Проект «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»
проект (средняя группа)
Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития высших нравственно - патриотических чувств у ребенка. Он растет и развивается в гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка — это его мама, семья, потом его дом. А затем детский сад, улица, район. В детском саду он начинает дружить, учиться, относиться c уважением к окружающим людям и природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Департамент образования комитета по социальной политике и культуре
администрации города Иркутска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 126
(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126)
664043, г. Иркутск, бульвар Рябикова, 47, тел. 30-26-25
E-mail: ds-126@yandex.ru
Проект: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Выполнила: Бикбаева Н.А.
г. Иркутск, 2023
Область интеграции: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид проекта: творческий продуктивный, групповой.
Участники проекта: дети средней группы №5, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Ресурсы проекта: проектор, мультимедийный экран, ноутбук, дидактические пособия, музыкальный центр, настольные игры (настольный театр, пальчиковый театр, куклы бибабо), костюмы, атрибуты.
Актуальность проекта: Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития высших нравственно - патриотических чувств у ребенка. Он растет и развивается в гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка — это его мама, семья, потом его дом. А затем детский сад, улица, район. В детском саду он начинает дружить, учиться, относиться c уважением к окружающим людям и природе.
Принципы дошкольного образования подразумевают «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Это и есть фундамент для последующего формирования патриотизма у детей.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В дошкольном детстве ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы, формируются нравственные принципы. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развиваются и формируются эмоции. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, и является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно то, что театрализованная деятельность способствует тому, что ребенок учится сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Цель: Способствовать формированию патриотических чувств, любви к Родине, через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Формирование потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй; обогащать словарь детей, активизировать его;
- Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности.
- Повышение мотивации и психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Формы реализации проекта:
- Беседы;
- Продуктивная деятельность детей;
- Упражнения на формирование разговорной речи;
- Упражнения на речевое дыхание;
- Игры со словами и без слов;
- Театрализованные игры с героями;
- Этюды;
- Инсценировки сказок.
Продукты деятельности: Постановка сказки.
Ожидаемые результаты проекта: повышение уровня компетентности педагога в вопросах использования театрализованной деятельности для нравственно - патриотических качеств дошкольника;
Дети:
- позитивное взаимодействие в коллективе;
- правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Педагоги:
Оснащение центра речевого развития
Буклет «Речевое развитие дошкольников посредствам театрализованной деятельности»
- Изготовление лэпбука «В гостях у сказки»
- Постановка сказки.
Родители:
- Повышают уровень педагогической компетенции по созданию игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;
- Устанавливаются партнерские сотруднические взаимоотношения между участниками проекта;
- Посещение театра с ребенком;
- Изготовление костюмов и атрибутов для инсценировки сказки.
Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов
Месяц | С педагогами | С детьми | С родителями |
Формирующий этап реализации проекта | |||
Сентябрь | 1.Составление перспективного плана. 2.Отражение целей и задач проекта. 3.Изучение теоретической и методической литературы. 4. Разработать картотеку бесед, постановок, игр и упражнений, разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям по теме проекта. 5. Создать лэпбук «В гостях у сказки» | 1.Мониторинг (определение степень знаний детей о театре). | 1.Анкетирование, беседы; 2.Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению. |
Технологический этап реализации проекта | |||
Октябрь | 1.Подготовка видео просмотра сказки «Теремок» 2.Подбор видео слайдов с видами театров. | 1.Беседа: «Что такое театр»; 2.Просмотр презентации «Театр», «Театральные профессии»; 3.Чтение С. Маршака «В театре для детей» А. Барто «В театре»; 4.Беседа «Как правильно вести себя в театре»; 5.Чтение сказки: «Теремок» и обсуждение; 6.Пересказ сказки: «Теремок»; 7.Загадки о сказках, героях сказок; 8.Беседа «Как можно показать сказку?»; 9.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам; 10.Самостоятельное составление сказок, рассказывание сказок собственного сочинения; 11.Имитационные упражнения «Изобрази героя из сказки Теремок»; 12.Изображение в рисунках любимых персонажей и понравившихся сцен сказки «Теремок»; 13.Театральная викторина «Наш театр» 14.Настоьная игра «Моя страна – Россия»; 15.Дидактическая игра «Народы России» 16.Распределение ролей между детьми. 17.Репетиция постановки сказки «Теремок». | 1.Буклет «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредствам театрализованной деятельности» 2.Консультации: «Играем в театр», «Театрализованные занятия в детском саду». |
Итоговый этап | |||
Октябрь | 1.Драматизация сказки; 2.Презентация проекта. | 1.Продолжать работать над мимикой, жестами; 2.Развитие словарного запаса, работа над темпом, ритмом, плавности, громкости, четкой артикуляцией; 3.Пробуждать к показу характерных особенностей персонажа спектакля и входить в образ героев сказки; 4.Награждение грамотами маленьких актеров; 5.Мониторинг. | 1.Посещение театра; 2. Оформление костюма и изготовление атрибутов, для ребенка; 3. Вручение грамот за активное участие родителей в жизни детского сада. |
Презентационный | |||
1.Презентовать свою проектную деятельность на личном сайте. 2.Презентация к проекту. 3.Представить проект на открытой площадке. |
Методы и приемы:
творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
сочинения сказок;
игры - драматизации;
беседы после просмотра спектаклей;
упражнения для эмоционального развития детей;
коррекционно-развивающие игры;
упражнения по дикции;
упражнения на развитие мимики, детской пластики;
репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок;
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.
Приложение 1
Российская Федерация
Департамент образования комитета по социальной политике
и культуре администрации города Иркутска.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 126
(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126)
664043 г. Иркутск, бульвар Рябикова, 47 тел. 30-26-25
E-mail: ds-126@yandex.ru
ОТЧЕТ
о реализации проекта
Проект, направлен на формирование патриотических чувств, любви к Родине, через театрализованную деятельность.
На 1 этапе были проведены мероприятия, направленные на разработку проекта и его утверждение:
- Постановка целей и формирование у участников образовательного процесса устойчивой мотивации.
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Поиск формы реализации проекта.
- Составление плана работы и разработка содержательной части проекта.
- Подготовка материала для творческой деятельности.
- Подготовка материалов для работы с родителями- для обеспечения эффективности работы в выбранном направлении, необходимо было задействовать всех участников образовательных отношений, в связи с этим, было проведено анкетирование родителей, составлены конспекты консультаций для родителей.
На 2 этапе, который являлся основным, совместно с детьми были реализованы следующие мероприятия:
- Беседа: «Что такое театр»;
- Просмотр презентации «Театр», «Театральные профессии»;
- Чтение С. Маршака «В театре для детей» А. Барто «В театре»;
- Беседа «Как правильно вести себя в театре»;
- Чтение сказки: «Теремок» и обсуждение;
- Пересказ сказки: «Теремок»;
- Загадки о сказках, героях сказок;
- Беседа «Как можно показать сказку?»;
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;
- Самостоятельное составление сказок, рассказывание сказок собственного сочинения;
- Имитационные упражнения «Изобрази героя из сказки Теремок»;
- Изображение в рисунках любимых персонажей и понравившихся сцен сказки «Теремок»;
- Театральная викторина «Наш театр»;
- Настольная игра «Моя страна – Россия»;
- Дидактическая игра «Народы России»;
- Распределение ролей между детьми;
- Репетиция постановки сказки «Теремок».
3 этап – На Итоговом этапе дети показали драматизацию сказки «Теремок» Участвуя в играх драматизациях дети научились согласовывать свои действия, перевоплощаться в образ героя и жить его жизнью.
4 этап Презентационный – представила свой проект на педсовете в МБДОУ г. Иркутска детском саду №126 и с ним же выступила на открытой площадке передового педагогического опыта «Современное образование: от идеи до воплощения» в Благотворительном фонде поддержке педагогического сообщества «Шаг на встречу» АНО «Научно-исследовательский институт психологии» и разместила на персональном сайте образовательной сети nsportal.ru
По итогам реализации проекта были отмечены следующие результаты:
повысился уровень звукопроизношения, интонационная выразительность и
связная речь, развились музыкальные способности, коммуникативные навыки, обогатился словарный запас, расширились представления об
окружающем мире, о взаимосвязи в природе. У детей было выявлено
преобладание высокого уровня развития нравственных качеств.
Необходимо сделать вывод, что целенаправленная и систематическая работа по реализации проекта, способствует формированию нравственно-
патриотических чувств, развитию творческих и умственных способностей,
волевых качеств и уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...
Методические рекомендации к проекту: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Актуальность проблемы нравственно - патриотического воспитания детей очевидна, так как в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о до...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
Социальный проект «о Родине, о Доблести, о Славе!» по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством деятельности Клуба «Волонтёры истории»
Паспорт проектаНазвание проектаСоциальный проект «о Родине, о Доблести, о Славе!» по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством деятельности Клуба «В...
Социальный проект «о Родине, о Доблести, о Славе!» по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством деятельности Клуба «Волонтёры истории»
Паспорт проектаНазвание проектаСоциальный проект «о Родине, о Доблести, о Славе!» по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством деятельности Клуба «Волонтё...