Принципы планирования и организации коррекционных занятий с детьми 2-4 лет
статья на тему

Катунина Ольга Юрьевна

Принципы планирования и организации коррекционных занятий с детьми 2-4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы планирования и организации коррекционных занятий с детьми 2-4 лет

Занятия специалистов с детьми раннего и младшего дошкольного возраста строятся на единых принципах.

1. Ведущим принципом построения коррекционно-развивающих занятий является онтогенетический принцип: при проведении занятий учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапности в формировании новых видов деятельности.

2. Комплексный подход к проблемам ребенка имеет особое значение: совместная разработка коррекционного маршрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий по устранению выявленных отклонений в развитии ребенка.

3. Принцип взаимодействия и координации между специалистами осуществляется следующим образом:

• с помощью ведения документации на каждого ребенка -индивидуальной карты, отражающей результаты диагностики и проведенной работы с данным ребенком;

• через психолого-медико-педагогические консилиумы, на которых всеми специалистами обсуждаются результаты первичной или повторной диагностики каждого ребенка, успехи и трудности ребенка на текущих занятиях, вырабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, проводится корректировка данного маршрута, обсуждаются рекомендации специалистов друг другу по использованию в работе с ребенком наиболее эффективных приемов взаимодействия и коррекции;

• в процессе проведения совместных занятий специалистами (психолог - педагог, психолог - музыкальный терапевт, логопед - музыкальный терапевт и т. п.).

Организация совместной работы специалистов с конкретным ребенком включает в себя также создание развивающей среды (организация пространства, подбор игрового материала по теме занятия). Создание обстановки, насыщенной разнообразными сенсорными стимулами, привлечение разных видов деятельности позволяют избежать излишней дидактизации упражнений, стимулирует познавательный интерес.

4. Одним из важнейших принципов работы с детьми раннего и младшего возраста является принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка.

Все занятия проводятся в присутствии родителей и при их активном участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист - ребенок - родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий. В ходе коррекционных занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.

Психолог, работая с родителями, дает рекомендации другим специалистам для осуществления эффективного взаимодействия с мамой на совместных занятиях, т.е. обеспечивается единство подхода и стиля общения.

5. Деятельностный подход предусматривает формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.

6. Творческий подход дает возможность не ограничивать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены.

7. Систематичность заданий и используемых на занятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.

8. Вариативность заданий позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания.

9. Принцип постепенного усложнения заданий:

а) поступенчатое усложнение заданий, например: 1-я ступень: сортировка предметов по какому - либо

признаку;

2-я ступень: выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или на слово;

3-я ступень: использование знания этого признака в изобразительной и другой продуктивной деятельности;

б) постепенное усложнение за счет подбора более сложного для восприятия или практической деятельности игрового материала.

Например, при сортировке по цвету вначале берутся контрастные цвета (желтый - красный), по мере усложнения -более близкие (желтый - оранжевый). При нанизывании усложнение достигается уменьшением диаметра отверстия бусин;

в) постепенное увеличение количества используемых объектов в игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т. д.

10. Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами. При проведении занятий различными специалистами с одним ребенком (или группой детей) используется принцип единого тематического планирования занятий: занятия разных специалистов объединены одной темой. Например, тема «Овощи - фрукты»:

• логопед формирует словарный запас, грамматический строй речи, связную речь ребенка по данной теме;

• педагог развивает у ребенка навык соотнесения предмета и картинки, обобщения, активизирует сенсорный опыт («Лото», «Чудесный мешочек», «Кто что ест», «Узнай на вкус (по запаху, на ощупь и т. д.)», «Разложи по корзинкам» и т. п.); рисование, лепка, аппликация овощей и фруктов;

• психолог формирует взаимодействие «мама - ребенок» или «ребенок - ребенок» с использованием игр «Огород», «Угостим зайку» и т. п.;

• руководитель ЛФК подбирает соответствующие данной теме подвижные игры, атрибуты;

• музыкальный терапевт - хороводы, песенки, игры по данной тематике.

Такой подход в планировании и организации работы дает возможность каждому специалисту, решая свои специфические задачи, обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Содержание занятий постоянно варьируется в зависимости от задач коррекционного воздействия и возраста ребенка. Одна и та же игра может использоваться для различных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

выступление учителя-логопеда высшей категории Погореловой Л.С. для логопедов ДОУ по теме: "Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи"

Эффективность коррекционного воздействия определяется, прежде всего, уровнем диагностики всех проявлений речевой неполноценности, а именно – установлением структуры дефекта речи, его первичных признак...

«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».

laquo;Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ»....

Организация коррекционных занятий с детьми 2-го года жизни

Второй год имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, формирование второй сигнальной системы выделяют второй год как особый период раннего детства....

«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».

laquo;Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».  Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокуп...

Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»

Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...