Методическая система «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования».
статья на тему

Солдатова Ольга Викторовна

«Мир будет счастлив только тогда,

когда у каждого человека будет

                                                                                               душа художника.

Иначе говоря,

когда каждый будет находить

 радость в своём труде».

Роден

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodicheskaya_sistema.docx45.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система

«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования».

«Мир будет счастлив только тогда,

когда у каждого человека будет

                                                                                               душа художника.

Иначе говоря,

когда каждый будет находить

 радость в своём труде».

Роден.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

Методологической основой данной работы являются исследования по проблеме психологии творчества, психологии общих и специальных способностей; исследования по формированию механизмов художественного творчества у детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, C.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев, Дж. Гилфорд) современные концепции развития творческих способностей у детей (А. А. Мелик-Пашаев, A.В. Запорожец, А. М. Матюшкин, Р. М. Грановская и др.). Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников становится одной из важных социально-педагогических проблем.

Новые требования общества и Федеральных государственных образовательных стандартов послужили основанием для целенаправленной работы по теме «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования».

Цель моей работы: разработка, апробирование и внедрение целостной модели по развитию творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Деятельность направлена на решение трех групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных, которые детализируют поставленную мною цель.

Задачи:

  • Оздоровительные:

-Укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии, которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

  • Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

  • Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

- Cпособствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

  • Повышать педагогическую компетентность родителей в области художественно-эстетического и познавательного развития  детей, через вовлечение их в совместную деятельность.

Опыт педагогической деятельности основывается на применении современных педагогических технологий:

  • личностно –ориентированная (создание ситуации успеха, общение через диалог и обеспечение рационального и эмоционального единства воспитания);
  • игровая (достаточно высокий уровень развития детей, высокий уровень коммуникативных навыков, знаний об окружающей действительности; формирование гендерной принадлежности;  
  • проблемно-поисковая(создаю поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности);
  • экспериментирования(развитие способности к познанию);
  • проектная (развитие познавательного интереса); привлечение  родителей в образовательный процесс;
  • ИКТ (повышение интереса к определенному виду детской деятельности);
  • Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Сущность   педагогического   опыта   заключается   в   том,   что    проблема   развития  художественно-творческих способностей детей решается в процессе разумного сочетания традиционных приемов обучения рисованию  и нетрадиционных техник, а также  других методов и приемов обучения и воспитания. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, овладеть графическими, техническими навыками и умениями, развить цветовые восприятия, представления и композиционные умения. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому, т.е приобщаться к вечным общечеловеческим ценностям – красоте, добру, истине.

В основу концепции заложены три основных этапа:

  1. Подготовительный этап:

  • Проведение диагностики по развитию творческих способностей дошкольников. (по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной)
  • Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования и поддержания творческого потенциала дошкольников: анкетирование родителей.
  • Изучение научно-методической литературы по проблеме: новых методик и технологий художественно- эстетического развития детей; анализ существующих инновационных форм работы; подбор новых более эффективных форм.

II.  Основной этап:

  • Реализация намеченных мероприятий с детьми  (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность);
  • осуществление взаимодействия с  родителями и педагогами.

III. Заключительный этап:

  • Диагностика, оформление и анализ  результатов, подведение итогов,  прогнозирование дальнейшей деятельности.

Педагогический опыт основан на следующих дидактических  принципах:

Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме, предусмотрен переход от простых заданий к сложным.

Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально – ориентировочный подход и всестороннее развитие ребенка.

Принцип связи с жизненным опытом. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развито наглядно – образная память, поэтому мышление опирается на восприятие и представление. Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.

Принцип поэтапности. Последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.

Принцип интеграции. Различные направления образовательной работы и виды деятельности детей. Реализуется через организацию различных форм деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей.

Принцип научности. Дети получают знания о форме, цвете, композиции и т. д.

Процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

    В основу методической системы работы положен практический опыт и авторские материалы:

    - основная общеобразовательная программа ДОУ ( на основе примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Истоки», под редакцией Л.А. Парамоновой, М.: ТЦ Сфера, 2011);

    - Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» ООО «ТЦ Сфера», 2009г.;

- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ООО «Издательство Скрипторий» 2007г.;

- авторская программа кружка «Разноцветные ладошки»;

- конспекты ООД по художественно-эстетическому развитию;

- система мероприятий по взаимодействию с родителями;

- картотека дидактических игр.

В своей работе использую такие формы организации и проведения образовательной деятельности, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники рисования:

с детьми младшего дошкольного возраста:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

с детьми среднего дошкольного возраста:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • с помощью ватных дисков;
  • кляксография с трубочкой.

с детьми старшего дошкольного возраста:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

Результат. Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей:

  • разработана система продуктивно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников;
  • у детей сформированы:

                - желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

                - умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности  разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

                - у детей развита мелкая моторика рук, творческое воображение, композиционное умение, цветовосприятие и зрительно-двигательная координация.

                - практические навыки работы с бумагой и красками.

Уровень развития творческих способностей

Я считаю, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной мною системы методической работы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Вывод: использование нетрадиционных техник рисования развивает творческие способности дошкольников, повышает мотивацию обучающихся к их освоению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования»

Актуальность:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в ...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

В данной статье описаны нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...