педагогический проект "Золотая Хохлома" подготовительная группа
проект (подготовительная группа) на тему
Проект разработан на 2 недели, возраст детей 6-7 лет. В нем вы найдете цели, задачи, актуальность, познавательная информация о професси художницы по дереву, художественное слово - Легенда о Хохломе,перспективное планирование, конспекты НООД по рисованию, развитию речи, работа с родителями и презентация проекта(фотоотчет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_hohl_lozhki.docx | 21.5 КБ |
tit_aktual.docx | 478.58 КБ |
professiya_hudozhnitsy.docx | 175.94 КБ |
hud_slovo_stih-legenda_o_hohlome.docx | 86.14 КБ |
nood_razv_rechi_iz_proshlogo_lozhki_legenda_o_sem_lozhkare.docx | 52.55 КБ |
konsultatsiya.pdf | 1.42 МБ |
opyt_raboty.docx | 953.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»
«Хохломские ложки»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по рисованию
в подготовительной группе
Выполнила: воспитатель
Одинцова Юлия Александровна
г. Семенов
2017 год
Целеполагание Задачи Способы Средства Предварительная работа: Интеграция | Познакомить с хохломской росписью, дать представление о ее производстве, истории, об основных элементах, используемых мастерами.
Вопросы к детям, показ, художественное слова Хохломская посуда (мини-музей). Тампоны, ватные палочки, кисти краски, вода, салфетки (бумажные). Тонированные шаблоны ложек. Беседа о хохломе, рассматривание хохломской посуды, рассматривание последовательности рисования элементов росписи (реснички, усики, завиток, петелька). Познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое |
Ход:
Я приглашаю вас на выставку хохломских изделий. Посуда наша для щей и каши. Не бьется, не ломается, Порчи никакой не подвергается. Резные лотки и ковши Вы разглядите, не спешите. Тут травка вьется И цветы удивительной красы. Воспитатель продолжает: Блестят цветы, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки, как листочки Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди называют… А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими? _ А есть желание узнать? Тогда рассаживайтесь по удобней и слушайте мой рассказ: - Издавна в маленьких заволжских деревнях делали и расписывали деревянную посуду и везли ее в большое село Хохлома. Катят груженные подводы . Стук – бряк погромыхивает деревянный товар. Везут этот товар в большое село Хохлому мастера, а из Хохломы изделия развозили на ярмарки в разные города. Посуду продавали и кричали: - Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки? А продавцов спрашивали: «Откуда посуда?» Мастера отвечали: « К нам приехала сама Золотая Хохлома!» Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской. А как же началось это удивительное художество? Да разное рассказывают. Говорят, будто давным – давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Вари себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как – то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар – птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно сказка. А начало золотой росписи от древних живописцев. Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась, как золотая. А теперь давайте с вами рассмотрим, что же использовали мастера в своих росписях, кто может ответить? Вы совершенно правы в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. До сих пор хохломские художники любят рисовать на поверхности изделий землянику, крыжовник, красную и черную смородину, рябину. Взгляните на эти ягодки. Как они называются? Эти ягодки крупные. Как вы думаете, чем их лучше рисовать? А сейчас я вам покажу, как рисовать смородинку. Чем ее лучше рисовать? А сейчас я вам покажу, как рисовать смородинку. Сначала я нарисую центральную линию, а потом завитки. Кто мне желает помочь? Теперь нарисуем ягодки те, которые крупнее, а нарисую я их пальчиком – вот так, а какие поменьше тампоном. Если мы внимательно посмотрим на ягодки, то увидим, что на каждой из них есть как бы точечка, я ее нарисую ватной палочкой. Что еще нам нужно нарисовать? Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистные. Вот я их сейчас нарисую возле веточки смородины. А как вы думаете, почему их так называют – «трилистные»? Физкультминутка Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой) Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой) Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой) Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Молодцы! А теперь мы с вами приступим к росписи ложек, будем создавать хохломской узор своими руками. Хохлома, Хохлома, Наше чудо дивное! Мы рисуем Хохлому – Красоту невиданную. Рисовали «травку» Солнечною краской, Ягодки, огоньки – Алой краской от зари. Сколько здесь прекрасных чаш – Это вам подарок наш! По окончании работы дети оценивают свои работы и работы других детей, воспитатель хвалит детей, устраивается выставка для родителей. | Дети рассматривают посуду ХОХЛОМОЙ (ХОРОМ) НЕТ Да Слушают легенду как появилась Хохлома Ягоды, листочки, завиточки. клубника Кистью Ватной палочкой Один из детей выходит к мольберту Листья ответы детей Дети выполняют движения Дети приступают к работе. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Название проекта | «Золотая Хохлома – алых ягод россыпь…» |
Возраст детей | 6-7 лет |
Тип проекта | Познавательно-творческий |
Участники проекта | Воспитатели, дети, родители |
Длительность проекта | Краткосрочный (2 недели) |
Актуальность проекта:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями, поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
I ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Цель:
- познакомить детей с профессией художника по дереву хохломской росписи;
• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
• Развивать у детей познавательный интерес к хохломской росписи.
• Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов.
Задачи:
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
Образовательные:
- Познакомить детей с профессией художника по дереву хохломской росписи;
• Обогатить знания детей по декоративно – прикладному искусству – хохломской росписи
• Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам хохломской росписи.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические чувства.
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «Золотая Хохлома».
Планируемые результаты проекта:
- расширить знания детей о профессии художника по дереву
- создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре;
- Уточнить и расширить знания детей о хохломской росписи;
- Формировать навыки технического исполнения хохломской росписи;
2 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Подбор методической, познавательной и художественной литературы, наглядно - методического материала:
- Программа от рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014
- Подобрать методическую литературу.
- Подобрать иллюстративный и наглядно-дидактический материал.
- Разработать конспекты мероприятий согласно плану проекта.
- Создать пространственно-предметно развивающую среду.
- Разработать перспективный план реализации проекта.
3 ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Образовательная область | Формы работы | Дата |
Речевое развитие | П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», Анищенков В. «Золотоая Хохлома» • Заучивание стихов. • Загадывание загадок. • Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). С.Жегалова Росписи Хохломы | 6.02-17.02 |
Познавательное | Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «Композиции и колорит хохломского узора», «Что мы знаем о хохломской росписи» НООД по развитию речи «Из прошлого ложки» НООД викторина «Знатоки Хохломы» | 6.02 9.02 13.02 13.02 15.02 |
Художественно-эстетическое | НОД по лепке «Хохломские тарелки» НОД по рисованию «Хохломские ложки», «Хохломские подносы» Коллективная аппликация «Хохломской самовар» Слушание русских народных песен игры на ложках, разучивание частушек, заучивание песни «Песня о Семенов» Сенкова Н.Н. рассматривание изделий и альбома «Хохломская роспись» | 10.02 13.02 6.02 15.02 6.02-17.02 |
Социально-коммуникативное | Экскурсия с детьми подготовительной группы: - в музей «Золотая Хохлома»; - на фабрику «Хохломская роспись», - в музей народного быта «Дом Семена Ложкаря» Проведение дня родительских профессий Сюжетно-ролевая игра «Юные художники» Дидактическая игра «Подбери узор», лото «Хохлома», «Обведи рисунок», «Найди пару», «Собери целое», «Продолжи рисунок» , «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», | 6.02-17.02 |
Физическое | Физкультминутки «Хохлома, хохлома» | 16.02 |
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:
-Анкетирование
-Оформление наглядной информации:
Консультация «Знакомство детей с хохломской росписью»
-Определение тематики бесед с родителями: «Как научить ребенка рисовать элементы хохломской росписи»
Фотоматериал «Экскурсия в музей «Золотая Хохлома», на фабрику «Хохломская роспись», в музей народного быта «Дом Семена Ложкаря»
4 этап. Презентация.
- оформление выставки детских работ
- участие в развлечении «Русский сувенир»
- создание мини - музея «Золотая Хохлома»
Вывод: повысился уровнь знаний и умений детей о декоративно – прикладного искусства. Дети почувствовали себя настоящими мастерами.
Родители приняли активное участие в организации мини – музея «Золотая Хохлома» и развлечении «Русский сувенир».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»
«Из прошлого ложки»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи
в подготовительной группе
Выполнила: воспитатель
Одинцова Юлия Александровна
г. Семенов
2017 год
Целеполагание Задачи Способы Словарная работа Интеграция Предварительная работа Средства | Познакомить с кухонной утварью — ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в видении диалога, активизировать речь новыми словами; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков
Вопросы к детям Игра подвижная и музыкальная ложка, заготовка, расписная, деревянная, металлическая, музыкальный инструмент, ложкари
Познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое Рассматривание альбома «Посуда» «Хохлома», игра на ложках, просмотр презентации «Ремесло. Хохлома» посещение музея «Золотая Хохлома» Демонстрационный материал: расписная деревянная ложка, алюминиевая и металлическая ложки, серебряная разные виды ложек (иллюстрации). |
Ход занятия
Кто догадается из моей загадки о чем пойдет речь? Всех кормлю с охотою, А сама безротая Каждый день садясь обедать или завтракать, вы берете в руку ложку, которая лежит у вас на столе возле тарелки и наверное не разу не задумывались, когда впервые появилась ложка и люди начали есть ей жидкую пищу. А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать из горшка легче, чем пить ее через край, а остатки пищи доставать руками. Как вы думаете : кто появился раньше – ложка или вилка? Ложка гораздо старше вилки. - первую ложку древний человек вытесал из камня, она была тяжелая и неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была легкая и ровная. К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. - А какие ложки знаете вы? - Прошло много лет и человек решил что деревянные ложки будут удобнее. Он знал, что подходящее для этого дерева липа. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками. - На Руси знатные и богатые люди — князья и бояре — садились за стол с серебреными ложками, так как серебряная ложка была дорогой и служила очень долго, а у деревянной ложки быстро стачивались края, которыми задевали о дно тарелки или какой-то посуды. Рассматривание серебряной ложки и деревянной ложки. Давайте сравним их - В старину русские люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки не ходили в гости. Если же в дом пришел гость, то хозяин ложки не давал, а ждал когда тот достанет свою ложку из-за пояса. Даже царь Петр 1, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезанные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. А какие цвета использовали в росписи хохломских ложек? Какие узоры используют художницы в росписи ложки? Поскорей возьмите ложку, Соберите всю картошку! Игра «Картошка». Глаз не отвести от таких ярких ложек. Есть легенда о человеке, который был создателем первой деревянной ложки. Рассказывание легенды о Семене Ложкаре. (приложение) - Позднее появились более практичные ложки — алюминиевые ( показываю ложку), но они тоже гнулись и ломались, а от горячего — темнели (показываю ложку). - Современные люди придумали делать ложки из металла более прочного и блестящего — нержавейки ( показываю ложку). - Но деревянные ложки до сих пор живут у нас дома — украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. Это ложки для компота (с дыркой по середине), для ухи — черпак, для муки и т. д. (Рассматривают все ложки) - А для чего еще можно использовать деревянную ложку? Правильно как музыкальный инструмент. В России например, музыканты-ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия — задорная, плясовая. Хотите попробовать поиграть на ложках? Деревянной ложкой есть Просто наслаждение, Славим прадеда Семена За изобретение. Расписная, легкая - Нет ее нужней, В ней и щи отменные, И кисель вкусней. При царе да при Горохе Озорные скоморохи По дороге в балаган Потеряли барабан. Бубен потеряли. В ложки ударяли! Ой, жги-говори, Заиграли ложкари Поведение итогов. Какие ложки бывают? Какие цвета и элементы используют в хохломской росписи? Когда появились первые ложки? И для чего их использовали? О чем говорится в легенде о Семене Ложкаре? | Ложка. Ответы детей Деревянная, алюминиевая , серебряная, золотая Сравнение этих ложек детьми. красными, черными, золотистыми цветы, веточки и ягоды Участвуют 5-6 детей. На пол из корзины высыпается картошка. Дети должны собрать ее с пола большой столовой ложкой. Побеждает тот, кто соберет больше клубней. Чтобы кушать, играть на них Дети пробуют играть на ложках. Ответы детей |
Легенда о Семене Ложкаре
О судьбе Семена Ложкаря поведал нижегородский писатель, сказочник, краевед Сергей Васильевич Афоньшин (1908—1984).
Жил в сосново-березовом краю Семен Ложкарь. «Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря». Здесь была ничейная и свободная земля, где укрывались от гонений и старообрядцы.
Семен мастерски резал ложки. Ничьим холопом и рабом не бывал, отца с матерью не помнил, а о себе говорил, что «работает на всех русских людей, что по Волге живут и едят не руками, …а с кленовой и березовой ложки». Жил мастер со своей женой Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем они мастерили ложки, «да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали да прихваливали! И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья».
Решил грозный царь воевать сразу с крымским ханом, турецким султаном и ливонскими рыцарями. Все было собрано, только нечем было в походе есть, ложек не хватало. Сыскали по приказу царя в глухих лесах Семена-умельца, должен был он к весне сделать сто сороков ложек кленовых для царских воевод, опричников, попов и монахов; в сто раз больше ложек березовых для стрельцов, пушкарей и работных людей. Выполнил заказ мастер. Ушли в поход воины с двумя деревянными ложками: коренной и запасной. Дивились чужеземцы деревянным ложкам: как исправно русские ими еду хлебали и потом на них играли. Сами пробовали есть и довольны оставались: ложкой не обжигали губы, как серебряной, а после еды она не зеленела, как медная. Захотелось и им такие ложки поиметь…
К следующей весне заказал царь ложек в сто раз больше. «Так вот поработал Семен-Ложкарь еще лето да зиму, все березы и клены далеко кругом дочиста на ложки срубил, а царский урок не выполнил – дерева не хватило». Посоветовал больше за ложками не приезжать. Не послушался его опричник и приехал со стражниками по весне. Увидели, что ложек мало, и «заковали в железы Семена-Ложкаря и погнали в гиблые места из-под земли свинец и медь добывать». А избу мастера сожгли…
«Когда прошел среди народа слух, что между Волгой и Керженцем хорошая земля под березовыми вырубками пустует, потянулись люди на Семеновы пустоши». Зазеленела одинокая береза, а когда сережки созрели, разнес ветер семена по просторам Заволжья, выросли вокруг молодые березовые леса.
Лет через тридцать-сорок пришел в эти места из-за Камня старец. Когда спрашивали его, чей он, отвечал: «Молодым был ничей, потом стал царским, а теперь опять ничей!» И трудно было старожилам узнать в страннике Семена-Ложкаря. Глаза его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семена-Ложкаря дела не забыли. Разыскал старик заросшее лесом пожарище, построил тут себе избушку и начал делать березовые ложки». Простой народ стал обедать новыми ложками и захотел перенять мастерство Семена. Старый ложкарь никому не отказывал, всех учил. А люди так и тянулись в эти края, ставили избы и продолжали дело мастера. Выросло большое селение, а вокруг много деревень. «Там, где была избушка старца Семена, родился и вырос целый город Семенов – родина и столица ложкарного промысла».
Дорогой Друг, я не успел рассказать тебе обо всех народных промыслах Нижегородского края, мне пора в путь-дорогу. Ветер Могучей не может долго находиться в покое, торопит меня лететь дальше. А ты поспеши в библиотеку за книгами, о которых я тебе рассказал. До новой встречи, мой Друг-читатель!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проведение дня родительских профессий
НООД ПО РИСОВАНИЮ «Хохломские тарелки»
НООД по развитию речи «Из прошлого ложки»
Раскрашивание картинок с хохломскими узорами
НООД ПО РИСОВАНИЮ «Хохломские ложки»
Мини – музей «Золотая Хохлома»
Дидактическая игра «Народные промыслы»
НООД ПО АППЛИКАЦИИ «Хохломской самовар»
Коллективная работа
Рассматривание хохломских изделий.
НООД лепка «Хохломские тарелки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»
Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...
Содержание психолого – педагогической работы в группе «Особый ребёнок»
Образовательная область «Социализация»«Содержание образовательной области ‘’Социализации’’ направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и вклю...
Педагогический проект в группе младшего дошкольного возраста "Я с детства с книгами дружу"
Педагогический проект по ОО "Чтение художественной литературы" в группе младшего дошкольного возраста "Я с детства с книгами дружу"...
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) средняя группа
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности(содержание психолого-педагогической работы).Средняя группа....
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) старшая группа
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности(содержание психолого-педагогической работы).Старшая группа....
Справка о педагогическом обследовании детей группы общеразвивающей направленности группы «Почемучки»
Тема: освоение программного материала детьми дошкольного возраста по образовательным областям, соответствующим ФГТ: «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безоп...