Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»
материал (младшая группа) на тему

Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzeya.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»

Гончарова Г.В., воспитатель

МБДОУ детский сад КВ№42 г.Воронеж

Пояснительная записка

Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

        Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Мини - музей «Предметы народного быта» в ДОУ был создан с целью:

осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

Цель:

Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.

2. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.

4. Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту предметов народного быта.

Тип музея: выставка экспонатов.

Направление работы: нравственно-патриотическое.

Виды экспонатов: предметы русского народного быта.

Количество экспонатов: 20 штук.

Глоссарий

Домовой – это домашний дух, который живет в каждом доме, незримо охраняя хозяев от бед и несчастий, и следит за порядком, но вот на глаза он показывается не каждому. Без домового не может стоять ни один дом.Домовой является хранителем домашнего очага, его покровителем и душой. Именно домовой проявляет заботу о том, чтобы в доме всегда был достаток, чтобы никто не ссорился, и не болел, а плохие люди и нечистая сила не могли навредить хозяевам, следовательно, за это люди платят ему своей любовью.По поверью живет домовой в зимнее время около печи или же на печи, а если у хозяина есть лошадь или конюшня, то помещается он именно около лошадей. Если лошадь нравиться домовому, то он заплетает ей гриву и хвост, дает ей корм, отчего и сама лошадь добреет.      

Корзина - народное изделие из берёсты, камыша или ивовой лозы. Корзина укладка разного вида, сплетённая из прутьев, из стеблей, соломы, коры, кореньев, драни и прочего. Сплошные корзины иногда делаются из бумаги, ткани, отличаются от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек или с плоскими крышками.

Ковёр — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия половстен, иногда других поверхностей в помещении (столовдиванов и т. п.) в декоративных или утеплительных целях.

Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

Крынка - глиняная утварь для подачи на стол молока и молочных продуктов. Крынки изготавливали из гончарных глин, покрывали изнутри и снаружи глазурью.

Ложки – столовый прибор, отдалённо напоминающий небольшую лопатку в виде небольшого мелкого сосуда-чашечки (черпала), соединённого перемычкой с держалом (рукояткой). Размер чашечки соразмерен размеру рта человека. Используется как столовый прибор или музыкальный инструмент.Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

Лучина - тонкая специально укрепленная и медленно горящая щепка.

Маслобойка - высокий, суженый кверху бочонок, в крышке отверстие для колотовки (била), к нижнему концу которой (ударная часть) крепили кружок с отверстиями или крестовину, предназначен для изготовления масла, сметаны.

Печь – это традиционное устройство для обогрева помещений и приготовления пищи. Печь всегда располагалась по диагонали к переднему углу. Эта диагональ разделяла в избе "чистое" и "нечистое" пространство, отделяла мужскую и женскую половину. В ней готовили пищу, корм скоту, томили молоко, сушили грибы, пекли хлеб, мылись (в тех местах, где не было бань), сушили одежду, продукты, в подпечке зимой держали кур. Печь служила местом для ночлега. Наверху спали старые, да малые, это самое почетное (теплое) место. Молодежь спали на лавках, сундуках, и даже полу. Приблизительно четверть избы занимала "русская" печь. Вплоть до конца XIX века у русских бытовали глинобитные печи, топившиеся по-черному, в т.н. "курных" избах дым выходил через приоткрытую дверь и специальное отверстие в стене. Постепенно они были вытеснены печами с дымоходом. Считалось, что за печью живет домовой.

Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её.

Прялка. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на них они делали специальный орнаментнитки.

Рушник – домотканный кусок ткани.Изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Для того, чтобы выкроить рушник нужной формы (в ширину 35- 40 см, а в длину от 3 до 5 метров), на полотне делался надрез острым камнем, а затем ткань уже рвалась руками.Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. Им украшают иконы, его вывешивают на кресты, окна, двери, ворота, шест.

Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. На Русском Севере рубели называли «катальными палками». Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. 

Сито -частое решето, в которое сеют, бьют, протирают или цедят; самое крупное: гро́хоты, среднее: решето, мелкое, частое: сито.

Скатерть – Слово «скатерть» образовалось от древнерусского дъскатьрть, дъска - доска и тьрть - вытертое от tert тереть. Изначально скатерть стелили на стол для того, чтобы во время трапезы можно было вытирать о ее края руки. Если разобрать этимологию слова, то скатерть дословно означает "вытирать руки о доску". Кстати, столом в те годы служила доска, поэтому в слове «скатерть» фигурирует слово «доска», от которого осталось только «ска».

Столярные инструменты — инструменты, используемые в столярном деле, для работы с древесиной и древесными материалами.

Углевой утюг - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. В России такие утюги известны с XVII века.

Ухват- приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия.

Чугун - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны.

Часы «ходики» - небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

Адресность

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия, с использованием экспонатов музея.

Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.

В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. В то же время многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на базе образовательного учреждения.

Музей «Предметы народного быта» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.

Социальная значимость программы музея «Предметы народного быта» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА

Вторая младшая группа

1.  Понимать значение слов: изба, хозяйка, колыбелька.

2. Иметь представления:

  • о русской народной игрушке – матрешке;
  • предметах старинного быта: самовар, ухват, чугунок, лавка;
  • предметах рукотворного мира: варежки, рукавицы, перчатки;
  • малых формах фольклора: потешки, песенки.

   

Тематический план

Дети от 3-4 лет

месяц

тема

часы

1

сентябрь

Что такое музей?

15 мин

2

октябрь

Добрая изба

15 мин

3

ноябрь

Печка – хозяйка.

15 мин

4

декабрь

Хозяйкины помощники

15 мин

5

январь

К нам гости пришли

15 мин

6

февраль

Кот Пушок на печурке греется

15 мин

7

март

Куклы в народном сарафане

15 мин

8

апрель

Волшебная прялица

15 мин

9

май

Как у наших у ворт

15 мин

10

июнь

День рождения березки (троица – семик)

20 мин

11

июль

Уж как я –ль мою коровушку люблю

20мин

12

август

Во саду ли, в огороде

20 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт мини -музея "Народный костюм"

Направление:этнография.Актуальность: Реализация комплексного подхода к развитию ребенка средствами мини-музея, приобщение к человеческим ценностям.Задачи: Развивать представление о том, что Россия мно...

Паспорт мини-музея "народная кукла"

Представляю вашему вниманию описание мини-музея "Народная кукла" который можно организовать в группе....

Паспорт мини-музея «Матрешка – символ русской народной культуры»

Паспорт мини-музея«Матрешка – символ русской народной культуры»- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к егосодержимому.Разделы и экспонаты: Мини-музеи в гру...

Паспорт мини-музея " Народная игрушка"

Целью  музея  является приобщение дошкольников к народной культуре, через ознакомлениес народной игрушкой....

Паспорт мини-музея "Народная игрушка"

Мини-музей "Народная игрушка"  для детей подготовительной группы....

Паспорт мини-музея «Народная игрушка»

Паспорт мини-музея "Народная игрушка" позволяет познакомиться с музейной педагогикой, с народной культурой, позволяет внести элементы музейной педагогики в практику воспитателя....

Паспорт мини-музея "Предметы быта советской семьи"

Мини-музей возник в ходе проведения проекта....