Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник лепки для развития ручного праксиса и творческих способностей детей с ОВЗ"
план-конспект по коррекционной педагогике

Якунина Галина Николаевна

Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник лепки для развития ручного праксиса и творческих способностей детей с ОВЗ". Описание видов пластилинографии: прямая, обратная, мозаичная, многослойная, модульная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                      «Детский сад №7 «Ромашка» г. Сальска

Мастер-класс

для педагогов и родителей

«Использование нетрадиционных техник лепки для развития ручного праксиса и творческих способностей у детей с ОВЗ»                  

                           

                                                                                 

                                                                                  Разработала:

                                                                                  Якунина Галина Николаевна,

                                                                                  воспитатель 1 категории

                                                                                  группы компенсирующей направленности

                                                                                  для детей со сложным дефектом

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                     

                                                                                                                 

г. Сальск

2021 г.

Тема: «Космический полёт» (пластилинография).

Цель: создание условий для повышения мастерства участников (педагогов, родителей), получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.

Задачи: 

• расширение знаний педагогов (родителей) по освоению нетрадиционной техники лепки «пластилинорафия»;

• использование эффективных методов, приёмов и художественных средств  для реализации творческих способностей каждого участника коллектива в достижении цели мастер-класса по нетрадиционной технике работы с пластилином;

• привлечение интереса к нетрадиционным способам лепки,  широкого применения их в развитии дошкольников, том числе детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Оснащение: проектор, ноутбук, фонограмма, мольберт, макет солнечной системы, образцы планет, наборы пластилина, доски для лепки, стеки, салфетки, вода, скалки для раскатывания пластилина, шприцы без иглы, магнитные диски, пластиковые крышки, картонные круглые заготовки; тарелочки, подставки-стаканчики для карандашей, кисточек, палочек, шпажек; цветной песок, губки, расчёски, украшения (камешки, пуговицы, бусинки, стразы, блёстки, пайетки, звёздочки, цветы); бросовый, природный материал;  подставка со звёздами-фишками.

План:

• презентация «Пластилинография, как средство развития ручного праксиса и творческих способностей у детей с ОВЗ»;

• ознакомление  участников с инструментарием мастер-класса;

• имитационная игра (вовлечение педагогов в мастер-класс, практическая демонстрация приёмов пластилинографии с комментариями);

• моделирование (самостоятельное проектирование персональных моделей и деятельность участников по их созданию в коллективном процессе);

• рефлексия (совместное обсуждение авторских моделей, выводы, заключения по проведению мастер-класса).

Введение. Уважаемые коллеги! Сегодня нашу встречу мы посвятим художественно-эстетическому развитию детей.

Известный учёный Дмитрий Борисович Лихачёв очень точно сказал: «Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности».

Художественно-эстетическое развитие представляет собой одну из пяти образовательных областей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Художественно-эстетическое развитие включает в себя словесное, музыкальное, изобразительное искусство.

Сегодня мы уделим внимание изобразительному искусству, а именно -обучению детей лепке. Как Вы думаете, как процесс лепки влияет на развитие ребёнка-дошкольника? (Ответы участников мастер-класса).

Вы абсолютно правы. Обучение детей лепке охватывает все образовательные области и развивает ребёнка всесторонне.

Моя проектная деятельность с дошкольниками направлена на нетрадиционные способы лепки и посвящена современной технике - пластилинографии. Считаю, что эта техника особенно глубоко влияет на развитие ручного праксиса и художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья. На самом деле, тренировка мелкой моторики детских рук напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, мышления и других психических процессов. Представляю Вашему вниманию презентацию «Пластилинография в ДОУ»:

  1 слайд – определение понятия «пластилинография»;

 • 2 слайд – материалы для «пластилинографии»;

 • 3 слайд – области влияния пластилинографии на развитие детей;  

  4-8 слайды – виды пластилинографии, особенности выполнения;

  9 слайд – развитие ручного праксиса и творческих способностей у детей с      

                    ОВЗ;

  10 слайд – рекомендации по «пластилинографии»

Свою презентацию хотела бы закончить словами педагога, специалиста по художественно-эстетическому воспитанию, Нины Павловны Сакулиной: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий

след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Основная часть. В презентации Вы ознакомились с современной техникой лепки «пластилинография». Хотя уверена, что многие из Вас уже применяют в своей работе элементы этой техники. Чтобы лучше освоить этот процесс, я приглашаю Вас в «космический полёт». Почему в «Космический»? Сейчас -апрель. 12 апреля мы отмечаем замечательный праздник – День космонавтики. В этом году исполняется 60 лет, как наш первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин покорил Великий космос. Коллеги, отправимся и мы в полёт? (Ответ участников мастер-класса). Но для того, чтобы побывать там, мы должны создать «космическую обстановку». На улице – весна, и я хочу подарить Вам солнце. (Показ с объяснением на макете солнечной системы  элементов техники «пластилинография»). В этой космической солнечной системе не хватает планет. Подскажите, сколько существует планет? (Ответы участников мастер-класса). Да, в солнечной системе – девять планет; Плутон считают девятой карликовой планетой. Вам представлены модели (круглые формы из разных материалов) планет разной величины. Я прошу их воссоздать, используя материалы, которые находятся на столах в форме ракеты, элементы техники «пластилинография», свою фантазию, творчество и, конечно же, хорошее «космическое настроение». Отправляемся в полёт! (Практическая деятельность педагогов сопровождается фоновой музыкой, светом, комментариями, предложениями. Проведение динамической паузы - по целесообразности).

Анализ проведённого мероприятия (рефлексия). Прошу каждого рассказать о своей планете, какие способы и материалы вы использовали. (Планеты прикрепляются на макет). Приглашаю Вас выйти на орбиту космического пространства. Вместе с Вами мы создали целую Вселенную.                

                                             Итог обыденной работы -

     Восторг волшебного полета!

                                             Вот это дивное явленье

            Урок, рождённый вдохновеньем!

Но, мне кажется, что в этой солнечной системе не хватает звёзд. Прошу каждого из Вас выбрать свою звезду. Если Вам понравился мастер-класс, вы приобрели знания и навыки, получили моральное удовлетворение от творческого процесса  в коллективе, эстетическое наслаждение  от конечного результата и в дальнейшем будете применять пластилинографию в своей работе с детьми, прошу прикрепить золотую звезду. Если вы не удовлетворены каким-либо одним из критериев – выберите серебряную звезду. Если Вам вообще не понравился мастер-класс – возьмите белую звезду. Как замечательно, что на нашей Вселенной зажглись золотые и серебряные звёзды. Как сказал поэт Владимир Владимирович Маяковский: «Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно»?

Все уроки, как люди, похожи и разны,

              Если к ним приглядеться с различных сторон.

              Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

                                   А бывают они, как мучительный сон.

   Но когда расцветают ваши милые лица

 И живым любопытством глаза озарит,

          Так в десятках голов моя мысль шевелится,

   И в десятках сердец мое сердце звучит.

Благодарю за сотрудничество! Творческих Вам успехов! Приглашаю всех на «космическое» чаепитие!

Литература:

1. А. Зайцева, А. Дубасова «Чудесный пластилин», Москва, 2010 г.

2. «Аппликации из пластилина. 3-6 лет" под ред. Е. Силенко, Москва, 2014 г.

3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография», Москва 2008 г.

4. Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы», Москва 2008 г.

5. Д.Н. Колдина «Лепка», Москва, 2008 г.

6. Е. Данкевич «Пластилиновый мир», Санкт-Петербург, 1998 г. 

7. Е.Е. Рожкова «Изобразительное искусство в ДОУ», Москва, 1980 г.

8. Е.В. Чернова «Пластилиновые картины», Москва, 2006 г. 

9. О.Ю.Тихомирова «Пластилиновая картина», Москва, 2010 г.

10. П.А. Русских «Мастер-класс - технология подготовки учителя к         творческой профессиональной деятельности», Москва, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Поделки из бумажных комочков как способ развития ручной умелости и творческих способностей детей"

Положительное влияние на развитие мелкой моторики оказывает салфеочная аппликация. Дети с удовольствием создают поделки из комочков салфеток разного цвета....

« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

Презентация."Нетрадиционная техника лепки в развитии творческих способностей детей".

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей.Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детя...

Проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и творческих способностей детей 2-й младшей группы»

Педагогический проект, темой которого является использование нетрадиционных техник рисования....

Нетрадиционные техники рисования и их влияние на формирование творческих способностей детей на занятиях художественно-эстетического цикла

Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций...

Мастер-класс «Использование нетрадиционные техник лепки для развития творческих возможностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционные техник лепки для развития творческих возможностей детей дошкольного возраста»  организован с целью  повышение уровня...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»

Повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ....