Консультация для родителей на тему «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»
консультация
В консультации рассказывается о произведениях, которые могут повлиять на нравственное воспитание ребенка, на его поступки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему
«Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее?
Один из путей воспитания нравственности является художественная литература.
Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с таким нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость.
Но необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
На основе этого, подбираются сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств и помогают детям распознать отрицательные поступки героев произведений.
Такие сказки, как: «Заяц — хваста», «У страха глаза велики», «Тараканище», «Зимовье», «Жихарка» и т.д., воспитывают смелость, дружбу, отзывчивость и осуждают трусость, хвастаство. Сказки: «Два жадных медвежонка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка – сестричка и серый волк», воспитывают щедрость, учат быть не жадным, справедливым.
Для воспитания и развития такого нравственного качества, как доброта: «Хаврошечка», «Золушка», «Красная шапочка». Нравственный урок в этих сказках таков, что добро всегда побеждает зло.
На умение распознавать хорошие и плохие поступки планируются такие сказки, как «Рукавичка», «Петушок – бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Морозко».
Для воспитания честности и умения распознавать ложь предлагаются детям следующие сказки: «Лиса и козел», «Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н.Толстого «Косточка», «Лгун», «Чашка».
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» воспитывает у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду, но также учит быть внимательным, не доверять людям злым, лживым. Дети по этой сказке, знакомятся не только с положительными качествами, но и с отрицательными: зло, ложь.
Работу по развитию нравственных качеств можно начинать с формирования понятий «хорошо» и «плохо».
Как объяснить ребенку, что каждый поступок – это частица добра, вложенная в огромный мир доброты? От неё становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок – крупица зла, от которого становится темно и страшно. Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать, увидеть. Как «оживить» эти понятия? Как заставить «работать»?
На занятиях и в повседневной работе, после чтения произведения, проводятся беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям, игры (игры-драматизации, подвижные игры, игровые упражнения, игровые ситуации).
В работе по формированию нравственности важная роль отводиться игре-драматизации. В них дети объединяются общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам других детей.
«Игра в волшебника нравится детям, они с большим интересом играют в неё. Ребенку предлагается роль волшебника, даётся волшебная палочка. Он должен наделить предметы и людей необычными свойствами. Например, стол волшебник превращает в замок, в котором живут гномы. Чашку превращает в собачку, которая любит сладости. Любую девочку — в Красную шапочку. Ребенку, который выступает в роли волшебника, предлагается послушать инструкцию: «Вот тебе волшебная палочка. Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь. Только выполни одно условие: не употребляй палочку во зло! Не навреди никому!» Остальные участники игры тоже должны выполнять правила: «Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в … . Слушайте волшебника!»
Игры - упражнения такие как, «Тише, Танечка, не плачь», где предлагалось найти для девочки, которая упала и разбила коленку ласковые, добрые слова, выразить ей сочувствие. Это упражнение позволяет научить детей быть добрыми, отзывчивыми, а также дети узнают, что с помощью слова можно пожалеть, согреть, приласкать, ободрить.
Важно научить детей эмоционально отзываться на различные ситуации, уметь улыбаться, огорчаться, удивляться, радоваться.
Таким образом, читая различную художественную литературу и играя, мы способствуем развитию нравственных качеств у дошкольников, позволяем обогатить опыт детей, изменить поведение детей в лучшую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Статья "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературы" раскрывается актуальность проблемы, представлен опыт работы по этой теме...
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.
Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннег...
Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой".
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках ...
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.
Консультация для воспитателей, представлен опыт работы ....
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Ребенок овладевает литературно-художественным наследием в процессе взаимодействия - общения со взрослым и друг с другом, друзьями, героями художественного произведения. При этом важно, чтобы дошкольни...
Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глух...