Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Конспект и презентация для родительского собрания в подготовительной группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школе.
Добрый вечер, уважаемые родители. Я хотела бы обратить Ваше внимание на интеллектуальный компонент психологической готовности детей к школе.
СЛАЙД 1
Среди родителей будущих первоклассников часто можно услышать такой разговор:
-Ну, что, вы готовы к школе? Умеете уже читать, писать, считать? Да? Ну, тогда конечно, готовы.
Родители считают, что ребёнок подготовлен к школе, если умеет читать, писать и считать. Но такое мнение часто бывает ошибочным. Иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе. Прежде всего надо понять, что развивать необходимо предпосылки к обучению, а не обучать тому, чему будут учить в школе. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать.
СЛАЙД 2
Я бы хотела процитировать высказывание известного психолога Александра Леонидовича Венгера:
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться.»
А для того , чтобы быть готовым всему этому научиться, ребёнку необходимо обладать определённым уровнем знаний и определённой широтой представлений о мире ( в том числе образных и пространственных), а так же соответствующим уровнем речевого развития.
А всё вышеперечисленное и входит в понятие интеллектуальной готовности.
Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости и делать выводы.
СЛАЙД 3
Итак, можно сказать, что интеллектуальная готовность – это определённый уровень развития речи, памяти, мышления, воображения.
Ведь овладение навыками счёта, письма, чтения невозможно без базового уровня сформированности этих основных процессов.
Память В первую очередь хотелось бы обратить ваше внимание на такой очень важный процесс как память. От её объёма зависит многое.
Ребёнок дошкольного возраста запоминает всё яркое, интересное.
А к 7 годам завершается процесс формирования произвольного запоминания, то есть ребёнок способен запоминать не только то, что интересно, но и то, что требуется.
А как проверить память у своего ребёнка?
Можно предложить ему запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.
Предлагаю всем вам сейчас попробовать выполнить такое задание.
Слушайте и запоминайте: лес, хлеб, окно, стул, конь, брат, вода, гриб, игла, мёд.
А теперь вспоминайте и считайте сколько слов вы запомнили.( Пауза )
Проверить себя вы можете, посмотрев на слайд.
СЛАЙД 4
Ребёнок в первый раз может повторить от 2 до 5 слов. А кто-то, возможно, и все 10 повторит. Всё очень индивидуально. Продолжайте называть слова ещё несколько раз и после 3-4 повторений ребёнок обычно запоминает белее половины слов.
Память можно и нужно тренировать. Для этого поиграйте со словами. А для лучшего запоминания объединяйте слова по смыслу, составляйте с ними рассказы.
Мышление. СЛАЙД 5
Ещё один из важнейших психических процессов – это мышление. Если в дошкольном детстве мышление наглядно-действенное ( это манипулирование предметами), то к концу дошкольного периода формируется наглядно-образное мышление ( это способность оперировать уже сложившимися образами и представлениями).
Для развития наглядно-образного мышления хорошо использовать игру
« Разрезные картинки» когда ребёнку даются части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целостное изображение.
СЛАЙД 6
В 7 лет активно формируется логическое мышление . Дети способны уже находить причину и следствие какого-либо события (например, сезонных изменений в природе), на основе наблюдений делать простейшие выводы, устанавливать связи между предметами, анализировать, обобщать.
В этом возрасте дети уже могут понять что такое план комнаты. Полезны игры : «Найди клад» - когда с помощью схематичного изображения комнаты ребёнок ищет спрятанную игрушку, «Лабиринты».
Способность обобщать, классифицировать и сравнивать помогает развивать игра « Четвёртый лишний». Играйте со всем, что есть под рукой. Например, на столе лежат яблоко, помидор, кабачок и капуста. Что лишнее в этом ряду зависит от признака, на основе которого вы будете обобщать. Если это форма, то лишний кабачок, ведь он продолговатый, а всё остальное - круглое. Яблоко лишнее, потому, что оно фрукт, а все остальные - овощи. Помидор лишний потому, что он красный, а остальное всё – зелёное.
Поможет научиться обобщать игра « Назови одними словом», когда Вы называете группу предметов и просите ребёнка назвать их одним словом. Например - чашка, блюдце, тарелка- это… посуда, стол, кресло, шкаф- это…. мебель.
Воображение СЛАЙД 7
В психическом развитии велико значение такого процесса как воображение.
Творческое воображение позволяет ребёнку создать новый образ. Воображение активно соединяется с мышлением и включается в процесс планирования действий, что очень важно в процессе обучения в школе.
Воображение выполняет познавательную функцию – позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи. А также оно выполняет ещё одну важную функцию– защитную -предохраняет легко ранимую душу ребёнка от чрезмерно тяжёлых переживаний , связанных в том числе и со школой.
Развивать воображение можно, придумывая необычный конец к известным сказкам, сочиняя свои сказки.
Речь СЛАЙД 8 У будущего первоклассника должна быть хорошо развита разговорная речь. Это и способность выражать свои мысли, связно передавать то, что слышал, и умение выделить главное в рассказе, пересказать рассказ по определённому плану.
Если ребёнок неправильно произносит звуки, то у него могут возникать ошибки при написании слов, пропуски букв.
Такая игра как « Прохлопай слово» поможет ребёнку научиться разделять слово на слоги по количеству гласных звуков при помощи хлопков.
Например « Шко-ла» или ( рукой к подбородку « Шко-ла»)
Чтобы объяснить функцию какого-либо предмета, раскрыть смысл слова ребёнку нужно иметь достаточный словарный запас.
Можно использовать игру « Что за предмет?» - не называя предмет, нужно рассказать ребёнку с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребёнок отгадает предмет, меняйтесь ролями. Теперь он загадывает, а вы долго не можете отгадать. В такой провокации с вашей стороны активизируются мыслительные процессы. Ребёнок подбирает новые слова, эпитеты, определения, глаголы.
Внимание СЛАЙД 9
Ещё хотелось бы отдельно упомянуть такое важное свойство нашей психики как внимание. Внимание – избирательная направленность сознания на какой –либо объект. Родители часто говорят « Да мой ребёнок много знает, но совсем невнимателен, торопится…». Ребёнок может внимательно или невнимательно запоминать, слушать, думать.
Если семилетний ребёнок не в состоянии сосредоточиться на неинтересной, но необходимой деятельности хотя бы 5- 10 минут, то это должно насторожить родителей.
Для развития внимания очень полезно предлагать ребёнку замечать перемены, произошедшие в природе, на улице, дома, возле детского сада. Поиграть в игры «Что нового появилось?», «Что изменилось?».
СЛАЙД 10
Также можно использовать такие игры как :
- выкладывание из палочек, спичек, пуговиц фигур или узоров по образцу;
- рисование узоров по клеткам по образцу;
- « Найди отличия» - сравнение двух картинок и нахождение отличий;
- «Наблюдательность» – предлагается вспомнить и подробно описать путь из детского сада домой, площадку во дворе – то, что дети часто видели;
- « Услышь слово и хлопни» - взрослый называет различные слова, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит, например, животное.
СЛАЙД 11
И, подводя итог, можно сказать что интеллектуальная готовность сформирована, если Ваш ребёнок:
- называет своё имя, фамилию, отчество, свой возраст и дату рождения;
- знает страну, город в котором живёт, домашний адрес;
- знает имена, отчества родителей, их профессию;
- знает времена года( последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года), части суток, дни недели;
- ознакомлен с миром домашних и диких животных, их повадками, названиями их детёнышей;
- называет овощи, фрукты, ягоды, виды транспорта, одежду, обувь, головные уборы, посуду;
- различает и правильно называет геометрические фигуры( круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, многоугольник);
СЛАЙД 12
- свободно ориентируется в пространстве и на листе бумаги ( умеет находить верхний правый угол, нижний левый, середину и т.д.);
- умеет внимательно, не отвлекаясь слушать;
- запоминает и называет 6-10 предметов, картинок, слов;
- свободно считает от 1 до 10 и обратно;
- различает гласные и согласные звуки;
- разделяет слово на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков;
- знает и умеет рассказывать сказки;
- умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;
- Умеет высказывать собственные суждения, делать выводы.
СЛАЙД 13 А в завершении хочется пожелать Вам и Вашим детям новых открытий и успехов в обучении в школе!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» Александр Леонидович Венгер .
Интеллектуальная готовность –определённый уровень развития речи памяти воображе-ния мышления
Память Как проверить память у своего ребёнка? ЛЕС ХЛЕБ ОКНО СТУЛ КОНЬ БРАТ ВОДА ГРИБ ИГЛА МЁД Для лучшего запоминания: объединяйте слова по смыслу составляйте с ними рассказы
Мышление Наглядно-действенное мышление ( манипулиро-вание предметами) Наглядно-образное мышление (оперирование образами и представлениями) Игра « Разрезные картинки» - даются части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целостное изображение.
Логическое мышление ( способность к анализу, синтезу, обобщению, классификации, выделению общего) Игра « Найди клад» – с помощью схематического изображения комнаты ребёнок ищет спрятанную игрушку. Игра « Четвёртый лишний» - найди лишний предмет. Игра « Назови одним словом»- назови группу предметов одним словом.
ФУНКЦИИ познавательная защитная Развивать воображение можно, придумывая необычный конец к известным сказкам, сочиняя свои сказки. Воображение
Речь правильное произношение звуков; развитая разговорная речь и богатый словарный запас ; Игра « Что за предмет?» - не называя предмет, нужно рассказать ребёнку с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребёнок отгадает предмет, поменяйтесь ролями.
ВНИМАНИЕ – избирательная направленность сознания на какой-либо объект. Семилетний ребёнок способен 5-10 минут сосредоточиться на неинтересной, но необходимой деятельности.
Игры для развития внимания: выкладывание из палочек, спичек, пуговиц узоров, предметов по образцу; рисование узоров по клеткам по образцу; «Найди отличия» - сравнение двух карти - нок и нахождение отличий; «Наблюдательность» – предлагается вспомнить и подробно описать путь из детского сада домой, площадку во дворе – то, что дети часто видели; « Услышь слово и хлопни» - взрослый называет различные слова, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит, например, животное.
Интеллектуальная готовность сформирована, если ребёнок: называет своё имя, фамилию, отчество, свой возраст и дату рождения; знает страну, город в котором живёт, домашний адрес; знает имена, отчества родителей, их профессию; знает времена года( последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) , части суток, дни недели; ознакомлен с миром домашних и диких животных, их повадками, названиями их детёнышей; называет овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, транспорт, одежду, обувь, головные уборы, посуду; различает и правильно называет геометрические фигуры( круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, многоугольник);
у меет внимательно, не отвлекаясь слушать; запоминает и называет 6-10 предметов, картинок, слов; свободно считает от 0 до 10 и обратно; различает гласные и согласные звуки; разделяет слово на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков. знает и умеет рассказывать сказки; умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять или придумывать рассказ по картинке; умеет высказывать собственные суждения, делать выводы. свободно ориентируется в пространстве и на листе бумаги( умеет находить верхний правый угол, нижний левый, середину и т.д.);
Новых открытий и успехов в школе Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе
Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...
Характеристика компонентов психологической готовности к школ
До сих пор в отечественной педагогике и психологии имеются разнообразные точки зрения на взаимосвязь компонентов психологической готовности к школе. Спорным остается и вопрос о «ядре» такой го...
Основные компоненты психологической готовности к школе
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяет...
Основные компоненты психологической готовности к школе
Памятка для родителей. Седьмой год жизни -- продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается ...
Консультация для родителей «Игры и упражнения, направленные на развитие «личностного компонента» психологической готовности к школе».
Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он приходит в с...
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...