Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников, организацию интервьюирования самими детьми.
статья на тему
Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников, организацию интервьюирования самими детьми.
Воспитатель – Яковлева О.А.
Первая квалификационная категория.
МБДОУ «Чечеульский детский сад»
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intervyuirovanie.docx | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников, организацию интервьюирования самими детьми.
Воспитатель – Яковлева О.А.
Первая квалификационная категория.
МБДОУ «Чечеульский детский сад»
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия.
Мои находки. В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются проектный метод и технология интервьюирования самими дошкольниками. Они позволяют создать условия для развития инициативности и самостоятельности детей, а также активизирует познавательный интерес детей и коммуникативные качества.
Так как взрослые и их формы общения всегда являются примером для детей, то культура участия может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой. В этом случае идеи, отвечающие интересам и желаниям детей, являются продуктивными и основательными.
Для разработки данного проекта, я использовала метод интервьюирования самими детьми. Где каждый получил возможность рассказать о своих мыслях, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем предстоящие мероприятия, устанавливаем правила.
С чего мы начали.
Мы с детьми много узнали о их мамах: какие они красивые, умные, милые, заботливые; о том как сильно дети любят своих мам и помогают им. Выслушав все рассказы, рассмотрев фотографии, прослушав много добрых слов о маме у меня возник вопрос, который я озвучила детям: Я сомневаюсь в том, что взрослые любят своих мам, так же как дети. Выслушав детей, я обратилась к ним с просьбой: помогите мне это выяснить.
Вместе с детьми мы обсудили как это можно сделать? В результате активного обсуждения между детьми, пришли к выводу что можно расспросить работников ДОУ и родителей – взять интервью и издать книжку-малышку с рассказами о том, как относятся взрослые нашего детского сада и наши мамы и папы к своим мамам.
На первом этапе мы:
- провели словарную работу, где в форме бесед и обсуждений мы узнали значение слов: интервью, корреспондент, редактор, писатель, художник-оформитель;
- читали стихи о маме;
- рассматривали иллюстрации, фотографии, видео ролики;
- привлекли родителей к совместной творческой деятельности с детьми «Обложка для книги о маме»;
- подготовили атрибуты к игровым ситуациям (блокноты, бейджики, рисунки);
- дети распределили роли самостоятельно учитывая желание и интересы друг друга;
- дети совместно с воспитателем продумали вопросы, которые будут задавать взрослым.
На следующем этапе:
- были созданы игровые ситуации «Интервью о маме», «Интервью у мамы». При этом дети дети использовали аудиосредства (микрофон), для подготовки репортажа использовали фотоаппаратуру.
Третий этап.
После того как корреспонденты собрали информацию, в работу включилась следующие подгруппы детей – это редакторы и художники оформители. Путем обсуждения дети – редакторы переработали тексты интервью, а художники – оформители путём проб и ошибок оформили книжку – малышку.
После чего совместными усилиями мы выпустили первую книжку – малышку «Моя мама лучше всех». Эта книжка была выставлена в приемной группы, где родители и гости могли ее прочитать и рассмотреть.
Для чего это нужно?
- ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий;
делает выбор и принимает решение;
договаривается о совместных действиях, работает в группе;
прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).
- ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).
- ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.
- ребёнок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников
Преобразования, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, в полной мере распространяются на систему дошкольного образования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творче...
«Как сюжетно-ролевые игры способствуют развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников»
Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:1-й уровень...
Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников через организацию персональных выставок в ДОУ.
Составитель: воспитатель МБДОУ д/с № 67, Жгун Наталья Анатольевна Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно- эстетиче...
Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности
Данный материал основан на оопыте работы по теме; "Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности"....
проект "Развитие самостоятельности и инициативы у детей с ТНР через организацию экспериментирования"
Развитие самостоятельности и инициативы у детей с ТНР...
«Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».
Мастер-класс: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниковкак средство развития самостоятельности и инициативы».Цель мастер класса: Повышение уровня компетентности ...
Консультация для родителей Формирование самостоятельности и инициативы у дошкольников в организации настольных игр.
Создание условий для поддержки самостоятельности и инициативы у дошкольников в организации настольных игр...