Условия успешного сотрудничества и сотворчества воспитателей и музыкального руководителя при подготовке детей к праздникам.
статья на тему

Бондарева Мария Александровна

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально- художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Условия успешного сотрудничества и сотворчества  воспитателей и музыкального руководителя при подготовке детей к праздникам.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие,

которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться,  а  порой  и  просто

отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без  праздников  не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют  его  знания об окружающем мире,  помогают  восстанавливать  старые  и  добрые  традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь  его  подготовкой,  педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь  ориентироваться  на  интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для  которых  и  готовится  этот праздник.

Цели организации праздника:

  • реализация возможностей каждого ребенка (открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки);
  • развитие таких психических процессов у детей как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.
  • воспитание моральных, нравственных, патриотических качеств.

Этапы работы по организации праздника:

  1. Работа над сценарием
  2. Предварительное знакомство детей с утренником
  3. Репетиции
  4. Проведение утренника
  5. Подведение итогов

Работа над праздником начинается со сценария. Педагог может работать по готовому сценарию, предложенному музыкальным руководителем, а может сам активно и творчески участвовать в составлении сценария, подбирать произведения для инсценировок, спектаклей, стихи, переклички и даже музыкальные произведения к данному сценарию. Творческий педагог использует сценарий по своему, глубоко осмысливает, анализирует, пропускает "через себя", используя свой опыт, дополняя уточнениями, собственными разработками и импровизациями. В большинстве случаев сценарии разрабатываются педагогами ДОУ в тесном сотрудничестве с музыкальным работником, логопедом. Музыкальный руководитель подбирает к сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит тщательный подбор речевого материала.

Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

- над выразительным прочтением стихов

- по заучиванию текстов песен

- над образом

- над отдельными эпизодами

Речевая деятельность совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности (разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества, обогащению словарного запаса.

В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

Чтобы у малышей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

Многое в успешном проведении праздника зависит от ведущего. Поэтому к выбору его кандидатуры необходимо отнестись очень серьезно.

• Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и, следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, песнях, которые будут исполняться.

• От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно, литературным языком, избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем-либо, а в случае непредвиденной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.

Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.

Все необходимые указания музыкальный руководитель дает ведущему, практически показывает весь музыкальный репертуар и вместе с ним анализирует ситуации, которые могут возникнуть, дает общее направление ходу праздника. Если в программу внесены выступления взрослых, исполняющих песни, танцы, сценки, отдельные роли (дед Мороз, Снегурочка, Баба Яга и т.д.), то они готовятся под руководством музыкального руководителя и согласовываются с ведущим (момент входа, обращение к детям, диалог с ведущим). Такие моменты не следует импровизировать, чтобы не нарушить художественный замысел сценария

и не изменить образ. Поэтому все роли тщательно репетируются и уточняются все нюансы поведения на празднике.

Основное на празднике – выступление детей. Поэтому музыкальный руководитель и ведущий, осуществляя подготовку детей, в случае необходимости должны оказать необходимую помощь детям (подсказать стихи, поддержать в пении, поправить элементы костюма, встать в недостающую пару в танце).

На музыкальных занятиях разучивается весь музыкальный репертуар, который дети исполняют на празднике. Поэтому каждый ребенок должен почувствовать себя неотъемлемым участником общего для всех торжества, в соответствии со своими возможностями. Но в программу включаются индивидуальные или групповые номера, показывающие рост музыкального или творческого развития, артистичность, отражающие результаты эстетического воспитания в детском саду. Инсценировки и стихи должны разучиваться в группе со всеми детьми, чтобы при необходимости могла произойти замена болеющего ребенка, или замена роли в инсценировке. Необходимо предложить каждому ребенку выступление по силам. Способные дети находятся при этом в лучших условиях: им поручают более ответственные номера и они успешно с ними справляются. Труднее обеспечить участие на празднике тех детей, которые не достигли необходимого уровня развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо способностей. Однако они могут выступить в игре, в групповом танце или при чтении стихов. При этом воспитатель должен добиться, чтобы порученное выступление воодушевило ребенка, доставило ему радость.

Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального

руководителя организует готовность зала, атрибутов, элементов костюмов и предметов для игр, т.е. проверяет готовность к празднику.

Слаженная работа коллектива воспитателей, возглавляемая

музыкальным руководителем, обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник – яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческого музыкального потенциала и подготовки для проведения праздника детей младшего возраста "Рождение праздника"

Работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность....

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Русские народные праздники как форма сотворчества педагогов, детей и родителей воспитанников детского сада"

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Русские народные праздники как форма сотворчества педагогов, детей и родителей воспитанников детского сада"...

Рекомендации музыкального руководителя Этапы подготовки драматизации сказки в ДОУ

Подробные рекомендации по подготовки спектакля-драматизации сказки в детском саду....

Сотрудничество педагога - психолога и музыкального руководителя при проведении образовательной деятельности по художественно – эстетическому сопровождению детей дошкольного возраста.

—Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя дошкольной образовательной организации строится в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательной области &laqu...