Тренинг "Искорки дружбы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Как научить детей видеть в людях хорошее и доброе? Как помочь раскрыть детям свои возможности, способности и умения? Поговорим об этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг "Искорки дружбы" | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект психологического тренинга в подготовительной группе
«Искорки дружбы»
Подготовила:
педагог-психолог
Кузьмина Е.О.
Чебоксары 2016
Цель: научить детей видеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои возможности, способности и умения.
Задачи: 1.Развивать умение детей понимать мысль и настроение говорящего по его мимике, жестам и пантомимике.
2. Обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга.
3. Развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
4. Развивать элементы рефлексии, учить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, упрочить уверенность в себе и самоуважение.
5. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнение инструкции.
6. Развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.
Ход занятия:
Дети входят в кабинет, там их встречает педагог-психолог.
Педагог-психолог: «Ребята, хотите стать чуточку лучше, чтобы окружающим вас людям хотелось общаться с вами? (Дети отвечают). Тогда я приглашаю вас в мир дружбы и общения! Но чтобы туда попасть, необходимо отгадать, что я вам хочу сказать при помощи рук, лица и тела».
Игра «Угадай, что я хочу тебе сказать!»
Цель: развивать умение детей по мимике, жестам и пантомимике понимать мысль и настроение говорящего.
Педагог-психолог с помощью мимики, жестов и пантомимики демонстрирует детям следующее:
- здоровается за руку с ребенком («Здравствуй!»);
- подносит к губам палец – знак молчания («Тише!»);
- грозит пальцем («Так нельзя»);
- аплодирует («Браво! Молодец!»);
- машет рукой на прощание («До свидания!»);
- подзывает рукой ребенка к себе («Иди сюда!»);
- выставляет руку вперед, сжав в кулак и подняв большой палец вверх («Молодец! Хорошо! Это здорово!»).
Дети по очереди отгадывают, что хочет сказать им взрослый, и рассаживаются на стульчики, расположенные по кругу.
Приветствие по кругу «Я рад (а) тебя видеть!».
Дети здороваются друг с другом при помощи обеих рук. Затем педагог-психолог вытягивает вперед руку, сжатую в кулак с поднятым вверх большим пальцем. Дети по очереди присоединяются к нему и дружно говорят: «Всем, всем добрый день!»
Педагог-психолог: «Когда мы приветствовали друг друга, мы с вами выполняли несколько золотых правил общения. Давайте их вспомним». Дети вспоминают основные правила общения.
Педагог-психолог: «Каждое ваше утро в детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая».
Разминка.
Цель: Сосредоточение друг на друге, чередование напряжения и расслабления:
1. Мимическая (с использованием соответствующих картинок):
- улыбнитесь, как солнышко;
- нахмурьтесь, как тучка;
- рассердитесь, как два барана, столкнувшиеся на мостике;
- изобразите испуганного зайчика.
2. На расслабление и напряжение рук — упражнение «Ладошка — шарик»:
Дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка), солнышко ( пальчики в стороны, напряжены), дождик ( пальцы расслаблены), флажок ( пальцы выпрямлены, напряжены, сжаты вместе).
3. Голосовая разминка «У меня все получится!»:
Детям предлагается повторить данную фразу вслед за педагогом-психологом сначала шепотом, затем громко и наконец очень громко.
Беседа по теме занятия «Дружба»:
Ребята, взрослые вам часто говорят, что нужно быть дружными, не ссориться. А как вы понимаете, что такое дружба?
Поднимите руки те, кто уже нашел себе друга.
Выскажитесь по кругу, какой он — настоящий друг, какими качествами должен обладать.
А с какими детьми не хочется дружить?
Педагог-психолог: «В дружбе иногда возникают сложные ситуации, некоторые из которых мы сейчас попробуем решить с помощью игры «Профессор»
Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Каждому ребенку по очереди на голову надевается специальная «профессорская» шапочка. Педагог-психолог спрашивает «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:
- нечаянно обидел своего друга...
- с тобой никто не хочет дружить...
- твоего друга обидели...
- твой друг заплакал или загрустил...
- твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет...
- у твоего друга что-то не получается...
- твой друг принес в детский сад игрушку, которую ему купили родители, а у тебя такой нет, хотя ты давно мечтаешь о ней...
- твой друг знает больше , чем ты...
- твой друг нарушил правила поведения в группе...»
Вывод: каждый из нас за свою жизнь совершал как хорошие, так и плохие поступки. Но хорошего в нашем багаже должно быть намного больше.
Игра «Хорошие и плохие поступки»
Цель: развивать элементы рефлексии, научить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, развивать уверенность в себе и самоуважение. Каждый ребенок получает листок бумаги. Необходимо сначала вспомнить какой — нибудь один свой плохой поступок, назвать его, затем представить, что лист бумаги — это он, скомкать его и выбросить в мусорное ведро (процедура проделывается по кругу).
Педагог-психолог: «А сейчас мы будем собирать чемодан в дорогу: передавать его по кругу и складывать в него свои хорошие поступки (символами хороших поступков будут бумажные голуби). Но не забывайте, что в данный момент вы - одна дружная, крепкая команда , поэтому, если вашему товарищу будет трудно высказаться о себе, помогите ему. Добрые поступки помогают человеку стать лучше. Не забывайте об этом!»
Игра «Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, овладение навыками управления своим телом.
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу психолога (звук колокольчика) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши и идут в другую сторону.
Педагог-психолог: «А теперь мы перемещаемся в наш небольшой театр. Сейчас мы разыграем с вами маленькие сценки». Дети с помощью психолога инсценируют стихотворение С.Я. Маршака.
Цель: развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котенка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, -она спросила, - не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Игра «Гадкий утенок»
Цель: способствовать повышению самооценки детей ,улучшению социального статуса » непопулярных « детей.
Ребятам предлагается вспомнить сюжет сказки Г.Х.Андерсена.
Педагог-психолог выясняет, кто из них хочет побыть в роли гадкого утенка. Желающему надевают на голову шапочку с изображением утенка. Остальные дети — прекрасные лебеди. Они не хотят дружить с гадким утенком и гонят его от себя, произнося фразы: «Кыш-кыш, уходи отсюда!», «Не подходи к нам!», « Мы не хотим с тобой дружить!».
Наступает ночь, и лебеди «засыпают» ( дети ложатся на ковер и «спят»). В это время педагог меняет маску гадкому утенку на шапочку лебедя. «Утром» лебеди просыпаются и видят, что гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Дети подходят к нему, обнимают, гладят и восхищаются: «Какой прекрасный лебедь!»
В роли гадкого утенка могут побыть все желающие.
Методика «Лесенка»
Цель: изучение самооценки детей.
Дети возвращаются в круг, рассаживаются на стульчики.
Педагог-психолог: «Мне кажется, что наше занятие помогло вам стать чуточку лучше. Посмотрите на эту лесенку...» Он показывает детям прикрепленную к мольберту картонную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки красного цвета, и объясняет задание : «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные, - чем выше, тем лучше (показывает: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети, - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажите, на какую ступеньку вы поставите себя».
После выполнения задания детям предлагается подарить немного добрых слов. Для этого два соседа по кругу кладут друг другу руки на плечи. Один ребенок говорит другому: «Оля (Миша, Таня), ты мне нравишься, потому что...» Можно обняться. И так по кругу.
Игра «Добрые слова».
Цель: научить видеть в людях хорошее и доброе, говорить комплименты; раскрыть перед детьми собственные возможности, способности и умения; тренировка доброжелательности.
Итог занятия — беседа по вопросам: понравилась ли сегодняшняя встреча? Что запомнилось больше всего? Что вызвало затруднения? Со всем ли удалось справиться?
Ритуал прощания, в конце которого все дружно произносят : «Всем, всем до свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дружба,дружба...
Всё о дружбе...
Фестиваль народов Сибири "Дом Дружбы"(приложение к проекту "Дом Дружбы")
Для педагогов работающих в среденй группе по поликультурному воспитанию дошкольников....
Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".
Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...
«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»
«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»...
Журнал для родителей "Творческая студия "Серпантин дружбы" в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы"
Руководители творческой студии "Серпантин дружбы" предлагают фотоотчет и познавательный материал для родителей и педагогического сообщества в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы",...
Дружба не от дружбы близко живёт
Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы соответствующим нормам поведе...
Конспект ООД "«Дружба – наука, дружба – искусство, дружба – прекрасное доброе чувство»
Конспект данного занятия содержит в себе материалы духовно-нравственного содержания....