Паспорт мини-музея " Народная игрушка"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Целью музея является приобщение дошкольников к народной культуре, через ознакомлениес народной игрушкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_narodnaya_igrushka.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7» 623550 Свердловская область, пгт. Пышма, ул. переулок Кировский, д. 3 «А» | ||
ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «Народная игрушка» (подготовительная к школе группа) |
Воспитатель: Горкина С.С.,
первая категория.
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспортные данные мини-музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. Характеристика мини-музея
4. План работы по созданию музея
5. Тематический план проведения занятий в мини-музее
6. Перспектива развития мини-музея
7. Литература
8. Приложение
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: «Народная игрушка»
Профиль мини-музея: познавательно – творческий.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи для детей:
- Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
- Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
- Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
- Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи для родителей:
создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщение детей к русской народной культуре, ее традициям.
Задачи для воспитателя:
развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Формы деятельности:
•фондовая;
•поисковая;
•научная;
•экспозиционная;
•познавательная.
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в сентябре 2018 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в групповой комнате.
Обеспечение мини-музея:
1. Материально-техническое: фотоальбом, иллюстрации, игрушки, дидактические игры, канцелярские принадлежности и т.д.
2. Учебно-методическое:
1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду.
2. Рыжова Н.А. Методическое издание «Коллекция увлечений».
Руководитель мини-музея: Горкина С.С., воспитатель подготовительной к школе группы.
Участники мини-музея: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.
Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра» А что делать, если количество музеев в городе ограничено? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Мини- музеи очень удобны, так как:
Во-первых, музей занимает очень маленькое пространство.
Во- вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, в их создании участвуют и сами ребята, и их родители, братья и сестры.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
•Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
•является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
•способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
•помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада
Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Актуальность мини-музея « Народная игрушка »:
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в специально отведенном месте, в групповой комнате, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты, которые имеют свой номер, дату поступления, материал изготовления, фамилию и имя владельца. Коллекция игрушек из различных хрупких материалов (глина, фарфор, бумага) стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.
В музеи размещены экспонаты, которые условно разделены по разделам.
Разделы мини-музея, особенности использования:
Тряпичные и вязаные куклы
Экспонаты данной коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Глиняные игрушки
Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами, воспитателями,родителями и детьми. Экспонаты могут быть применены в процессе организованной образовательной деятельности. «Социально-
коммуникативное развитие», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Фарфоровые игрушки
Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Игрушки из бумаги
Экспонаты данной коллекции выполнены детьми и их родителями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Галерея творчества»
Оформлена в виде стенда, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Эти композиции постоянно меняются в соответствии с изменениями тематики по ознакомлению с народными игрушками: Гжель, Дымка, Хохлома, Городец и др.
Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе организованной познавательной, образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Познавательно-речевое развитие».
«Библиотека»
Здесь собран материал о видах народной игрушки, (альбом, книга) загадки, стихи и авторские произведения о народных игрушках, которые могут быть использованы в образовательной деятельности и в свободной деятельности, при работе с родителями.
«Мастерская»
Материалы для рисования, лепке, аппликации расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной художественной деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
Ожидаемый результат:
Создание в группе мини-музея « Музей народной игрушки».
В процессе взаимодействия воспитатель – дети - родители в реализации проекта:
дети:
- проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
- овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
- проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
- возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
- у детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке;
родители:
- родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи;
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ | ||
№ | Этапы реализации | Основные направления реализации |
1. | Подготовительный этап | Оформить в групповой комнате мини-музей « Народной игрушки». Консультация для родителей «Мини – музей в детском саду». |
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Народная игрушка». | ||
Наблюдение за играми детей. | ||
Дополнить библиотечку книгами об народных игрушках, альбомом «Народные игрушки». | ||
Изготовление и подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр. | ||
2. | Основной этап | Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и хохломских игрушек); энциклопедии с изображением игрушек в разные времена. |
Рассматривание деревянных, глинных, фарфоровых, вязаных, пластмассовых игрушек , современных и т.д. | ||
Ситуативная беседа по теме. Рассказы детей: -характерные особенности строения, -признаки, отличающие одних игрушек от других, -узнавать и называть название игрушки- куклы, росписей и место происхождение игрушек, -познакомить с другими видами и материалами игрушек, -закреплять представление о том, что народные игрушки – это история нашего народа и страны. | ||
Придумывание загадок, рассказов, сказок. | ||
Объяснение крылатых выражений, пословиц. | ||
Художественное творчество: - Рисование нетрадиционным способом«Матрешка»; - Лепка «Бусы для куколки». - Аппликация с использованием бросового материала, - Коллективная работа «Выйду за околицу», -Лэпбук «Народная игрушка». - Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми. | ||
-Познакомить детей с росписями на дереве Хохлома, Полхов – Майдан, Богородская. -Создание альбома «Декоративная роспись деревянных изделий». | ||
-Чтение художественной литературы. - Разучивание стихов. | ||
- Пальчиковая гимнастика. - Артикуляционная гимнастика. | ||
Экскурсии в музей , библиотеку, центр дополнительного образования и т.д. | ||
3. | Заключительный этап | - Оформление выставки мини – музея «Народная игрушка». -Создание альбома «Игрушки бабушек». - Фотовыставка «Мои друзья- игрушки!» |
Сотрудничество с семьёй: | ||
Изготовление совместных с детьми игрушек, композиций на тему: «Народная игрушка». | ||
Пополнение предметно-развивающей среды в группе и в мине -музее. Досуг для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!». Экскурсии в мини-музей « Народная игрушка». | ||
Консультации для родителей « Что мы можем рассказать детям о народной игрушке», «Игрушка в жизни ребенка», «Мини-музей, как развивающая среда для ребёнка». |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
В МИНИ – МУЗЕЕ
Месяц | Содержание | Участники |
Сентябрь | Знакомство с музеем, с названием музея, экспонатами музея. Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Пляска «Мы матрёшки». Оркестр народных игрушек». | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Октябрь | Продолжать знакомить с игрушками и их разнообразием. Формировать представления о различных видах кукол. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать умения бережно играть с куклой. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Ноябрь | Знакомить с материалом: ткань и древесина. (Где используют ткань и дерево? Деревянные и тряпичные изделия, предметы быта и т.д.) | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Декабрь | Продолжать знакомство детей с деревянными изделиями – Хохлома, Городец и т.д. Знакомство со свистульками. Показать разнообразие игрушек-свистулек. Развивать умение ими пользоваться очень аккуратно. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Январь | Оформить выставку, показать разницу между ёлочной и народной игрушкой. Развивать интерес к новогодним украшениям. Воспитывать интерес к народным традициям и встречи нового года. Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?» | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Февраль | Экскурсия в краеведческий музей. Познакомить с Богородской игрушкой. Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Март | Предложить детям полюбоваться куклами, изготовленными мамиными руками. Познакомить с назначением этих кукол. Воспитывать любовь к мамам. Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» Опыты-сравнения деревянных, соломенных, глиняных и фарфоровых игрушек. | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Апрель | Встреча с интересными людьми. Показать детям технологию создания игрушки из глины. Рассказать детям о том, что у человека есть любимое занятие. Воспитывать уважение к людям труда . | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Май | Экскурсия по мини-музею (другие группы). Закрепить знания о народных игрушках. Расширять представления о способах безопасного обращения с деревянной, глиняной и фарфоровой игрушкой. Воспитывать бережное отношение к вещам и желание играть с народной игрушкой. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей». | Дети, воспитатели, руководитель мини - музея |
Ожидаемые результаты:
- сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;
- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
-позволит пополнять музей новыми экспозициями;
- расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
- обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, художественной литературы, энциклопедий, научно-познавательных фильмов о деревьях.
- Проведение экскурсий для других групп детского сада, мастер-классы для воспитателей и родителей.
- Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
- Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях.
- Пополнение альбома и каталога музея.
- Индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок, рисунков, выставок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей
- Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Можете ли Вы рассказать историю своей семьи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы мини – музея «Русская народная игрушка»
В плане указаны темы по которым ведётся работа в музее. Описана работа с детьми и родителями....
Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...
Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»
Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совм...
Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"
Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка, ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...
Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...
Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"
Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...