Семинар-практикум для воспитателей "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ"
методическая разработка по теме
Материад в копилку старшего воспитателя. Представлена структура физкультурного занятия и утренней гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkult.ozdorov.rabota_v_dou.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»
Физкультурные занятия. Утренняя гимнастика.
Основные понятия физического воспитания.
- Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма человека, который осуществляется под воздействием внешней среды и воспитания и характеризуется антропометрическими и биометрическими показателями (пример – рост, вес, сила мышц рук и ног, качество слуха и зрения)
- Физическая подготовленность – уровень двигательных навыков, умений, физических качеств, который определяется нормами и требованиями (пример - пробежать 100м за определенное количество секунд)
- Физическое совершенство - высокий уровень физического развития и высокая степень здоровья и физическая подготовленность к жизни (пример – подготовка космонавтов к полету)
- Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на воспитание и формирование двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний о физическом воспитании ( пример - уроки физкультуры в школе, занятия физкультурой в детском саду)
- Физические упражнения - это движения и двигательная деятельность, отобранная в качестве средств физического воспитания (ходьба, бег, прыжки, наклоны, приседания, метание, лазание и др.)
- Спорт – специальная деятельность, направленная на достижение высоких результатов по каким-либо физическим упражнениям (легкая атлетика, гимнастика, плавание, футбол и др.)
Задачи физического воспитания в ДОУ.
- Оздоровительная.
Охрана жизни и здоровья, укрепление здоровья, улучшение физического развития, повышение работоспособности организма, закаливание.
- Образовательная.
Формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки.
- Воспитательная.
Воспитание привычки к строгому соблюдению режима, потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями, воспитание организаторских способностей.
Средства физического воспитания в ДОУ
- Гигиенические факторы
Соблюдение режима
Соблюдение личной гигиены
Гигиена одежды и обуви
- Использование сил природы
Солнце
Воздух
Вода
- Физические упражнения
Гимнастика
Подвижные игры
Спортивные упражнения
Туризм (пеший, лыжный, велосипедный)
- Движения в других видах деятельности
Музыкально-ритмические движения
Движения в лепке, рисовании, аппликации
Движения в режимных процессах (умывание, одевание-раздевание, причесывание)
Движения в элементарно-трудовой деятельности.
Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям в ДОУ является физкультурное занятие.
Структура физкультурного занятия.
Занятие состоит из 3 частей.
1 часть – Вводная
Длительность по времени – 3-6 мин.
Построение, равнение, размыкание, поворот, ходьба, виды ходьбы, игры и упражнения на внимание, бег ( 1-2 мин.), ходьба, перестроение.
2 часть - Основная
Длительность по времени :
младшая гр. | средняя гр. | старшая гр. | подготовит.гр. |
10-15 мин. | 15-18 мин. | 18-20 мин. | 23-25 мин. |
а) Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ)
Последовательность: а). для рук б). для рук
для туловища для ног
для ног для туловища
Проводится с предметами (флажки, мячи, палки) и без них.
Исходное положение: стоя, сидя, лежа, с колен
Методика проведения: дать название упражнения, показать, принять исходное положение, выполнить.
Количество и дозировка упражнений:
младшая группа | средняя группа | старшая группа | подготовит.группа |
3-4 упр. (по 4-5 раз) | 4-5 упр. | 5-6 упр. (по 6-8 раз) | 6-8 упр. (по 8-10 раз) |
подскоки и прыжки | |||
2 раза по 10-15 | 2-3 раза по 20 | 2-3 раза по 30 | 3-4 раза по 40 |
б) Основные виды движений (ОВД)
Проводится 2-3 упражнения с разными видами движений. Используется имеющееся физкультурное оборудование и атрибутика.
Например:
1. Прыжки на двух ногах через шнуры с продвижением вперед
2. Перебрасывание мячей двумя руками снизу (расстояние - 1,5 м)
3. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове
в) Подвижная игра
Проводится хорошо знакомая детям игра.
Не должно повторяться движение из числа основных видов движений
3 часть – Заключительная
Длительность по времени – 2-4 мин.
Построение, ходьба, виды ходьбы, упражнения для рук и плечевого пояса, зрительная гимнастика, упражнения на дыхание.
Типы физкультурных занятий:
- Классический
- Сюжетный
Структура классическая, но проводится по единому сюжету, например «Прогулка в лес», «Моряки», «В зоопарке».
- Игровой
В каждой части вместо упражнений подбираются подвижные игры с различными видами движений.
В подготовительной группе за одно занятие используется до 7-8 подвижных игр.
Способы организации детей на физкультурном занятии.
- Фронтальный
В
а) б)
Подбрасывание и ловля мяча
Бросание мешочков в обруч
- Индивидуальный
Прыжок в длину
Прыжок в длину
3. Поточный 4. Посменно-поточный
Подлезание под 3 дуги
Перепрыгивание через веревочки по 3 человека
5. Круговой
6. Групповой
а. подбрасывание и ловля мяча
б. ходьба по гимнаст.скамейке
в. прыжки из обруча в обруч
Основные виды движений
ХОДЬБА
- обычная
- на носках
- на пятках
- на наружных краях стопы
- с высоким подниманием колен
- широким шагом
- приставным шагом
- гимнастическая ходьба
- в полуприседе
- в приседе
- спиной вперед
БЕГ
- обычный
- на носках
- с высоким подниманием колен
- широким шагом
- прыжками
- бег скрестным шагом
- с захлестом назад
РАВНОВЕСИЕ
- ходьба по бревну, по буму
- ходьба по скамейке
- ходьба с грузом на голове
- ходьба с перешагиванием через предметы, препятствия
ПРЫЖКИ
- подпрыгивания
- подскоки (на 1 ноге, на 2-х ногах)
- в длину с места
- в длину с разбега (разбег 6-12 м)
- в высоту с места
- в высоту с разбега (разбег 9-12 шагов, только с 5 лет)
- прыжок с высоты (мл. возраст – 10-15 см, старший возраст – 35-40 см)
- через короткую скакалку
- через длинную скакалку
- впрыгивание
МЕТАНИЕ
- катание мячей (младшая группа)
- прокатывание мячей в воротики (младшая группа)
- подбрасывание и ловля мяча
- метание одной рукой:
- из-за спины через плечо
- снизу
- сверху
- сбоку
- от груди
- метание двумя руками:
- из-за головы
- от груди
- снизу
- сбоку
- от плеча
ЛАЗАНИЕ
- Ползание
- на спине
- на животе
- на четвереньках
- по веревке
- по бревну, по скамейке
- Подлезание (без помощи рук)
- комочком
- боком
- лицом вперед
- спиной
- Пролезание в обруч (диаметр 50 см)
- боком
- сверху вниз
- снизу вверх
- Влезание
- с помощью рук
- без помощи рук
- Лазание
- по шведской стенке
- по канату
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
- Построение (по росту – со средней группы)
- в колонну(строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции 1 шага)
- в шеренгу (строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом к воспитателю на расстоянии 1 ладони)
- в пары
- в круг
- врассыпную
Равнение по росту. У ведущих - цветной флажок. Каждая колонна идет за своим ведущим к ориентиру. Можно повернуть колонну, тогда маленькие окажутся первыми.
- Перестроение
- из колонны (в пары по 2, в колонны по 3, 4)
- из шеренги (в 2-3 колонны, в пары)
- Повороты:
- переступанием (младшая гр.)
- прыжком (средняя гр.)
- носком с приставлением другой ноги (старшая и подгот.гр)
- Размыкание и смыкание
Соблюдается интервал (на расстоянии вытянутой руки) показывается способ (обычный шаг, приставной или прыжок), направление (вперед, назад) и соблюдается счет.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
Структура
1 часть – Вводная
Построение в шеренгу, равнение, повороты, ходьба, виды ходьбы, бег, виды бега, ходьба, перестроение в 2-3 колонны.
2 часть - Комплекс ОРУ
а) с предметами (2 комплекса в месяц с разными предметами)
б) без предметов (2 комплекса в месяц)
3 часть – Заключительная
Построение, ходьба, упражнения для плечевого пояса, упражнение на дыхание. Можно провести несложную знакомую игру.
* * * * * * В
* * *
* * * * *
* * * * * *
* *
* * * * * * *
*
В
* * * * * * * * * *
) ) )
В
* * * * * * * * * * *
*
*
*
В
*
*
*
* В
*
*
В В В
а б в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»
Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...
Семинар-практикум для воспитателей "Нетрадиционные формы работы со сказкой"
Использование в работе со народной сказкой методов и приемов ТРИЗ-ТРВ....
Семинар -практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»
Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»Арт-педагогика. Сказкотерапия (дидактическая сказка).Арт-педагогика (художественная педагогика)...
Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».
Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".
В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....
Семинар – практикум «Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками »
Семинар – практикум«Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками »...
Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Работа детей с красками- начало творческой деятельности»
Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Работа детей с красками- начало творческой деятельности»...