Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством театрализованной деятельности
статья по математике

Ковалёва Людмила Петровна

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Одним из самых доступных видов искусства для детей, является театр.  Он помогает решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, а также воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи. Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через театрализованную игру.

В театрализованных играх деятельность,

тесно интегрирует во всех образовательных областях,  в соответствии с ФГОС ДОУ:

• ОО «Речевое развитие»

• ОО «Познавательное развитие»

• ОО «Социально-коммуникативное развитие»

• ОО «Художественно-эстетическое развитие»

• ОО «Физическое развитие»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи развития детей в детском саду, одна из которых это формирование элементарных математических представлений у детей. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — это особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать  логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

На занятиях по математике,  при использовании театрализованной деятельности решаются такие задачи:

- закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов;

- создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка;

- формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности.

Вниманию педагогов я хочу представить опыт своей работы в этом направлении.

Занятия по математике, я  провожу  в игровой форме, использую элементы театральной деятельности, так как это понятно и интересно детям. С каждым занятием, дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность.

Интерес детей, дошкольного возраста, проявляется к игровым персонажам. С этой целью ввожу в занятия знакомые,  по мультфильмам, игровые персонажи, героев сказок,  т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания (которые  они приносят с собой), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности  и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии, побуждает детей к математической деятельности, к  преодолению интеллектуальных трудностей.

   И так, чтобы собрать детей на занятие, необходим  какой - либо сигнал, это – или определённая песенка, мелодия,  у нас - звенит  колокольчик, приглашает ребят поиграть.

- Дружно за руки возьмёмся,  и друг другу улыбнёмся, с добрым утром всех!

Затем организационный момент: проводим логоритмическую  гимнастику,  выполняем и проговариваем  движения, подбираем на математическую тематику:

      1- нагнуться - потянуться,

2- нагнуться  – разогнуться.

3 - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На 4 - руки шире,

На 5 и 6 –прошу всех сесть.

Ребята, вы любите сказки?

Предлагаю детям  вспомнить  русскую народную сказку «Теремок» и пригласить  её в гости.

Приходят зверушки, хотят попасть в «Теремок», а волшебный голос им говорит:

- Теремок откроет двери только тому, кто выполнит задания!

Создаётся проблема. Обязательно должна быть проблема, чтобы у детей включился мыслительный процесс.

- Что же делать, смогут ли зверята выполнить задания?

И тут дети предлагают свою  помощь: - Мы поможем тебе, мышка!

Дети начинают выполнять задания. После выполнения заданий,  «Теремок» открывает зверятам свои двери.

Далее начинаем работать с декорациями, героями сказки, задаю вопросы по всем направлениям ФЭМП:

1. Задание. Закрепляем  количественный счёт,  используя  прием счета предметов на картине.

Сколько героев в сказке?

Сколько деревьев растёт рядом с теремком?

Сколько облаков над теремком?

Сколько выросло морковок на грядке?

2. Задание. Закрепляем представление о величине?

Какой герой сказки самый высокий?

А какой самый низкий?

Кто выше лягушки?

Кто ниже волка?

3. Задание. Закрепляем  порядковый счёт.

Кто пришёл за мышкой?

Кто пришёл после лисички?

Кто пришёл первый?

Кто пришёл последний?

4. Задание. Закрепляем временные представления.

Что было в начале сказки?

Что потом?

Как вы думаете, в какое время года происходят события?

Почему вы так решили?

Обязательно на занятии включается работа с раздаточным материалом, для развития мелкой моторики рук, которая стимулирует  созревание клеток коры головного мозга, путем механической  работы  подушек пальцев.

Для этого у каждого ребёнка,  есть коробочки-пеналы с цифрами, детям очень нравится открывать и закрывать эти индивидуальные коробочки и выполнять задания с цифрами.

В середине занятия обязательна – физмитнутка, это может быть  игра малой подвижности,  или логоритмическая  гимнастика, для расслабления, снятия напряжения, усталости у детей. Для фона можно использовать тсо, музыкальное сопровождение.

У нас игра «Зайки в домике».

Задание:

Найти домик с такой же цифрой, какая цифра на карточке.

После того, как дети немного отдохнули, предлагается работа в тетрадях.

Перед работой в тетрадях проводим  пальчиковые игры, с математическим содержанием, что бы разогреть пальчики.

Например:

          Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять.

Крепкие дружные, все такие нужные!

Раз, два, три, четыре, пять - в домик спрятались опять.

   Работа в рабочих тетрадях является особенностью  занятий. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.

   Так же, на занятиях, необходимо включать работу в командах, это вызывает у детей соревновательный азарт, воспитывает сплочённость, желание помогать друг другу.

Наглядный материал, на занятии,  должен быть эстетично и красочно оформлен, чтобы вызывать у детей желание работать.

   В конце занятия проводим рефлексию, то есть обратную связь –  подводим итог, оценку,  анализируем, что мы делали на занятии, что понравилось, что запомнилось?

   Предлагаю обучающим высказать свое мнение.

В своей работе использую  методические  основы организации занятий по ФЭМП:

Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем;  личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных  психологических особенностей детей;

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную, театральную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6. развивающий характер заданий.

На занятиях  можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Самое главное - это привить дошкольникам интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат, а так же  развитие  психических процессов и речи у  детей.

   Используя на занятиях по ФЭМП элементы театрализации с специально подобранным репертуаром, я развиваю у детей познавательные возможности и способности, и расширяю их математический кругозор. Всё это, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством логических игр и УДЕ»

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

План работы по самообразованию педагога  по теме:«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании элементарных математических пре...