Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников
материал
Предварительный просмотр:
Развитие у детей двух-трех лет инициативы и самостоятельности
Проблема формирования у детей до 3-х лет самостоятельности и инициативности была и остается одной из самых актуальных в теории воспитания и обучения. Инициатива обычно рассматривается лишь как один из основных компонентов развития личности, а самостоятельность – уже как более сложная черта характера, которая охватывает все стороны жизнедеятельности человека.
Необходимым условием для развития инициативного поведения ребенка является его воспитание в условиях развивающего, а не авторитарного общения с взрослыми. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, взаимопонимания, уважения и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития самостоятельности ребенка и свободы выбора.
Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно, инициативно. Они еще не научились управлять собой, своими чувствами, поэтому подражают другим. В подобных случаях очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.
Ранний возраст укладывается во временные рамки от одного года до трех лет. Наиболее существенные изменения в развитии происходят в сфере движений, речи, восприятии, мышления и эмоций. То есть, в первые три года жизни ребенка, как в период быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку. Задача взрослого – развивать богатые потенциальные возможности ребенка, но без ущерба для его нервной системы и физического развития.
Не стоит забывать, что поведение ребенка, его действия, устойчивость внимания, память зависят от того, нравится ему или нет то, чем он занимается. Только то, что ребенок воспринимает охотно, с интересом, в итоге приводит к хорошему результату. А то, что навязывается ребенку, вызывает у него негативные эмоции и приносит вместо пользы, вред.
Специалисты отмечают, что для ребенка трех лет характерна сравнительная устойчивость внимания, но в, то, же время, он легко отвлекается на посторонние предметы или явления. К примеру, во время интересного занятия в группу входит незнакомый человек. Ребенок тут же отвлекается, и все свое внимание переключает на вошедшего человека. И лишь убедившись, что там его не ожидает ничего интересного, он вновь погружается в свое занятие.
В раннем возрасте отличительной чертой ребенка становится стремление к знакомству с предметами и их функциями. Именно в данный период зарождается направленность к самостоятельности и инициативности. Малыш с интересом тянет за веревочку, наблюдая при этом, как едет за ним игрушечная машина. Он дергает за шнурок, включая и выключая свет настенного бра; взбирается на принесенный им сами стул, чтобы открыть дверцу шкафа, заглянуть внутрь и руками пощупать лежащие на полках вещи. Может долгое время стоять у аквариума и наблюдать, как там плавают и играют рыбки. В это время взрослому необходимо внимательно следить за малышом, без резких окриков «Куда лезешь, упадешь!» и подзатыльников, постараться доходчиво объяснить ребенку, что опасно, и чего лучше не делать вообще. Попробовать переключить его внимание и показать любознательному ребенку, например, как собирать и разбирать матрешку, пирамидку. Объяснить крохе отличие деталей по величине, цвету или форме.
Немаловажное значение и очень важную роль в психическом развитии ребенка играет владение навыками самообслуживания. Умение самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, чистить зубы, правильно принимать пищу за общим столом – все это, в дальнейшем, позволит вашему ребенку проявлять самостоятельность, легче адаптироваться в новых условиях.
Все мамы замечали, что с раннего возраста у ребенка зарождаются предпосылки и элементы трудовой деятельности. Ребенок проявляет желание участвовать в жизни взрослых, помогать маме, папе, бабушке. Выполнение небольших трудовых действий в общей с взрослыми деятельности доступно малышу уже с полутора лет. Он может принести и поставить чашку, положить ложку, подержать сумку, подать ключи и так далее. Становясь старше, ребенок начинает копировать действия, которые он видит дома. Его целеустремленность проявляется в безудержных инициативах: он хочет стирать белье, как мама, забивать гвозди, как папа. Однако на первых порах у него нет ни умения, ни настойчивости. Чтобы его инициатива не пропала даром, ребенку надо помочь. К сожалению, родители этого часто не понимают, или просто не хотят понять. Чаще они резко пресекают или переключают внимание ребенка на более разумные, по их мнению, деяния. Одного они не учитывают, что это может затормозить развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит его назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если ребенку будет грозить реальная опасность, следует прибегнуть к запрещающим приемам. В остальных случаях детскую инициативу необходимо поддерживать, направляя ее в правильное русло.
В возрасте от двух до трех лет дети редко принимают участие в коллективных играх. Скорее их больше привлекают сами игрушки, а не способ игры с ними. Примерно в два с половиной года у ребенка начинает формироваться воображение. В своих играх он использует предметы-заместители, придавая им игровое назначение. Это - шарики, кубики, баночки, палочки, камешки. В игре начинают появляться несложные сюжеты: семья, больница, парикмахерская, гараж, стройка. При этом ребенок пока еще действует не от лица игрового персонажа, а от собственного лица.
В этот же период ребенка следует заинтересовать новыми видами деятельности, такими, как рисование, конструирование, лепка, аппликация. Многочисленные действия, например, с карандашами, позволят ребенку понять основную функцию действий. Постепенно, под влиянием вопросов взрослого ребенок начинает узнавать в своих каракулях знакомые ему предметы: солнышко, домик, рыбку, дерево, хотя его «рисунок», вряд ли, хоть чем-то, напоминает названные предметы. Благодаря занятиям, при соответствующем обучении, он, наконец, научится изображать и называть некоторые предметы: шарик, лесенка, забор и прочее. Та же история будет происходить, если ребенка учить лепить из пластилина, вырезать ножницами, клеить аппликации. Необходимо приложить максимум терпения и внимания, чтобы ребенок к трем годам смог самостоятельно выполнять некоторые действия. При этом следить и направлять в нужное русло формирование таких черт характера, как, например, бережливость, доброжелательность, инициативность, любознательность. Объяснить ребенку, что, если он хочет, чтобы люди хорошо относились к нему, в первую очередь, он сам должен хорошо относиться к людям.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Поэтому необходимо учитывать и помнить, что самостоятельность и инициативность – это всегда продукт подчинения требованиям взрослых и, одновременно, собственной инициативы ребенка. Чем лучше, глубже усвоил ребенок правила поведения, тем осмысленнее и шире появляется у него возможность инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Эксперты считают, что в развитии самостоятельности у ребенка могут быть намечены три ступени.
Первая ступень – это когда ребенок действует в обычной для него обстановке, в которой вырабатывались основные его привычки и навыки, без напоминаний, побуждений и помощи со стороны взрослого. Ребенок сам убирает за собой игрушки после игры; сам идет мыть руки перед едой; сам говорит вежливые слова: «спасибо» и «пожалуйста».
Вторая ступень – это когда ребенок самостоятельно использует полученные навыки в необычных, но похожих ситуациях: помогает убирать в комнате, носить посуду со стола после еды, проявлять признаки вежливого отношения к посторонним людям, например, показать гостю как пройти в комнату и предложить ему присесть на диван.
Третья ступень – ребенок твердо усвоил все правила и приобретенные навыки. Умело ориентируется в создавшейся той или иной ситуации, способен правильно организоваться в любых условиях. Такая позиция дисциплинирует детей, и они выгодно смотрятся в глазах взрослых.
Психологи давно установили, что каждому возрастному периоду ребенка соответствует своя «ведущая деятельность», то есть, сфера интересов. И это необходимо учитывать. Следует всячески поощрять любую инициативу ребенка, направлять его и поддерживать, стимулировать его действия. Только тогда любой ребенок усвоит одно из главных правил самостоятельного поведения: его действия должны завершаться таким результатом, чтобы не были нарушены общепринятые правила его и чужой жизни.
Использованы материалы сайта www.defectologiya.pro
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников
Преобразования, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, в полной мере распространяются на систему дошкольного образования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творче...

«Как сюжетно-ролевые игры способствуют развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников»
Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:1-й уровень...
Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников через организацию персональных выставок в ДОУ.
Составитель: воспитатель МБДОУ д/с № 67, Жгун Наталья Анатольевна Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно- эстетиче...
Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности
Данный материал основан на оопыте работы по теме; "Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности"....

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников, организацию интервьюирования самими детьми.
Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников, организацию интервьюирования самими детьми.Воспитатель – Яковлева О.А.Первая квалификационная категория.МБДОУ «Чечеульский детский сад» Про...

«Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».
Мастер-класс: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниковкак средство развития самостоятельности и инициативы».Цель мастер класса: Повышение уровня компетентности ...

«Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».
Мастер-класс: «Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы»....