Семинар-практикум «Я и моя работа».
материал на тему
Обобщение всех знаний, полученных на предыдущих семинарах-тренингах. В ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с техникой «Коллаж». При работе раскрыть потенциальные возможности педагогов, опираясь на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Определение психологического состояния участников, выявить актуальное содержание его самосознания, сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность. Способствовать умению выражать свои чувства и мысли через образы, раскрытие творческих возможностей. Осознание разных сторон своей личности и себя в своей профессии. Повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; развивать толерантность и эмпатию друг к другу. Определить наиболее значимые темы, которые были актуальны для педагогов в течении всего года и их влияния на изменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-raktikum_ya_i_moya_rabota.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Я и моя работа».
Цель: Обобщение всех знаний, полученных на предыдущих семинарах-тренингах. В ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с техникой «Коллаж». При работе раскрыть потенциальные возможности педагогов, опираясь на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Определение психологического состояния участников, выявить актуальное содержание его самосознания, сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность. Способствовать умению выражать свои чувства и мысли через образы, раскрытие творческих возможностей. Осознание разных сторон своей личности и себя в своей профессии. Повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; развивать толерантность и эмпатию друг к другу. Определить наиболее значимые темы, которые были актуальны для педагогов в течении всего года и их влияния на изменения.
1.Приветствие.
2. Упражнение «Ассоциации».
3.Декларация собственной само ценности.
4.Упражнение «Я люблю себя» (в парах)
5.Упражнение «Ведро мусора»
6.Лужайка позитива.
7.Мини-лекция «Техника коллаж»
8. Коллаж «Я и моя работа».
9.Рефлексия тренингов.
10. Заключение (притча).
1.Приветствие.
Участникам предлагается продолжить фразу, обращаясь к соседу с лева и с права «Привет, (имя), при первой нашей встречи я даже не мог себе представить, что ты………».
2. Упражнение “Ассоциации”
Цель: само презентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию
Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.
Психолог: Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги”.
После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.
3. Декларация само ценности.
Ведущий: Мы много говорили о важности личности ребенка, педагога.
Каждый человек-это уникальное существо. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества. кто такая Я?
Декларация самооценки… Автор: Вирджиния Сатир.
Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому всё, что исходит от меня, - это подлинное мое, потому что именно Я выбрал это.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, - вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос – громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне.
И потому я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше вещей о себе самом. Все, что я вижу и ощущаю, все, что я говорю и делаю, что я думаю и чувствую в данный момент, - это моё. И в точности позволяет мне узнать, где я и кто я в данный момент.
Когда я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что я видел и ощущал, что я говорил и что я делал, как я думал и как я чувствовал, я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется не подходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я смогу строить себя.
Я – это Я, и я – это замечательно!
Категории: Жизненная философия, Управление состоянием.
4.Упражнение «Я Люблю себя» (в парах).
Участники садятся по парам друг напротив друга и, глядя в глаза друг другу, говорят: «Я люблю себя».
Обсуждение. Как вы считаете, ваш партнер любит себя?
5. Упражнение “Ведро мусора”.
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
6.Упражнение “Лужайка позитивных качеств”
Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.
Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, листы в форме цветка.
На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).
7.Мини-лекция «Техника коллаж».
Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т.д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.
Коллаж (французское collage, буквально - наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Коллажем, также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Как формальный эксперимент коллаж был введён кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.).
Коллаж – это и беспорядочно наклеенные на лист картона картинки, вырезанные из журнала. Картинки, картон, ножницы и клей – из этого можно сделать остроумный коллаж. Газетные вырезки, куски обоев, фотографии, обёртки, ткань, гофрированная бумага, засушенные цветы, мех – всё это можно использовать при создании коллажа.
Один из первых и самых известных мастеров коллажа – Пабло Пикассо. Его «Натюрморт с плетёным стулом» и «Бутылка аперитива» вдохновили многих других художников заниматься, в сущности, детской игрой: вырезать и наклеивать, на первый взгляд, несоединимые вещи. Коллаж Анри Матисса «Улитка» вообще похож на творчество пятилетнего ребёнка: обычные вырезки бумаги, залитой цветной краской. Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет полная картина. Психологи утверждают, что коллаж – отличный способ терапии.
Материалы для коллажа: использованные билеты, чеки, газеты, старые письма, ноты, карты, сургуч; а также - кружева, бусины, сухие цветы и листья, старинные фото. Можно добавить в коллаж бисер, пуговицы, стразы. Сделают коллаж объёмным - монеты, гвозди, мелкие детали различных механизмов, верёвки; – салфетки, цветная бумага, гофрированная бумага, картон.
Историческая справка
Техника коллажа применялась еще в Древнем Китае - были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев, и цветов. В X столетии в Японии, начали прикладывать склеенную бумагу к текстам при писании стихотворений.
Метод коллажа появился в средневековой Европе в XIII столетии. Листья золота использовали в убранстве Готских соборов около XV-XVI столетий. Драгоценные металлы прикладывали к вероисповедным изображениям, иконам.
В XIX столетии, методы коллажа также были использованы в фотоальбомах и книгах Ганса Христиана Андерсена и Карла Шпицвега.
Коллаж, по мнению Гастона Диля, биографа П. Пикассо и искусствоведа, был создан Пикассо в 1912 году, в картине "Натюрморт с плетёным стулом". Произошло это, по всей вероятности, под влиянием Ж. Брака, в то время, когда они работали в городе Сере. Тогда это было совершенно новое веяние в изобразительном искусстве, оно было столь необычным, что коллажем впоследствии увлеклись и сам Ж. Брак, и целое поколение художников.
Изначально коллаж использовался в живописи для оживления её поверхности.
Пикассо обнаружил, что некоторые предметы: элементы типографического набора или материалы, имитирующие структуру дерева - обладают "незаурядно выразительными свойствами". Влюбившись в свою находку, Пикассо - импровизатор не останавливается и использует в своих работах и песок, и кусочки газетной бумаги, обоев, плакатов или материи, визитные карточки, ленты, а позже (к 1924 году) и проволоку. Таким образом, для коллажа годились почти все продукты. Эта техника "родилась из стремления примирить реальность, к которой принадлежат настоящие вещи, и реальность картины".
В картине Ж. Брака "Натюрморт на столе" появляются обрывки газет, буквы вывесок, табличные обёртки, меню, этикетки и др. Коллаж на начальных этапах развития был лишь "подручным средством" в арсенале представителей мастеров различных направлений.
Коллаж можно дорисовывать или дополнять различными надписями.
Существует каталог детских рисунков и коллажей из концлагеря Те резин, где Фридл Дикер-Брайнденс спасала души еврейских детей, обречённых на смерть. Тогда, в качестве материалов для составления коллажей они использовали лагерные бланки. Это давало детям удивительный шанс обрести поразительное ощущение внутренней свободы, несмотря на фактическое заключение.
При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов.
Таким образом, коллаж - это рассказ, запечатлённый в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа — это слово или фраза, коллаж целиком это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат приятную для творчества атмосферу.
8. Работа над собственным коллажем «Я и моя работа»
Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.
Вступительная беседа: визуализация (установка):
Закройте глаза. Сядьте удобно и положите руки на колени. Представьте, вы находитесь на своей работе, вас окружают ваши коллеги, знакомые, дети. Постарайтесь закрытыми глазами посмотреть вокруг себя. Что вас радует, а что беспокоит? Почувствуйте атмосферу, запахи. Нравится ли вам этот запах? Какие звуки вас успокаивают, а какие раздражают и какие ощущения появились у вас от этих звуков? Посмотрите на себя. Как вы себя чувствуете? Что вам в ней нравится или наоборот? Находясь на своем рабочем месте, сбылись ли ваши ожидания или появилась тревога: что-то вы не доделали, что-то не досказали. Общаясь с детьми, что вы чувствуете - радость или тревогу. А теперь, не открывая глаз, подумайте, как вы себя чувствуете в целом в. И сейчас, когда вы откроете глаза, ни с кем не общаясь, молча, возьмите журналы, просмотрите их. Выберите себе картинки, которые как вы считаете, подходят для создания вашего коллажа. Вырежете их и наклейте на листок.
Практическая часть: поиск и подготовка материала к работе на фоне музыкального сопровождения (каждый участник находит подходящие изображения для своего индивидуального коллажа)
Выполнение работы: после завершения поиска нужного материала участники создают свои коллажи.
Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.
Участники делятся на пары и рассказывают о смысловой нагрузке создания собственного коллажа и его названии.
Подведение итогов: защита и выставка всех своих работ по желанию.
9.Рефлекссия тренингов «Свободный отчет».
Участники продолжают фразы:
- Я благодарен тренингам…
- Я благодарен тренеру…
- Я благодарен группе….
- Я благодарен себе…
10. Заключение.
Ведущий: «Существуют определенные традиции. Одна из этих традиций заканчивать встречи чем-нибудь теплым, добрым и светлым. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча.
«Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут.
Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит:
– Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Всем нам хочется, чтобы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, чтобы это появилось, нужно что-то сделать. То есть сейчас у вас есть замечательная возможность познакомится с большим количеством людей и поделиться чем-то теплым, светлым и радостным. Это означает, что вы имеете полное право подойти к любому, и не только к одному, человеку и сказать, и сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и свет. А он вам может на это ответить. И я надеюсь, что таких встреч будет как можно больше»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»
Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...
Семинар-практикум для воспитателей "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ"
Материад в копилку старшего воспитателя. Представлена структура физкультурного занятия и утренней гимнастики....
Семинар-практикум для воспитателей "Нетрадиционные формы работы со сказкой"
Использование в работе со народной сказкой методов и приемов ТРИЗ-ТРВ....
Семинар -практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»
Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»Арт-педагогика. Сказкотерапия (дидактическая сказка).Арт-педагогика (художественная педагогика)...
Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».
Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".
В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....
Семинар – практикум «Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками »
Семинар – практикум«Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками »...