Статья "Актуальность применения проблемных ситуаций в ДОУ"
статья на тему

Пономарева Юлия Вячеславовна

Одна из центральных проблем развития мышления детей  дошкольного возраста – проблема формирования познавательных потребностей, потребностей в новых знаниях, в новых способах умственной деятельности. Решение этой проблемы возможно теоретически и практически через создание и применение таких методов воспитания и обучения, которые направлены на развитие самостоятельной деятельности детей, на их собственную сознательную работу и активность. В этом плане существенный интерес представляет собой проблемное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemnoe_obuchenie.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

"Актуальность применения проблемных ситуаций в ДОУ"            Автор: Пономарева Ю.В.

Целью современного дошкольного образования является развитие ребенка, раскрытия его творческого потенциала..В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не столько владение знаниями, сколько умение оперировать этими знаниями и находить новые знания самому. Традиционный – информационный – метод обучения, который ещё преобладает в нашей образовательной системе, не способствует в достаточной мере развитию познавательных процессов и способностей.

Всё чаще и чаще в повседневной жизни мы сталкиваемся с фактами такого рода, что дети каждый день решая задачи, вместе с тем не умеют решать их, так как, сталкиваясь с новыми условиями и новым типом задач, они не могут использовать имеющиеся представления применительно к изменившейся ситуации. .

Следовательно, необходимы новые пути, обучения ребенка, обеспечивающие его познавательное развитие на каждом возрастном этапе. Таким обучением может стать проблемное обучение.

Одна из центральных проблем развития мышления детей  дошкольного возраста – проблема формирования познавательных потребностей, потребностей в новых знаниях, в новых способах умственной деятельности. Решение этой проблемы возможно теоретически и практически через создание и применение таких методов воспитания и обучения, которые направлены на развитие самостоятельной деятельности детей, на их собственную сознательную работу и активность. В этом плане существенный интерес представляет собой проблемное обучение.

Представители теории проблемного обучения (М.И. Махмутов, А. М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев) считают, что формирование мышления состоит не только в условии накопления какого – либо объёма знаний, суммы навыков, формирования определённых умственных действий, но и в развитии собственной познавательной активности ребёнка. Такой активности, которая возникает в деятельности при особых условиях – благодаря проблемным ситуациям.

Самое  главное заключается в том, что теория проблемного обучения ставит ребёнка в активную позицию по отношению к самому себе. Она направлена на воспитание активности, творческой созидающей личности – такой, которая сможет усвоить не только предшествующий опыт, но так же выйти за пределы этого опыта в своей деятельности и развитии.

В теории проблемного обучения познавательная активность понимается как стремление самостоятельно найти выход в таких условиях, которые не подсказывают решения; через построение собственной, никем не запрограммированной деятельности адекватно условиям. Деятельность выражает собственное отношение её субъекта к заданным условиям, следовательно, его собственное отношение к окружающей действительности.

Традиционное (информационное) и проблемное обучение резко отличаются друг от друга по схемам их построения. Схема традиционного обучения: сообщение готовых знаний педагога и их усвоение детьми путём копирования способов действий. Схема проблемного обучения выглядит принципиально иначе: постановка педагогом учебно–проблемной задачи, создающей у ребенка проблемную ситуацию. Осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы. В этом процессе дети овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний и могут применять данные способы для решения конкретных систем задач.

Большинство авторов исследований в области проблемного обучения характеризуют проблемное обучение как особый тип обучения, неотъемлемую черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция.

 Махмутов М.И отмечает, что проблемное обучение включает в себя систему дидактических методов, построенных на основе принципа проблемности. А так же в проблемном обучении происходит развитие  творческих способностей детей в процессе усвоения ими понятий и способов деятельности.

 В.Т Кудрявцев определяет проблемное обучение как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе решения таких задач детьми  в их совместной деятельности с воспитателем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – развитие творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

В проблеме, по мнению С.Л.Рубинштейна, имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют. Необходимость поиска этих знаний и способов выражается в познавательной потребности субъекта. Без осознания и переживания такой необходимости процесс мышления невозможен. Будучи же осознанной в таком качестве, познавательная потребность побуждает мыслительную активность человека.. «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс...» Таким образом, там, где нет проблемной ситуации, нет и мышления в строгом смысле слова.

Выделено два общих типа проблемных ситуаций – первичные и вторичные. Первичная проблемная ситуация возникает тогда, когда обучаемый, наталкиваясь на противоречие, ещё не осознаёт его, хотя и испытывает при этом дискомфорт, недоумение, удивление. Вторичная проблемная ситуация имеет место там, где проблема осознана  и чётко сформулирована, то есть субъект видит, в чём состоит противоречие. Решение проблемы приводит ребёнка не только к овладению некоторыми новыми знаниями и действиями, оно составляет микроэтап в его развитии.

Таким образом, проблемное обучение преодолевает не только присущую многим методам обучения пассивность, но и в значительной степени интеллектуализм этих методов. Проблемное обучение включает личность обучающегося как основное ядро самой проблемной ситуации. Вне субъекта личности, нет проблемной ситуации. Она включает в себя мотивы и потребности ребёнка. В условиях проблемного обучения процесс усвоения перестаёт быть только интеллектуальным, он становиться процессом личностным. Именно поэтому он позволяет слить воедино процесс обучения и процесс воспитания, процесс усвоения знаний и процесс формирования мировоззрения ребёнка.

Список используемой литературы

1. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. «Математика – это интересно. Диагностика освоенности математических представлений». – СПб. «Детство - Пресс» 2002г.

2. А.А. Смоленцевой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.

4.Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности-М.: Гном и Д,2000.
 Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург. 1997 
5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94 с. 

6.Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000. 

7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль:

8. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.

9. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с.

10. ".... М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972 г. С. 170—186...."

11 Интернетресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходит...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Применение проблемных ситуаций как инструмент творческого мышления у дошкольников при помощи сюжетно-ролевых игр»

Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.Задачи: Совершенствовать профессиональное мастерство педагого...

Конспект ООД с применением алгоритма решения проблемных ситуаций "Ох и Ах готовятся к Новому году"

ООД с применением элементов мозгового штурма, являющихся одним из основных методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Этим элементом является алгоритм решения проблемной ситуац...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Применение проблемных ситуаций в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

1 .Проблема формирования самостоятельности и творческих способностей у детей дошкольного возраста сегодня становится все более актуальной. В соответствии с принципами дошкольного образования, опр...

Консультация для педагогов "Применение проблемных ситуаций в образовательной деятельности"

Наиболее эффективным способом построения модели образования для развития творческого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знания является проблемное обучение....

Игра ситуация «Мульт Парад» с применением проблемно - диалогической технологии в старшей группе

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что у них пока не получается, выявляют причины затруднений, выходят на...