Проект "Рисуем музыку"
проект (подготовительная группа)

Педагогический проект развития, с целью использования интеграции видов искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._proekt_risuem_muzyku.doc85 КБ
Файл fotootchet.docx1022.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Рисуем музыку» для подготовительной к школе группы.

Информационная карта.

1. Учреждение: МАДОУ ДСКН №4; 2016 гг.

2. Название программы: «Рисуем музыку»;

3. Ф.И.О., должность ведущего: Голубь Оксана Степановна, музыкальный руководитель;

4. Тип программы: художественно – эстетическая;

5. Направление деятельности: формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;

6.  Продолжительность освоения программы: 1 год (1 раз в неделю - с октября по май);

7. Программа составлена на основании интересов детей, по запросу воспитателей;

8. Форма организации занятий: групповая;

9. Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, листы бумаги с начерченными квадратами со стороной 14 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, педагогические эскизы; Проекции репродукций художников;

10. Продолжительность занятий: дети 6 - 7 лет - 30 мин.

Пояснительная записка.

С введением ФГОС появляется образовательная область «Художественно – эстетическое воспитание», объединившая разные виды деятельности детей в этом направлении. Есть много общего, что роднит 3 вида искусства: музыка, живопись, поэзия. Они могут отражать действительность одномерно: музыка динамична, живопись статична. Зато они дополняют друг друга. Поэзия прекрасно расскажет о впечатлениях, полученных от созерцания картин и слушания музыки. Таким образом, достигается диалектическое единство. Объединение разных видов художественной деятельности способствует наиболее глубокому и тонкому восприятию и пониманию специфики каждого вида искусства.

Наиболее эффективное воздействие данным методом может быть достигнуто через проведение специально разработанной интегрированной образовательной деятельности.

   Основной принцип построения программы - пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополнительность двух видов искусств на занятиях. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Мы говорим о формировании способности к цветоэмоциональному реагированию на музыку у старших дошкольников; дети как будто "рисуют портреты музыки с натуры".

   Программа составлена на основе программы по воспитанию детей дошкольного возраста « Детство» (А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская) и методических рекомендаций О.А.Куревиной «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста». Новизна программы в необычной форме организации образовательной деятельности (интегрирование в образовательную деятельность разных видов художественно - эстетической деятельности, включая изобразительную).

Соответствие ФГОС

Соответствуя требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предъявляемым к гибкости и вариативности образовательных программ системы дошкольного образования, программа учитывает главный принцип интеграции образовательных областей.

Программа отвечает важнейшим принципам ФГОС, предусматривающим:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

- творческую организацию занятий, с использованием различных форм игры.

Цель программы:

приобщение к культурным ценностях, формирование представлений о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, литература) и их выразительных средствах.

Задачи программы:

  • формировать навыки восприятия произведений

различных видов искусства;

  • стимулировать творческую активность;
  • развивать воображение и ассоциативное  мышление;
  • формировать эстетический вкус на высокохудожественных образцах мировой культуры;
  • развивать речь, словарный запас.

Ожидаемый результат.

  • ребёнок будет способен более тонко и глубоко чувствовать и понимать выдающиеся произведения живописи и музыкального искусства, рассуждать о произведении;
  • выражать музыкальный образ в рисунке, танцевальной импровизации;
  • будет обогащен музыкальный кругозор ребенка.

Методы воспитательно-образовательной деятельности

Наглядные приемы

Словесные приемы

Практические приемы

Выразительный показ педагогом

Иллюстрации, фотографии, видео

Воспроизведение  музыки с помощью ТСО, исполнительский показ

Эмоциональный рассказ

Художественное слово

Поощрение творческих проявлений детей

Объяснение

Беседа

Игра

Импровизация

Метод пластического интонирования (передача характера музыки в движении).

10. Создание материально – технических условий проведения образовательной деятельности

музыкальный центр, ИКТ – проектор, ноутбук;

материал для воспроизведения аудиотека, видеотека, мультимедийные презентации;

атрибуты для занятий;

музыкально – дидактические игры, пособия.

Возраст детей, организация образовательной деятельности.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся с октября по май. Основная форма работы с детьми – образовательная деятельность (далее – ОД), которая проводится один раз в неделю в вечернее время. Первая часть занятия проводится в музыкальном зале, вторая часть - в группах, с оборудованными рабочими местами для изо - деятельности.

Образовательная деятельность условно делится на следующие части:

1. Восприятие различных видов искусства (музыка, изобразительное искусство, литература) и беседа об их выразительных средствах. - 7-10 минут

2. Творческое выражение детьми своих музыкальных и поэтических впечатлений и впечатлений, полученных от восприятия произведений живописи:

  • в пластических этюдах;
  • танцевальных импровизациях. - 3-5 минут

3. Изобразительная деятельность (свободное рисование по заданной теме)-15-20 минут.

Календарно-тематический план

1. Октябрь

Музей.

Дать представление о

создании произведения

искусства и о его

восприятии человеком.

«Создание произведений искусства».

2. Октябрь

«Мир ЦВЕТА».

Занятие посвящено ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций. Основной целью блока является развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознанию цвета как самостоятельного выразительного средства.  

3. Октябрь.

Настроение человека в искусстве.

«Зал настроения». Дать представление о значении настроения человека, изображенного в произведениях искусства различных видов: в литературе, музыке, живописи.

Дать понятие ладового своеобразия музыкальных произведений. Учить воспринимать мажорное и минорное трезвучия. Познакомить с творчеством В.А.Моцарта.

4.Октябрь.

Слово – лад – колорит.

А.Вивальди. «Осень»

Познакомить детей с основами восприятия произведений различных видов искусства.

Закрепить понимание ладового своеобразия в музыке (мажор, минор).

Прослушивание музыкальных произведений просмотр репродукций, чтение стихов и рисование по теме «Времена года . Осень.»

*

1. Ноябрь.

Настроение природы в искусстве.

«Зал настроения». Познакомить детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, музыки,

живописи.

Показать ладовую зависимость и выразительность интонации в передачи настроения в музыке.

2 Ноябрь.

«Русская пляска», «Русская национальная одежда» в произведениях русских композиторов и художников.

Учить определять настроение в произведениях различных видов искусства.

Подобрать музыку соответствующую настроению картины. Учить словесному описанию музыкального лада. Свободное рисование по теме «Русская национальная одежда» или «Ярмарка».

3. Ноябрь.

 «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, н.Римского-Корсакого.

Дать представление о соотношении по высоте в произведениях искусства: звуковой - в музыке, литературе, пространственный - в живописи.

На примере отрывка «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакого учить различать звуки низкого, среднего, высокого регистра, слышать их в звучании симфонического оркестра. Свободное рисование по мотивам сказки.

4. Ноябрь.

Э.Григ. «Пер Гюнт». «Утро».

Закрепить представления детей о звуковых контрастах.

Подводить детей к определению звучания окружающей природы. Познакомить с музыкальным обозначением силы звучания: форте, пиано, меццо форте. Свободное рисование по мотивам сказки.

1. Декабрь.

Звонко – глухо.

Познакомить детей с яркими цветовыми и звуковыми контрастами в произведениях искусства разных видов.

Воспринимать на слух музыкально-звуковые контрасты звучания певческого голоса.

2. Декабрь.

«Композиторы смеются».

Познакомить детей с яркими цветовыми и звуковыми контрастами в произведениях искусства разных видов. И.С. Бах «Фуга ля-минор» и «Шутка».

3. Декабрь.

Быстро - медленно.

Закрепить у детей представление о видах движения и его изображения в различных видах искусства.

Познакомить детей с музыкой и движениями классических бальных танцев

4. Декабрь.

Играем сказку.

Учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно импровизируя в театре смешанного типа.

Познакомить детей с музыкальными образами из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица».

1.Январь.

Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Расширять музыкальный кругозор по теме произведений П.И. Чайковского

Познакомить с образцами живописи, декораций к сказке Гофмана.

2. Январь.

Зима в произведениях выдающихся композиторов и художников.

Сравнить несколько музыкальных произведений ,репродукций на одну и ту же тему.

Прослушивание музыкальных произведений просмотр репродукций, чтение стихов и рисование по теме «Времена года. Зима».

3-4. Январь.

Линия - мелодия - движение.

Учить воспринимать возможности передачи движения в живописи, в скульптуре, в архитектуре, в музыке.

Учить детей зрительно воспринимать высотное соотнесение мелодии.

Познакомить со стилем «классицизм» в музыке.

1. Февраль.

Ритм в жизни и в искусстве.

Закрепление понятия «ритм» через особенности его построения, сочетание повторов, чередований, пауз в жизни и искусстве.

Закрепление понятия «ритм» через особенности его построения, сочетание повторов, чередований, пауз в жизни и искусстве.

2. Февраль.

Масленица пришла!

Расширить знания о празднике Масленицы.

Воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре. Слушать пьесу П.И.Чайковского «Февраль.Масленица». Свободное рисование по данной теме.

3. Февраль.

Часть и целое.

Зал композиций. Познакомить детей с основами композиционного построения произведений различных видов искусства.

Дать понимание музыкальной фразы в музыкальном произведении.

Учить воспринимать часть и целое в произведении искусства.

4. Февраль.

Ансамбль.

Познакомить детей с понятием «ансамбль», его назначением, разнообразными формами составления.

Познакомить с названиями построения и исполнения в музыке. Показать возможности исполнения в ансамбле.

1. Март.

С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка»

Развитие творческого воображения через танцевальную импровизацию, рисование на тему «Весна»

Прослушивание музыкальных произведений просмотр репродукций, чтение стихов и рисование по теме «Времена года Весна.»

2. Март.

.П.И.Чайковский. «Времена года»

Развитие творческого воображения через танцевальную импровизацию, рисование на тему «Весна»

Прослушивание музыкальных произведений просмотр репродукций, чтение стихов и рисование по теме «Времена года Весна.»

3. Март.

Поиграй!

Закреплять полученные знания в игровой форме. Развивать у детей творческую инициативу.

Знакомить детей с фольклорной игрой «Дедушка Сысой», «Бай,качи»

4. Март.

Мир народных образов.

Продолжать знакомство с истоками народной культуры. Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия.

Приобщать к народной культуре и образцам народного искусства (Что такое хоровод?). Прослушивание музыкальных произведений просмотр репродукций, чтение стихов и рисование по теме «Весенние забавы».

1. Апрель.

Фантазия и образ.

Учить детей воспринимать и различать вымысел и действительность в произведениях искусства.

Развивать воображение детей. Выделять в произведениях образ произведения и образы деталей.

2. Апрель.

Ассоциации.

Показать связь между различными ощущениями, воспоминаниями, представлениями при восприятии художественного образа.

Учить детей соотносить музыкальный образ с явлениями действительности.

3. Апрель.

Образ – восприятие.

Показать детям роль воображения в восприятии художественного образа.

Учить ассоциировать себя с определенным сценическим персонажем и самовыражаться через театральные импровизации.

4. Апрель.

Художественная мастерская.

Учить детей самостоятельно составлять композиции из природного материала, придавая им целевую направленность.

Украшение интерьера, изготовление подарка.

1. Май.

Партитура.

Познакомить детей с особенностями строгого выстраивания главных и второстепенных деталей композиции в произведениях различных видов искусства.

Учить воспринимать на слух композиционное построение музыкального произведения. Слышать, узнавать и называть инструменты оркестра, исполняющие музыкальное произведение. Познакомить с понятием «партитура», и особенностями ее написания и звучания.

2. Май.

«Путешествие по галерее».

Познакомить детей с особенностями разных направлений живописи .

Побуждать интерес детей к посещению различных выставок, экспозиций изобразительного искусства.

3. Май.

Всё что мы узнали.

Повторение. Обобщить и закрепить знания детей полученных на занятиях по синтезу искусства.

Поощрять фантазию, творческие проявления в сочинениях собственных песен.

Использованная литература:

1.Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» Изд. « Просвещение" 1981 г.

2.А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская « ОО Музыка», методический комплект программы « Детство»

3.О.А.Куревина « Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста»

4.И.В.Штанько « Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход.»




Предварительный просмотр:

Баба Яга.jpg

Щелкунчик 2.jpg

Чиполлино.jpg

о царе Салтане 2.jpgКолобок.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)

Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....