Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Воспитание дружеских отношений между детьми»
консультация (средняя группа) на тему

Аксянова Наталья Геннадьевна

Решение проблемных ситуаций. Сюжеты известных произведений детской литературы как средство развития дружеских отношений в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_vospitateley.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80» комбинированного вида

«Воспитание дружеских

отношений между детьми»

Семинар-практикум для воспитателей

Выполнила:

Аксянова Н.Г.,

воспитатель

Дзержинск, 2015 год

 Только то - в человеке прочно  и надежно,

Что всосалась в   природу его в первую пору жизни.

Я.А.Каменский.

     

Теоретическая часть

   Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений.

          Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано – уже на 2-ом, 3-ем году жизни. Характер детских взаимоотношений  зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду.   Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания дружеских отношений у своих детей, поэтому воспитателю надо уделять  особое внимание работе с родителями.  Воспитатели и родители должны работать сообща.  Только в их взаимодействии возможны,  какие либо результаты.   Участие родителей в проводимых мероприятиях в детском саду очень значимы.  Исходя,  из этого одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми.

          В детском саду для воспитания дружеских отношений между детьми немало возможностей.  В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

          Развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже устанавливаются психологический климат. Формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям.  У ребенка,  поступившего в детский сад,  круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и другими работниками дошкольного учреждения.  Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудится, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами.  Но далеко не все дети, придя в детский сад умеют общаться со сверстниками, проявляют дружеские отношения, делятся игрушками, некоторые ведут себя агрессивно.

          Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу.  «Если товарищу  трудно – помоги ему».  « Если тебе трудно – обратись за помощью».  Это правила, которыми должны  руководствоваться  дети в повседневной жизни.  Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения.  Дети,  осознав ценность правил, начинают активно ими пользоваться и постепенно следовать этим правилам, которые становятся для них нормой  поведения.

          В группе часто возникают  « неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости. Например:  «один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу» и как правило, происходит ссора или начинаются жалобы.  Совет воспитателя: не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается  ребенком.  А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова  «извините»,  «пожалуйста». Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь.  Воспитатели, а также родители не только словами, но и своими действиями должны формировать умение играть, трудиться,   заниматься сообща, умение договариваться, помогать друг другу.

          Воспитатель при воспитании дружеских отношений между детьми широко использует:

-    чтение художественной литературы; 

-   рассказывание русских народных сказок; 

 -   показ театрализованных представлений;

 -   заучивание стихов,   песен о дружбе.   

На занятиях по музыке дети поют песни о дружбе, любви,    танцуют хороводы, коллективные танцы, где от одного зависит многое.

- подвижные,  дидактические, сюжетно-ролевые игры; 

-  беседы;  

-   рассматривание картин, иллюстраций к книгам; 

 -   просмотр мультфильмов.

     Например:   «Репка»,    «Теремок» - о  дружбе;  «Колобок» - как нехорошо быть хвастунишкой,   что нельзя убегать от взрослых;   На этих сказках выросло не одно поколение.   «Три толстяка»,  «Буратино»,  «Чиполлино»,  «Волшебник  изумрудного города» и многие другие.     Все они о добре и о дружбе, они высмеивают человеческие пороки.

          Воспитание дружеских отношений мы видим во всех видах деятельности: в коллективной строительной игре формируются представление о том, что значит работать дружно, вместе.  Физическая культура – это участие в эстафетах (где один за всех и все за одного), это соревнования (дети болеют за своих друзей), коллективные работы по аппликации, лепки, рисованию.  Дети, как правило,  знают не только, что сделали они, но и что сделали их друзья.  Большое значение надо уделять проведению детских утренников, праздников, развлечений, на которых дети учатся вместе радоваться.

          Но основную роль в воспитании дружеских отношений отводится игре.  Игровая деятельность имеет исключительно важное  значение.  Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками.  Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радости эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

          Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности.  Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем  воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы.  При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную направленность, способствуют их сплоченности.

          Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение для его подготовки к школе.  Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например, шестилетний мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, чтобы передать  её  своему другу.   Девочка того же возраста в игре «Кошки-мышки»  пропускает в круг  «кошку» - свою подружку.  Проявляя заботу о друге, дети совершенно не думают об остальных  товарищах по группе, т.е. их дружба не имеет той моральной основы, которая предусматривается спецификой общественных отношений.  Формирование именно такой основы и должно закладываться воспитателем в дошкольные годы.

          Педагогическое руководство самой игрой детским и взаимоотношениями имеет свои особенности.  Здесь неприемлемы учебные методы.  Даже в таких случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу выбора игры, распределения ролей, соблюдения правил и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания,  а скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решения.

          Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных дружеских чувствах и отношениях.

          Чтобы успешнее решать эти программные задачи, надо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью;  выяснять,  у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения.

          Выявить уровень  формирования у детей   гуманных, дружеских чувств помогают также специально создаваемые игровые ситуации, когда в обычную игру включается нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором находится товарищ, подумать, как его выручить.   Примером такой ситуации может быть игра «Не намочи ног».  На полу определяется чертой «Болота» шириной 5 метров.  Двум детям дают по две доски (40/25 см.), с помощью досок им надо перейти на другой « Берег»  вместе.  Каждый ребенок кладет одну доску на  «Землю», осторожно переступает по ней, а другую держит в руке.  Затем кладет вторую, идет дальше и т.д.  Затем создаётся ситуация «Доска уплывает» (педагог длинной палкой подтягивает ее «К берегу»).  Дети ведут себя по-разному.  Ребенок может, перебравшись на «Берег», подтолкнуть обе доски другу или отдать ему свою вторую доску.  Бывают случаи, когда ребенок продолжает свой путь в одиночку, т.е. основной сюжет подвижной игры затмевает другие задачи,  «Спасти друга из болота».  Детям не дается готовое решение задачи, они должны сами сделать свой выбор.  Такого рода   проверку  лучше проводить во время игр на участке, играя с двумя детьми, не привлекая внимания других, чтобы дети не копировали поступки товарищей.

          Чтобы выяснить,  как дети понимают дружбу, можно предложить им ряд картинок, где отражены дружная игра, взаимопомощь, выручка, детская с сора и задать вопрос:      что значит «Хорошо дружить»,  как поступают друзья,  какую конкретную помощь можно оказать товарищу?

Конечно, детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует воспитатель, еще не главный показатель их нравственной воспитанности. Причина правильного поведения может быть догадливость ребенка, его полноценное умственное развитие.

Воспитание не столь простая вещь, что достаточно нам лишь направить наши усилия на воспитание дружеских отношений – и мы немедленно изменим личность ребенка.  Все гораздо сложнее, особенно в  старшем возрасте, но именно, поэтому развитие добрых чувств должно начинаться с первых лет жизни ребенка.

Воспитателю необходимы основательные знания детской психологии и педагогике, он должен уметь разбираться в детских проблемах и конфликтах, тактично регулировать взаимоотношения в группе, спокойно и уверенно управлять её жизнью.

Практическая часть

Сейчас мы с вами ненадолго вернемся в детство и представим, что каждому из нас всего по 4 года. С Вашего разрешения, я буду воспитателем.  

«Ребята, а вы любите фантазировать? Как вы думаете, трудно сочинить для детей сказку или рассказ? А мы с вами сейчас попробуем изменить сюжет известных вам сказок и рассказов. На столе иллюстрации из рассказов и сказок. Вы по очереди выбираете по одной карточке, вспоминаете и называете, к какой сказке или рассказу эта карточка и стараетесь придумать и рассказать, как должен был поступить герой правильно»

Карточка с иллюстрацией из сказки «Яблоко» В.Сутеева (ворона дразнит ежика). Пример ответа: Ворона могла не вредничать, а помочь Ежику, подсказать короткую и безопасную дорогу, предупредить о близости волка.

Иллюстрации: к рассказу Н.Носова «На горке», рассказу В.Осеевой «Волшебной слово».

Молодцы, ребята, все знаете про дружбу, готовы придти на помощь нуждающемуся, замечательные истории у вас получились.

Заключение

Таким образом, данная форма работы с детьми позволяет формировать у них представления о дружбе, взаимовыручке, взаимопомощи  и  базовых нравственных ценностях. А использование сюжетов произведений детской литературы способствует формированию интереса к данной деятельности и обеспечивает познавательную и эмоциональную мотивацию к выбору одобряемого в обществе способа действий.

В качестве обратной связи, выберете, пожалуйста, жетончики соответствующего цвета и положите в коробочку: красный – семинар-практикум не был полезен, никакой новой и актуальной информации Вы не услышали; зеленый: семинар-практикум проведен профессионально, грамотно, материал актуален и полезен для работы; желтый: в целом оценка «хорошо», но есть замечания/ рекомендации/ пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами д...

Семинар-практикум для коллег педагогов: ЭСТАФЕТА – ОСНОВНОЙ ВИД ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ, ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАЮЩИЙ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.

Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств и интереса к занятиям физической культурой у дошкольников....

Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ»

В данной работе рассмотрены аспекты психологической безопасности дошкольников пр взаимодействии с педагогами, описаны возможные техники разрешения различных ситуаций....

Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"

Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...