«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»
картотека на тему

Матвеева Елена Борисовна

«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»

Группа

Название игры,

цель

Содержание

Методы и приёмы

Со средней группы.

«Необычный подарок».

Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

Ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребенка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак.

Метод фокальных объектов.

Со средней группы.

«Противоположнос-

ти».

Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.

«Наоборот».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

«Пинг – понг».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.

Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению.

В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.

Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Придумаем разные стишки про один предмет».

Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.

Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то».

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Составим разные смешные стихи».

Учить детей составлять лимерики по разным моделям и оценивать собственный творческий продукт на уровне «хорошо – плохо».

Воспитатель предлагает составить стихи по моделям:

«Если это кто – то, то они чего – то».

«Жил – был кто – то и совершал он то – то».

«Кто – то был такой – то и совершал он то – то, потому что он был такой – то».

Последующая оценка самими детьми степени удачности составленных стихотворений.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Какого Волшебника ты должен пригласить».

Учить детей использовать прием преобразования размера для решения проблемной ситуации.

Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы ее решить (н/п, каким лучше быть, чтобы быстрее ходить и т.д.).

Самостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Помечтаем?»

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо».

Фантастическая аналогия, метод каталога.

Со старшей группы.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки или бегать быстрее самолета.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Потеря части или свойства».

Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта.

Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Мастерская поделок».

Учить объединять разные части для создания нового объекта, определяя его назначение.

Детям предлагается различный бросовый материал, части игрушек для создания новой игрушки. Дети должны объяснить, как играть с новой игрушкой.

В средней группе вместо природного материала воспитатель может предложить части сломанных игрушек. Скрепление идет пластилином.

Мозговой штурм, метод аналогий.

Со средней группы.

«Завод игрушек».

Учить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов.

Детям предлагается придумать и изготовить как можно больше игрушек или предметов из пластмассовых стаканчиков (используется прием дробления – объединения).

Усложнением является анализ сказочных образов, созданных на основе объединения однородного множества. Например: Лошарик – лошадка из шариков; Кубарик – человечек из кубиков.

Метод морфологического анализа.

Со старшей группы.

«Зеркало времени».

Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Описывать собственные представления итогов «перемещения».

Воспитатель предлагает детям заглянуть в «Зеркало времени». Оно показывает прошлое или будущее того, кто в него «смотрится». Детям предлагается представить какую – либо сюжетную сценку по типу: «Что бы я изменил во вчерашнем конфликте с другом».

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Перевертыш».

Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.

Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Что произойдет?»

Учить детей формулировать причины и выводить следствие.

Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что случится, если…?»

Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают что – то делать.

Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию. Описания могут быть самыми разнообразными. Выслушиваются все суждения.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что без чего не может быть?»

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор.

Мозговой штурм.

Со 2 младшей группы.

«Где живет?»

Учить детей определять разные места нахождения объектов.

Ведущий называет предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания фантастических объектов.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Подарок другу».

Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.

Воспитатель предлагает придумать подарок для друга и советует усовершенствовать обычный предмет так, чтобы он был необыкновенным, понравился другу и выполнял свою основную функцию.

Метод фокальных объектов.

Со 2 младшей группы.

«Чего больше (меньше)?»

Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании.

Детям предлагается рассмотреть любую сюжетную картинку и назвать, каких предметов больше, а каких меньше. Объяснить свой выбор.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Игры с «подзорной трубой».

Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов).

Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Живые картинки».

Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Окажись около объекта».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

«Да – нет».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Закреплять умение работать по алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить свое местонахождение в двухмерном пространстве, затем смоделировать картину в трехмерном (на ковре). Ребенок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о местонахождении объекта.

Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения.

Метод каталога.

Сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Кто о чем говорит?»

Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

Метод каталога, фантастическая аналогия.

Со средней группы.

«Найди и оживи».

Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ.

Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой – либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте.

Метод каталога.

Со 2 младшей группы.

«Какая игрушка?»

Развивать воображение детей, учить представлять предметы по их схематическим изображениям.

Воспитатель показывает картинки со схематическим изображением предметов, а дети должны придумать, на какие игрушки они похожи. Обращать внимание на то, чтобы ответы не повторялись. Отмечать оригинальность ответов.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Что-то – часть чего-то».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

Понадобится разрезная предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

Системное мышление, метод аналогий.

Со старшей группы.

«Домино».

Упражнять детей в умении выделять сходные свойства у объектов.

По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, пол, место жительства или нахождения и т. д.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Моё настроение».

Учить анализировать эмоциональное состояние.

Воспитатель задаёт ситуацию, а дети называют возможные эмоциональные переживания, связанные с ней. Например, новогодний утренник в детском саду – радость, веселье; идёт дождь – грусть, скука, тоска.

Метод аналогий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День дружбы и хороших отношений

досуг к дню толнрантности...

«Дружба – это хорошо»

Конспект непосредственно-организованной детельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию с использованием ИКТ....

Дружба - это хорошо

                                                      ...

ТЕМА: «Дружба-это хорошо,дружба-это весело!!!!!!»

ТЕМА: «Дружба-это хорошо,дружба-это весело!!!!!!» Дети заходят в группуВоспитатель:Ребята, посмотрите,что в нашей группе изменилось?(гости пришли).Когда приходят гости ,что нужно сделать?(поздоро...

«Дружба – это хорошо»

Цель : Дать детям возможность глубже осознать, что такое друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и ...

Музыкально-спортивный досуг в 1 младшей группе "День дружбы и хороших отношений"

Методическая разработка совместного с родителями музыкально-спортивного досуга в 1 младшей группе "День дружбы и хороших отношений"...