"Правила жизни моего ребенка" (практикум)
материал на тему
Цель и задачи данного практикума: познакомить родителей со стилями (способами и методами) воспитания ребенка в семье; повышение родительской компетентности в понимании потребностей ребенка младшего дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_pravila_zhizni_moego_rebenka.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум: «Правила жизни моего ребенка»
Цели и задачи
1.Познакомить родителей со стилями (способами и методами) воспитания ребенка в семье.
2.Повышение родительской компетентности в понимании потребностей ребенка младшего дошкольного возраста.
3.Исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ребенка.
Подготовка: ситуации на карточках, карандаши, листы А4 на каждого родителя, бланки для диагностики стиля семейного воспитания на каждого родителя, памятка «Правила, которые помогут наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину» и «Семейные правила воспитания детей»
Ход мероприятия
1 Вступительное слово
Уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в нашем зале, предлагаю вам рассмотреть некоторые вопросы воспитания наших любимых детей. Возможно, сегодня мы найдем с вами оптимальный вариант родительского поведения.
Проблемы воспитания детей в семье - это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Этот вопрос занимает умы ученых - педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия. Бытовые баталии перерастают в научные конференции. Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? В сторонниках того или иного типа воспитания нехватки не наблюдается.
А дети продолжают теряться в догадках - как же все-таки себя вести, чтобы быть хорошим в глазах родителей, и чего ожидать в следующий момент от этих непонятных взрослых?
2. Рисуночное упражнение: «Поведение родителей в трудных ситуациях».
Вот сейчас, уважаемые родители, мы попробуем изобразить, в виде метафоры, свой выбор способа родительского поведения в ситуациях, когда ребёнок готов «свести вас с ума».
Педагог берет лист бумаги, который разделён на 4 части:
1. «Что я разрешаю ребёнку»;
2. «Что я запрещаю ребёнку»;
3. «Что я разрешаю при условии»;
4. «Что я запрещаю, но иногда уступаю».
Родители объясняют, что они нарисовали.
Педагог: Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что мы запрещаем детям всё, что опасно для их жизни и здоровья и разрешаем всё, что способствует их всестороннему развитию. Родителям необходимо обдуманно подходить к своему поведению в сложных ситуациях.
3. Диагностика: опросник «Ваш стиль воспитания», для определения стиля семейного воспитания.
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности вашего общения.
Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80с. (Коррекционная педагогика). С.36-39.
4. Консультация «Стили семейного воспитания»
Конечно же, сколько людей - столько и мнений, а соответственно и стилей воспитания. В педагогике принято выделять четыре стиля воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.
1) Демократический стиль – «я слушаю тебя… я забочусь о тебе… я хочу тебя понять…»
Демократический стиль - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Сотрудничество - это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка воспитания в данном случае - слово "мы". Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.
2) Авторитарный стиль – «делай, как я хочу!»
Авторитарный стиль - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.
В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.
Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Родитель-диктатор стремится дать ребенку «лучшее». Он хорошо кормит и одевает его, позволяет ему играть с другими детьми. В общем и целом, дает всё, что нужно для «нормальной» жизни. Всё, кроме поддержки и любви. Живя с родителями-диктаторами, дети выбирают одну из тактик: бегут или борются.
3) Либерально-попустительский – «делай, как хочешь!»
Характеризуется вседозволенностью, либо чрезмерной опекой.
«Меня родители не любят, - можно услышать от ребенка, растущего в подобной семье, - потому что все разрешают». Такие родители забывают о себе - своих нуждах, интересах. А любое желание «маленького императора» выполняется беспрекословно. Очень быстро ребенок учится манипулировать взрослыми, заставляя их выполнять любое желание.
Попустительский стиль - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Гиперопека - это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем - формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. С другой стороны, гиперопека может способствовать, что задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) -это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка
«Сотрудничество» признается наиболее эффективным типом воспитания все большим количеством психологов и педагогов. Но на практике, в семьях, как правило, сталкиваются разные стили воспитания, создавая напряженность и неблагоприятно влияя на развитие ребенка.
Правильное воспитание детей - это целая наука, от знания которой во многом зависит будущее наших детей. Поэтому если вы хотите воспитать счастливого, самостоятельного и уверенного в себе ребенка, не злоупотребляйте своими родительскими правами, но и не игнорируйте своих обязанностей. Не разделяйте свою семью на два отдельных государства, враждующие между собой. Поэтому в любой семье должны существовать правила.
5. Решение педагогических ситуаций.
Инструкция. «Выберите из предложенного списка правил в семье одно, обоснуйте свой выбор»
Ситуации (на карточках):
Ситуация 1.
- Проявление нежности к ребенку делает его слабым, уязвимым, беззащитным перед трудностями.
- Родители – хозяева ребенка.
- В семье признается право каждого на ошибку.
Ситуация 2.
- Любовь связана с чувством долга.
- В семье признается право открыто говорить о своих желаниях.
- Ребенок отвечает за настроение родителей.
Ситуация 3.
- Требования родителей к ребенку и ожидания всегда реалистичны.
- Спонтанность ребенка представляет угрозу для авторитета родителей.
- Любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и не чувствовать себя при этом виноватым.
Ситуация 4.
- Родители определяют, что правильно, а что нет.
- Свободное выражение своих чувств приветствуется и поощряется в семье.
- Родители заслуживают уважения, потому что они родители.
6. Игровое упражнение «Пойми меня»
Родителям предлагается угадать эмоциональное состояние, потребность ребенка по описанию его позы, жестов.
- Ребенок стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую.
- Ребенок грызет кончик карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садиться, топчется, перебирает ногами.
- Ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты, внешне заторможен.
7. Обсуждение памятки: «Правила, которые помогут наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину»
- Правила (ограничения, требования и запреты) – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье;
- Хорошо, если правил (ограничений, требований и запретов) не слишком много и они не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка.
- Все ограничения, требования усваиваются при условии их согласованного предъявления всеми членами семьи.
- Важно придерживаться в предъявлении запретов дружелюбного тона, а не повелительного.
- Обращаясь к ограничениям, запретам, важно пользоваться системой взаимных уступок – принципиальность уместна менее всего.
- Правила (ограничения, требования, запреты) согласуются взрослыми между собой.
Важно помнить, что правила существуют не только для ребенка, но и для всей семьи.
Памятка «Семейные правила воспитания детей»
- Пример всегда более показателен, чем слова
Дети всегда перенимают стиль поведения родителей, стиль взаимоотношений между папой и мамой, на улице, с друзьями, в магазине. Если папа или мама, предположим, хамят в магазине, то, как бы часто не звучали слова о том, что это делать нехорошо, дети будут хамить.
- Последовательное воспитание
Если что-то запрещается, то это запрещается всегда, независимо от настроения родителей, от того - больны или здоровы. Причем правила не должны быть спущены ребенку сверху: их обязательно необходимо проговорить с ребенком и договориться соблюдать.
- Гласность и свобода
Пусть каждый член вашей семьи, как бы мал он ни был, мог сказать все, что он думает и не только по поводу радужных моментов, но и тех проблем, которые он испытывает сам или видит в семье.
- Уважение ко всем членам семьи
Учите ребенка обращать внимание на свои чувства, настроения, желания, работу и нужды. Учите его уважать и ваши права на свободное время. Родители также достойны любви и заботы, как и дети.
- Конструктивный подход к проблемам
Учите детей не только высказывать свое недовольство, критику и т.п., но и стараться дать совет или предложить свое разрешение проблемы.
Помните! Дети учатся тому, что видят в жизни
Несколько основных правил, которые нельзя нарушать родителям,
если для них важнее не собственные принципы,
а интересы ребенка.
1. Никогда не выясняйте отношения при ребенке.
2. Не допускайте при детях высказываний, которые могут подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: "Ты плохой отец, это из-за тебя..."
3. Обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге: "Это плоды твоего воспитания" - могут вызвать в ребенке чувство вины, способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому от них лучше отказаться.
4. Если вы очень сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии, расскажите о своих чувствах и, уединившись, постарайтесь успокоиться. Все переговоры, все решения должны приниматься только в уравновешенном состоянии
5. Лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу
6. Стол переговоров - оптимальный способ понять друг друга и выработать единую линию воспитания
7. Педагогический ликбез - книги и журналы по педагогике и психологии - могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания
8. Не бойтесь обращаться к специалистам, если в вашей семье возникли проблемы. Многолетний опыт и объективный взгляд специалиста поможет вам найти неожиданный выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми
9. Помните, что залог эффективного воспитания ребенка - это любовь к нему, заинтересованность в нем и согласие между всеми членами семьи.
8.Рефлексия.
Список литературы:
- Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80с. (Коррекционная педагогика). С.36-39.
- Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия/авт.сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 103с.
- Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2011. -169с.
- Интернет-ресурсы: http://gribanovanv.pmssestr.edusite.ru. Стили семейного воспитания.
Памятка «Правила, которые помогут наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину»
- Правила (ограничения, требования и запреты) – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье;
- Хорошо, если правил (ограничений, требований и запретов) не слишком много и они не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка.
- Все ограничения, требования усваиваются при условии их согласованного предъявления всеми членами семьи.
- Важно придерживаться в предъявлении запретов дружелюбного тона, а не повелительного.
- Обращаясь к ограничениям, запретам, важно пользоваться системой взаимных уступок – принципиальность уместна менее всего.
- Правила (ограничения, требования, запреты) согласуются взрослыми между собой.
Важно помнить, что правила существуют не только для ребенка, но и для всей семьи.
Памятка «Семейные правила воспитания детей»
- Пример всегда более показателен, чем слова
Дети всегда перенимают стиль поведения родителей, стиль взаимоотношений между папой и мамой, на улице, с друзьями, в магазине. Если папа или мама, предположим, хамят в магазине, то, как бы часто не звучали слова о том, что это делать нехорошо, дети будут хамить.
- Последовательное воспитание
Если что-то запрещается, то это запрещается всегда, независимо от настроения родителей, от того - больны или здоровы. Причем правила не должны быть спущены ребенку сверху: их обязательно необходимо проговорить с ребенком и договориться соблюдать.
- Гласность и свобода
Пусть каждый член вашей семьи, как бы мал он ни был, мог сказать все, что он думает и не только по поводу радужных моментов, но и тех проблем, которые он испытывает сам или видит в семье.
- Уважение ко всем членам семьи
Учите ребенка обращать внимание на свои чувства, настроения, желания, работу и нужды. Учите его уважать и ваши права на свободное время. Родители также достойны любви и заботы, как и дети.
- Конструктивный подход к проблемам
Учите детей не только высказывать свое недовольство, критику и т.п., но и стараться дать совет или предложить свое разрешение проблемы.
Помните! Дети учатся тому, что видят в жизни
Несколько основных правил, которые нельзя нарушать родителям,
если для них важнее не собственные принципы,
а интересы ребенка.
1. Никогда не выясняйте отношения при ребенке.
2. Не допускайте при детях высказываний, которые могут подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: "Ты плохой отец, это из-за тебя..."
3. Обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге: "Это плоды твоего воспитания" - могут вызвать в ребенке чувство вины, способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому от них лучше отказаться.
4. Если вы очень сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии, расскажите о своих чувствах и, уединившись, постарайтесь успокоиться. Все переговоры, все решения должны приниматься только в уравновешенном состоянии
5. Лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу
6. Стол переговоров - оптимальный способ понять друг друга и выработать единую линию воспитания
7. Педагогический ликбез - книги и журналы по педагогике и психологии - могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания
8. Не бойтесь обращаться к специалистам, если в вашей семье возникли проблемы. Многолетний опыт и объективный взгляд специалиста поможет вам найти неожиданный выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми
9. Помните, что залог эффективного воспитания ребенка - это любовь к нему, заинтересованность в нем и согласие между всеми членами семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг: "Правила жизни моего ребёнка"
Повышение родительской компетентности в понимании потребностей ребёнка младшего дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ребёнка....
Тренинг для родителей: «Полезные и бесполезные правила жизни моего ребёнка в семье»
Повышение родительской компетентности, понимание природы, внутренних переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ре...
Психологический тренинг для родителей "Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка в семье"
Консультация для родителей...
Тренинг для родителей "Полезные и бесполезные правила жизни моего ребёнка в семье"
Повышение родительской компетентности....
Тренинг для родителей "Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка в семье"
Только в дошкольном возрасте каждый ребёнок чувствует себя повелителем джинов и волшебников, т.е. нас родителей, которые могут, и в его понимании должны, сделать для него всё. Ребёнок думает, что роди...
Тренинг для родителей «Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка в семье»
Тренинг для родителей «Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка в семье»...
Тренинг для родителей «Полезные и бесполезные правила жизни моего ребёнка в семье»
Цель: Повышение родительской компетентности, понимание природы, внутренних переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глаз...