паспорт мини -музея "Народный костюм"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Направление:этнография.

Актуальность: Реализация комплексного подхода к развитию ребенка средствами мини-музея, приобщение к человеческим ценностям.

Задачи: Развивать представление о том, что Россия многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.

Воспитывать уважение к людям разных национальностей ,их культуре....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»

Руководитель: Тарасова Н.И. –воспитатель первой категории

ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ: познавательный

Мини-музей занимает место на полках в группе у стены

Состоит из:

  • Экспозиции : куклы в народных костюмах,
  • Альбомы «Народный костюм»,
  • Тряпичные  «куклы-обереги»

АКТУАЛЬНОСТЬ: реализация комплексного подхода  к развитию ребенка средствами мини-музея, приобщение к человеческим ценностям.

В решении этих задач положены следующие принципы:

-принцип учета возрастных особенностей детей,

-принцип опоры на интересы детей,

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого,

-принцип наглядности,

-принцип последовательности,

-принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Задачи:

  • Включение детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея,
  • Обеспечение безопасных, психологически-комфортных, художественно-эстетических условий для развития ребенка,
  • Воспитание  уважения к людям разных национальностей, их культуре, приобщению к общечеловеческим ценностям,
  • Развивать представление о том, что Россия  большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.
  • Развивать художественно-эстетический вкус, умение видеть , ценить и беречь красоту людей разных наций.

АДРЕСНОСТЬ:

Мини-музей «Народный костюм» предназначен для воспитателей ,воспитанников и родителей ДОУ.

ПРОГРАММА : на   учебный год

 НАПРАВЛЕНИЕ: этнография, русское народное творчество

(этнография –наука изучающая обычаи, традиции народа, позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев, обрядов, проследить  их развитие.)

В работе проходит тесная связь  настоящего, прошлого, будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени и в конечном счете способствовать  формированию у них исторического сознания.

МИНИ-МУЗЕЙ был создан с целью осуществлять воспитание , развитие и социализацию восприятия.

Работа строится на общепринятых принципах.

Наглядность коллекции экспозиции содержит

разнообразный наглядный  и практический материал:

-фарфоровые куклы  ручной работы в оригинальных достоверно воссозданных национальных костюмах,

-подбор художественно-публицистической литературы,

-материал для мастер класса изготовления кукол –оберегов.,

-картотека фольклора разных народных игр, праздников и традиций.

-модели кукол –оберегов .

Всё это позволяет подвести детей к глубокому пониманию самобытности разных народных промыслов, фольклорных произведений, связи народного творчества и его различных проявлений в быту, традициях, окружающей природы.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Проведение тематической НОД для дошкольников, развлечения,  мастер-классы,
  • Организация экскурсий для детей  и их родителей, сотрудников, гостей ( «История места», «Предания старины», «Разбор костюма», «Во что играли здесь?» ит.д.),,

МИНИ-МУЗЕЙ « НАРОДНЫЙ КОСТЮМ» отражает  специфику дошкольного возраста детей .

Периодически пополняется экспонатами.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНЫХ ДОСУГОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ :

-НОД,

-работа с экспонатами,

-тематические посиделки:  «Рождественские колядки»,

«Масленица», «Пасха», « В гости к Марье  -Искуснице».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ:

  • Беседа с родителями : «Фольклор –как  средство патриотического воспитания ребенка», (вос-ль);
  • Совместное творчество бабушек и мам : «Локутное одеяльце для куклы,» (вос-ль и родители);
  • Изготовление кукол –оберегов.(вос-ль и родители);
  • Консультация для родителей «Народная музыкотерапия», «Влияние русской народной сказки на развитие ребенка»( муз.рук-ль и вос-ль);

МУЗЕЙНЫЕ ПЕДАГОГИКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ :

- В обыгрывании обрядов и традиций в народных праздниках;

-В продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация,  шитьё, вышивка, декорирование).

Перспективное планирование работы

 мини- музея

«Народный костюм»

месяц

содержание

задачи

участники

сентябрь

1.Знакомство с народными костюмами  фарфоровых кукол ручной работы в ориги

-нальных  народных костюмах.

2.Беседа с родителями

«Фольклор- как средство патриотического

воспитания ребенка»

3. рисование с детьми на тему : «Народный костюм»

        Содействовать развитию эстетического восприятия, способности откликаться на воздействие художественных образов : народных костюмов, учить сравнивать, анализировать

Знакомить с историей народ-

ного костюма .

Отражать полученные знания в рисунках.

руководитель кружка,   дети

октябрь

-1. Продолжать знакомить с куклами в народных костюмах.

2. Аппликация на тему:

«Создаем народный костюм»

3.Консультация для родите-лей  «Влияние   русских народных сказок на развитие

ребенка»        

Вовлекать детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.

Развивать художественный вкус, умение видеть,  ценить и

беречь красоту людей разных национальностей.

руководитель кружка,

дети,

родители

ноябрь

1. Продолжать знакомить с куклами в народных костюмах,

элементами узоров.

2. Создание картотеки

фольклора разных

народных игр , праздников, традиций.

3. Тематическое развлечение «Во что играли здесь?»

Знакомить с традициями народа.

Помочь увидеть  истоки различных верований, обычаев, обрядов.

Формировать у детей историческое сознание.

Руководитель кружка,

дети,

музыкальный руководитель.

декабрь

1.Организация экскурсий для детей  средней и старших групп «Разбор костюма»,

2.Экскурссия для родителей « История места».

3. Совместное творчество бабушек и мам: «Лоскутное одеяльце  для куклы »

        Прививать интерес к куклам в народных костюмах, как виду народно-прикладного творчества.

Приобщать родителей к пополнению мини-музей  своими работами -экспонатами.

Руководитель кружка,

Дети,

воспитатели

январь

1.Тематические посиделки

«Рождественские колядки»

Обыгрывание обрядов и

 в народных праздниках.

2.Консультация для  родителей: «Народная музыкотерапия»

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы  куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

руководитель кружка,

дети,

музыкальный руководитель,

родители.

февраль

 1. Продолжать знакомить с куклами в народных костюмах,

элементами узоров.

2. Создание картотеки

фольклора разных

народных игр , праздников, традиций.

3. народные игры

Воспитание уважения к людям разных национальностей, их культуре, приобщению к общечеловеческим ценностям

Развивать интерес к народным играм , желание в них играть.

руководитель кружка,

дети.

март

  1. Развлечение «Масленица».

2 «В гостях у Марьи Искусницы»

Изготовление обрядовой куклы «Домашняя   масленица» с детьми

3. конкурс с участием родителей изготовление

кукол –оберегов

        Продолжать знакомить с народными традициями, в которых были задействованы куклы.

Формировать знания ,умения и практические навыки работы с текстильными материалами.

Руководитель кружка, дети,

Музыкальный руководитель,

Родители.

апрель

1.выставка работ  родителей «Домашняя тряпичная     кукла -оберег»(«Веснянка», «Птичка», «Берегиня».

2. вышивка по мотивам

народных узоров

 Продолжать знакомить с народными традициями, в которых были задействованы куклы. Развивать интерес к работам-экспонатам.

Закреплять навыки и умения в работе с иголкой , отражать в вышивке мотивы народных узоров в работе

Руководитель кружка, дети, родители

май

1. 18 мая  день музеев .Экскурсия  для детей старших и младших групп ДОУ.

2.  анкетирование родителей

3. экскурсия в краеведческий музей г. Энгельса на тему

«История  места»

Продолжать знакомить с  экспонатами мини-музея,  подвести детей к глубокому пониманию самобытности разных народных промыслов, фольклорных произведений, связи народного творчества и его различных проявлений в быту, традициях, окружающей природы

Уточнить мнения родителей по данному направлению работы с детьми.

Руководитель кружка,

Дети, родители,

Воспитатели,

Работники музея


        Перспективы развития мини-музея

  • Подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
  • Пополнение экспонатами;
  • - Пополнение альбома и каталога музея;
  • - Мастер-классы для воспитателей и родителей;
  • - индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
  • - Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
  • - Обмен опытом

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ  МБДОУ «Детский сад № 22»

  1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ____________________________________________________________________________________
  4. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ________________________________________________________________________________________
  5. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ____________________________________________________________________________________
  7. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ   2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Паспорт мини-музея "Животные мира".

Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Экскурсия в мини - музей Костюма

Задачи:П.Р.: Знакомить с театром через мини спектакли.  Продолжать знакомить с культурным явлением (театр).Р.Р.: Расширять и активизировать словарный запас словами: экспонаты, актёры театр, костю...