"Особенности развития речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой"
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Сморчкова Христина Фёдоровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Особенности развития речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой" Подготовила: Сморчкова Х.Ф. Воспитатель МБДОУ №25

Слайд 2

Цель исследования: проанализировать и описать особенности развития речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Объект исследования: особенности развития речи детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Предмет исследования : процесс развития речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой Гипотеза исследования: систематическое использование комплекса методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой будет способсвовать развитию у них обогащенной, связной речи и развитию речевого творчества

Слайд 4

Задачи исследования: Анализ научной литературы по проблеме исследования. Уточнение и корректировка понятий по проблеме исследования. 3. Изучить и описать влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста. 4. Проанализировать и описать методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой. 5. Проанализировать и описать своеобразие применения современных образовательных технологий в процессе ознакомлений детей дошкольного возраста с художественной литературой. 6. Разработать к омплекс творческих и игровых заданий , игр (на основе сказочного текста) для детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Круг детского чтения и рассказывания: В него входят несколько групп произведений: произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы; произведения русской и зарубежной классической литературы; произведения современной русской и зарубежной литературы.

Слайд 6

Задачи ознакомления детей с художественной литературой -воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; -формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; -воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, -улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Слайд 7

Стадии развития восприятия художественного произведения непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание) Дети проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Слайд 8

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного произведения Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведении.

Слайд 9

Задачи ознакомления детей с художественной литературой: 1. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке. 2. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов. 3. Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё; 4. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения. 5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Слайд 10

В методике разработаны критерии : 1. Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги. 2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык. 3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт. 4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции. 5. Конкретные педагогические задачи. Критерии отбора в свою очередь определяют круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений . 1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки. 2. Произведения русской и зарубежной классической литературы. 3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Слайд 11

Книжный уголок - рациональное размещение в группе; - соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы; - соответствие интересам детей; - постоянная сменяемость; эстетическое оформление; востребованность.

Слайд 12

Основные методы ознакомления с художественной литературой 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. 4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Слайд 13

Характеристика типов занятий 1. Чтение или рассказывание одного произведения. 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал. 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: · чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; · чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость. 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: · чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними); · настольный театр; · кукольный и теневой театр, фланелеграф; · диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи. 5. Чтение как часть занятия по развитию речи: · оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок); · чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Слайд 14

Подготовка к занятию включает следующие моменты: · обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой; · определение программного содержания – литературной и воспитательной задач; · подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его). С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

Слайд 15

В предварительную работу входит и подготовка детей. 1. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы.С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций. 2. Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Слайд 16

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У детей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь. В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Слайд 17

Схема Фисюковой Л.Б. Нравственный урок; Воспитание добрых чувств; Речевая зарядка; Развитие мышления и воображения; Сказка и математика; Сказка и экология; Сказка развивает руки.

Слайд 18

Комплекс заданий расширять словарный запас детей; формировать умения самостоятельно отбирать содержание, выстраивать композицию высказывания; развивать умения выражать свои мысли связно, полно, логично, лаконично и выразительно; умения построения речевого высказывания в игровой ситуации ; умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно придумывать объяснения поступкам героев сказок; умения устанавливать противоречия и находить нестандартные способы решения проблемы, ситуации; развивать способность к анализу, синтезу, обобщению явлений и предметов, творческое воображение ; развивать словесное творчество и навыки культурной речи.

Слайд 19

Оптимальные условия -создание положительной эмоциональной атмосферы для взаимодействия педагога с детьми; -систематическое обогащение опыта детей, в том числе впечатлениями; -ежедневная событийность в жизни детей; -применение разнообразных технологий, методов и приемов обучения рассказыванию; -поощрение нестандартного мышления и высказываний детей; -поддержка инициативы, творчества детей; -творческая деятельность самого едагога; -традиционное ежедневное чтение художественных произведений; -оснащение разнообразным литературным материалом литературного центра; -применение педагогом комплекса методов и технологий ознакомления с художественной литературой; -систематическое проведение бесед с деитьми способствующих осмыслению литературного текстаи идеи литераурного произведения; -интегрирование с разными видами детской деятельности; -вовлечение родителей в образовательную деятельность, использование «домашних заданий»; -традиционное проведение литературных гостинных,литературных викторин, праздников книги, выставок в работе с детьми старшего дошкольного возраста, с участием родителей воспитанников; -систематическое проведение театрализованной деятельностис участием родителей воспитанников ;

Слайд 20

Комплекс творческих и игровых заданий , игр состоит из 4 блоков: Блок 1. Игровые творческие задания на выработку умений анализировать сказочные тексты. Блок № 2. Игровые задания на формирование умений творчески перерабатывать литературный материал. Блок 3. Игры на составление сказок. Блок 4. Игровые творческие задания на формирование умений составлять фантастические сказочные сюжеты.

Слайд 21

Домашний дневник. Волшебная сказка «Волшебная книга» Сказка о любимой игрушке «Зайка» Сказка про самого себя «Муравей» Сказка экология «Дуб»

Слайд 22

Семейная сказка. Сказка: «Дуб»

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с фольклором с использованием методов мнемотехники

Использование метода мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста....

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МОРДОВСКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

Речь – важное средство самовыражения ребенка.Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формиро...

Презентация "Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой"

Цель:Развитие и воспитание личностных качеств детей дошкольного возраста на примере героев художественной литературы. Задачи:1.Развивать креативность, творческие способности, умение анализировать...

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.

   Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во–первых, в связной речи реализуется основная функц...

Проект "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой".

Проект "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой"....