство авторов определяют его как процесс целенаправленного формирования нравственных убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств личности.

Из исследовательских работ в области дошкольной педагогики и психологии можно выделить те, в которых нравственное воспитание рассматривается как:

1) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова);

2) процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения (Д.И. Водзинский, А.В. Запорожец,           Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева);

 3) развитие и формирование нравственных качеств личности                 (М. В. Вениаминов, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

В определении О. В. Драгуновой: «Нравственное воспитание – это организуемый и направляемый педагогом процесс субъективного освоения ребёнком нравственной культуры общества, результатом которого является формирование его нравственности, как качество личности» [5]. Автор отмечает, что «нравственное развитие – это процесс становления и совершения нравственных качеств личности за счет накопления ребёнком собственного опыта осознанного нравственного поведения и отношения к окружающему миру» [там же].

Выделяют нравственность общества и нравственность человека, личности. Нравственность общества – это мораль, учение о которой является методологической основой нравственного воспитания [6].

П.П. Блонский [2] утверждал, что нравственность человека – это знание добра и зла, а также стремление жить и принимать решения в соответствии с этим знанием.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», – пишет И.Ф. Харламов [10].

Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе [1].

В структуре нравственного качества Ю.П. Сокольников [8] и другие отечественные ученые выделяют такие основные компоненты как нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение. В зависимости от возраста, от условий жизни и воспитания индивида, от его индивидуальных особенностей эти компоненты могут иметь разную представленность в том или ином нравственном качестве, но в любом случае, о сформированности любого качества можно говорить только при наличии в нём всех трёх компонентов.

Нравственное сознание – когнитивный компонент нравственного качества, включает в себя: знание человеком норм и правил морального поведения; процессы осознания им содержания морали, оценки нравственности своего (или чужого) поведения, отношения; принятие нравственных решений и т.д. [5].

Нравственное чувство – аффективный компонент нравственного качества – это устойчивая форма переживания человеком своего отношения к кому-либо или к чему-либо, нравственному качеству и к себе, как обладателю этого качества (С.Г. Якобсон). Это конкретно-субъективная форма существования предметов и явлений окружающего мира.

Нравственное чувство рассматривается как способ перевода нравственного сознания в качество личности, что говорит о его системообразующей роли в формировании нравственного качества [5].

Ребёнок, как известно, существо исключительно эмоциональное, поэтому, чем младше малыш, тем большую роль и представленность в его нравственных качествах имеют чувства. Для ребёнка нравственность – это «живое чувство, реальное состояние радости, гордости или дискомфорта, стыда, раскаяния…».

Развитые нравственные чувства – это результат эмоционального опыта. Они формируются на базе эмоций по мере развития индивидуального нравственного сознания. В процессе становления личности нравственные чувства складываются в иерархическую систему. Доминирующие чувства определяют направленность личности.

Третий компонент – нравственное поведение – это деятельностный компонент нравственного качества, внешняя форма проявления нравственного сознания и отношения индивида во взаимодействии с окружающими. Устойчивая форма нравственного поведения приводит к формированию нравственных навыков и привычек.

Таким образом, проблема нравственного воспитания рассматривалась предствителями разных наук. Это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Большим воспитательным потенциалом их формирования обладают художественные литературные произведения.

Для выявления уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм нами были использованы методики: «Сюжетные картинки»; «Закончи историю»; «Наблюдение» [9]. Цель методики «Сюжетные картинки» – изучение эмоционального и когнитивного отношения детей к нравственным нормам. Ребенку предъявлялись картинки с изображениями положительных и отрицательных поступков сверстников, и давалась следующая инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку, и почему?». Особое внимание в анализе действий детей уделялось оценке адекватности их эмоциональных реакций на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Цель методики «Закончи историю» – изучение понимание детьми нравственных норм (доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость). В индивидуальной беседе  ребенку предлагались четыре истории, с просьбой их продолжить. С целью определения особенностей функционирования нравственных норм в жизнедеятельности дошкольников было организовано наблюдение. Оно охватывала различные режимные моменты и проводилось в течение двух недель.

По итогам задания «Сюжетные картинки» из 40 обследованных на высоком уровне оказалось 45% воспитанников, на среднем– 35% и  низком– 20%. В экспериментальной группы на высоком уровне оказалось 40% детей, средний и низкий  уровень показали 30%. В контрольной группе на высоком уровне оказалось 50% воспитанников, на среднем– 40%, на низком– 10% обследованных.

По второй методике («Закончи историю») в экспериментальной группе 40% детей имеют высокий и средний уровень, 20%  низкий. В контрольной группе высокий уровень у 50%, средний у 35%, а низкий уровень у 15% детей. Итого, 45% обследованных продемонстрировали высокий уровень, 37,5%  средний, а 17,5% низкий уровень понимания нравственных норм.

Наблюдение в экспериментальной группе выявило высокий уровень у 25% детей, а низкий  у 30%. В контрольной же группе на высоком уровне – 30%, а на низком – 25% обследованных. На среднем уровне по 25% в той и другой группах.

Укажем результаты обобщения результатов обследования на констатирующем этапе эксперимента: высокий уровень в экспериментальной группе имеют 30%, средний уровень – 65% детей, низкий – 5% детей, а в контрольной группе на высоком уровне 40%, на среднем 60%. Итого, на высоком уровне оказалось 35% воспитанников, на среднем  62,5%, низком 2,5% детей.

Таким образом, несмотря на то, что 35% детей имеют высокий уровень сформированности нравственных норм, значительное количество детей имеет средний и низкий уровни. Они не всегда могут обосновать свои действия; их эмоциональные реакции зачастую неадекватны содержанию-причины их вызвавшей. Большинство детей знают нравственные нормы, но не применяют их в жизни. Полученные результаты указывают на необходимость разработки и проведения психолого-педагогической работы, направленной на формирование у старших дошкольников  нравственных норм, в частности аффективного и деятельностного компонентов нравственных качеств.

Разрабатывая программу психолого-педагогических мероприятий формирования нравственных норм, мы опирались на следующие принципы: целенаправленности; комплексного воспитания;  воспитания в деятельности; взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью; опоры в воспитании на положительные качества ребенка; воспитания детей в коллективе; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ведущими формами освоения нравственных норм стали:

  • непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой;
  • совместная деятельность по пересказыванию, инсценировок, театрализованных постановок, разыгрывание этюдов по мотивам фольклорных и художественных текстов;
  • самостоятельная деятельность детей с объектами соответствующей предметно-развивающей среды.

Система работы включала два основных этапа. Работа проводилась в подгрупповой форме.

Первый этап был нацелен на ознакомление детей с художественными произведениями и обогащение их литературного опыта в тесной связи с формированием представлений о нравственных нормах (доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость). Использованные произведения: «Крылатый, мохнатый и масляный» (русск. нар. ск.) «Швея» (чув. нар. ск.) Е. Осеева «Синие листья»; Н. Носов «Карасик», «Сказка про честные ушки»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; В. Осеева «Волшебное слово»; Я. Рогачев «Кто страше?»;  Е. Прокофьева «Сказка о ленивых носах»;  В. Элпи «Беглец». Методы и приемы, использованные согласно методике ознакомления с художественной литературой: чтение, беседа-анализ художественных произведений, рассматривание иллюстраций и т.д. Нравственное содержание укзанных выше произведений зримо передается в их эмоционально-образной форме. Постижение детьми смысловой сущности данных текстов произведений через уяснение его конкретного  лексико-семантического поля становилось основой вычленения, качеств и чувств персонажей, их желаний мотивов, побуждающих их на те или иные поступки. Таким образом, категории «добро» и «зло», «щедрость» и «жадность» и т.д. получали посредством описания поступков персонажей в различных ситуациях необходимую для дошкольников конкретизацию.

На втором этапе продолжалась работа по литературному развитию. Здесь использовались методы «вторичной» встречи с художественным произведением: инсценирование, драматизация, рисование иллюстраций, этюды-миниатюры и т.д. На данном этапе задача формирования эмоционального компонента нравственного качества продолжалась оставаться в сфере пристального внимания педагога. Но при этом важным становилось на основе обобщения нравственных представлений и понятий их проецирование в сферу собственного поведения и оценок.

Эффективность разработанной и апробированной программы психолого-педагогических мероприятий по формированию у старших дошкольников нравственных норм в процессе ознакомления с художественной литературой позволил определить контрольный этап эксперимента. Применялся тот же комплекс диагностических заданий, что и в ходе констатирующего этапа. Опираясь на результаты констатирующего и контрольного эксперимента, нами было проведено сравнение показателей в обеих группах.

Для определения итогового уровня мы суммировали результаты по всем трем методикам. Ранжирование балов по уровням развития осуществлялось по аналогии с обобщением на этапе констатации. Испытуемые ЭГ распределились между средним и высоким уровнями развития (по 50 %). Все дети в ЭГ без исключения имеют положительную динамику. Эмоциональные проявления детей адекватны рассматриваемой ситуации, демонстрирующей им те или нравственные качества. Должный уровень развития аффективного и поведенческого компонентов формируемых нравственных качеств позволяет говорить о их гармоничном развитии.  

В КГ показатели высокого среднего и низкого уровня не изменились. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в экспериментальной группе в результате апробации формирующей работы, нашла экспериментальное подтверждение. Результаты проведенного контрольного эксперимента показывают возможность формирования у старших дошкольников нравственных норм в процессе ознакомления с художественной литературой по разработанной нами программе.

Список использованных источников

  1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 2. – С. 12–22.
  2. Блонский, П. П. Психология желаний // Вопр.психологии. – 1965. – № 5. – С. 36–42.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 1968. – 464 с.
  4. Водзинский, Д. И. Теоретические основы нравственного воспитания школьников / Д. И. Водзинский. – Минск, 1979. – Ч. 1–2.
  5. Драгунова О. В. Дошкольная педагогика : учебное пособие / Сост. А. М. Тухфетуллина, Н.П. Шабалкина. – Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им И. Я. Яковлева, 2005. Ч. 2. – 137 с.
  6. Константинов, Н. А. Медынский Е.Н. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский. – Москва : Просвещение, 2010. – 447 с.
  7. Марьенко, И. О. Основы процесса нравственного воспитания школьниковшкольников: учебн. пособ. для студентов пединститутов / И. О. Марьенко. – Москва, 1980. – 158 с.
  8. Сокольников, Ю. П. Воспитание как система: Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников / Ю. П. Сокольников // Межвуз. сб. науч. тр. – Москва, 1984. – С. 3-33.
  9. Урунтаева, Г. А.,. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Москва : Академия, 1998.  – 304 с.
  10. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебн. пособ. – 4-е изд. перераб. и дополн. / И. Ф. Харламов. – Москва : Гардарики, 2003. – 520 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по  развитию  творческих способностей  детей в условиях детского сада в процессе ознакомления...

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Ребенок овладевает литературно-художественным наследием в процессе взаимодействия - общения со взрослым и друг с другом, друзьями, героями художественного произведения. При этом важно, чтобы дошкольни...

Проект "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой".

Проект "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой"....

Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глух...

Консультация для родителей на тему «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

В консультации рассказывается о произведениях, которые могут повлиять на нравственное воспитание ребенка, на его поступки....