Проект "Рисуем музыку"
проект (подготовительная группа)
Педагогический проект развития, с целью использования интеграции видов искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._proekt_risuem_muzyku.doc | 85 КБ |
fotootchet.docx | 1022.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Рисуем музыку» для подготовительной к школе группы.
Информационная карта.
1. Учреждение: МАДОУ ДСКН №4; 2016 гг.
2. Название программы: «Рисуем музыку»;
3. Ф.И.О., должность ведущего: Голубь Оксана Степановна, музыкальный руководитель;
4. Тип программы: художественно – эстетическая;
5. Направление деятельности: формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;
6. Продолжительность освоения программы: 1 год (1 раз в неделю - с октября по май);
7. Программа составлена на основании интересов детей, по запросу воспитателей;
8. Форма организации занятий: групповая;
9. Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, листы бумаги с начерченными квадратами со стороной 14 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, педагогические эскизы; Проекции репродукций художников;
10. Продолжительность занятий: дети 6 - 7 лет - 30 мин.
Пояснительная записка.
С введением ФГОС появляется образовательная область «Художественно – эстетическое воспитание», объединившая разные виды деятельности детей в этом направлении. Есть много общего, что роднит 3 вида искусства: музыка, живопись, поэзия. Они могут отражать действительность одномерно: музыка динамична, живопись статична. Зато они дополняют друг друга. Поэзия прекрасно расскажет о впечатлениях, полученных от созерцания картин и слушания музыки. Таким образом, достигается диалектическое единство. Объединение разных видов художественной деятельности способствует наиболее глубокому и тонкому восприятию и пониманию специфики каждого вида искусства.
Наиболее эффективное воздействие данным методом может быть достигнуто через проведение специально разработанной интегрированной образовательной деятельности.
Основной принцип построения программы - пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополнительность двух видов искусств на занятиях. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Мы говорим о формировании способности к цветоэмоциональному реагированию на музыку у старших дошкольников; дети как будто "рисуют портреты музыки с натуры".
Программа составлена на основе программы по воспитанию детей дошкольного возраста « Детство» (А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская) и методических рекомендаций О.А.Куревиной «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста». Новизна программы в необычной форме организации образовательной деятельности (интегрирование в образовательную деятельность разных видов художественно - эстетической деятельности, включая изобразительную).
Соответствие ФГОС
Соответствуя требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предъявляемым к гибкости и вариативности образовательных программ системы дошкольного образования, программа учитывает главный принцип интеграции образовательных областей.
Программа отвечает важнейшим принципам ФГОС, предусматривающим:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- творческую организацию занятий, с использованием различных форм игры.
Цель программы:
приобщение к культурным ценностях, формирование представлений о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, литература) и их выразительных средствах.
Задачи программы:
- формировать навыки восприятия произведений
различных видов искусства;
- стимулировать творческую активность;
- развивать воображение и ассоциативное мышление;
- формировать эстетический вкус на высокохудожественных образцах мировой культуры;
- развивать речь, словарный запас.
Ожидаемый результат.
- ребёнок будет способен более тонко и глубоко чувствовать и понимать выдающиеся произведения живописи и музыкального искусства, рассуждать о произведении;
- выражать музыкальный образ в рисунке, танцевальной импровизации;
- будет обогащен музыкальный кругозор ребенка.
Методы воспитательно-образовательной деятельности
Наглядные приемы
Словесные приемы
Практические приемы
Выразительный показ педагогом
Иллюстрации, фотографии, видео
Воспроизведение музыки с помощью ТСО, исполнительский показ
Эмоциональный рассказ
Художественное слово
Поощрение творческих проявлений детей
Объяснение
Беседа
Игра
Импровизация
Метод пластического интонирования (передача характера музыки в движении).
10. Создание материально – технических условий проведения образовательной деятельности
музыкальный центр, ИКТ – проектор, ноутбук;
материал для воспроизведения аудиотека, видеотека, мультимедийные презентации;
атрибуты для занятий;
музыкально – дидактические игры, пособия.
Возраст детей, организация образовательной деятельности.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся с октября по май. Основная форма работы с детьми – образовательная деятельность (далее – ОД), которая проводится один раз в неделю в вечернее время. Первая часть занятия проводится в музыкальном зале, вторая часть - в группах, с оборудованными рабочими местами для изо - деятельности.
Образовательная деятельность условно делится на следующие части:
1. Восприятие различных видов искусства (музыка, изобразительное искусство, литература) и беседа об их выразительных средствах. - 7-10 минут
2. Творческое выражение детьми своих музыкальных и поэтических впечатлений и впечатлений, полученных от восприятия произведений живописи:
- в пластических этюдах;
- танцевальных импровизациях. - 3-5 минут
3. Изобразительная деятельность (свободное рисование по заданной теме)-15-20 минут.
Календарно-тематический план
1. Октябрь
Музей.
Дать представление о
создании произведения
искусства и о его
восприятии человеком.
«Создание произведений искусства».
2. Октябрь
«Мир ЦВЕТА».
Занятие посвящено ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций. Основной целью блока является развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознанию цвета как самостоятельного выразительного средства.
3. Октябрь.
Настроение человека в искусстве.
«Зал настроения». Дать представление о значении настроения человека, изображенного в произведениях искусства различных видов: в литературе, музыке, живописи.
Дать понятие ладового своеобразия музыкальных произведений. Учить воспринимать мажорное и минорное трезвучия. Познакомить с творчеством В.А.Моцарта.
4.Октябрь.
Слово – лад – колорит.
А.Вивальди. «Осень»
Познакомить детей с основами восприятия произведений различных видов искусства.
Закрепить понимание ладового своеобразия в музыке (мажор, минор).
Прослушивание музыкальных произведений просмотр репродукций, чтение стихов и рисование по теме «Времена года . Осень.»
*
1. Ноябрь.
Настроение природы в искусстве.
«Зал настроения». Познакомить детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, музыки,
живописи.
Показать ладовую зависимость и выразительность интонации в передачи настроения в музыке.
2 Ноябрь.
«Русская пляска», «Русская национальная одежда» в произведениях русских композиторов и художников.
Учить определять настроение в произведениях различных видов искусства.
Подобрать музыку соответствующую настроению картины. Учить словесному описанию музыкального лада. Свободное рисование по теме «Русская национальная одежда» или «Ярмарка».
3. Ноябрь.
«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, н.Римского-Корсакого.
Дать представление о соотношении по высоте в произведениях искусства: звуковой - в музыке, литературе, пространственный - в живописи.
На примере отрывка «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакого учить различать звуки низкого, среднего, высокого регистра, слышать их в звучании симфонического оркестра. Свободное рисование по мотивам сказки.
4. Ноябрь.
Э.Григ. «Пер Гюнт». «Утро».
Закрепить представления детей о звуковых контрастах.
Подводить детей к определению звучания окружающей природы. Познакомить с музыкальным обозначением силы звучания: форте, пиано, меццо форте. Свободное рисование по мотивам сказки.
1. Декабрь.
Звонко – глухо.
Познакомить детей с яркими цветовыми и звуковыми контрастами в произведениях искусства разных видов.
Воспринимать на слух музыкально-звуковые контрасты звучания певческого голоса.
2. Декабрь.
«Композиторы смеются».
Познакомить детей с яркими цветовыми и звуковыми контрастами в произведениях искусства разных видов. И.С. Бах «Фуга ля-минор» и «Шутка».
3. Декабрь.
Быстро - медленно.
Закрепить у детей представление о видах движения и его изображения в различных видах искусства.
Познакомить детей с музыкой и движениями классических бальных танцев
4. Декабрь.
Играем сказку.
Учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно импровизируя в театре смешанного типа.
Познакомить детей с музыкальными образами из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица».
1.Январь.
Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского
Расширять музыкальный кругозор по теме произведений П.И. Чайковского
Познакомить с образцами живописи, декораций к сказке Гофмана.
2. Январь.
Зима в произведениях выдающихся композиторов и художников.
Сравнить несколько музыкальных произведений ,репродукций на одну и ту же тему.
Прослушивание музыкальных произведений просмотр репродукций, чтение стихов и рисование по теме «Времена года. Зима».
3-4. Январь.
Линия - мелодия - движение.
Учить воспринимать возможности передачи движения в живописи, в скульптуре, в архитектуре, в музыке.
Учить детей зрительно воспринимать высотное соотнесение мелодии.
Познакомить со стилем «классицизм» в музыке.
1. Февраль.
Ритм в жизни и в искусстве.
Закрепление понятия «ритм» через особенности его построения, сочетание повторов, чередований, пауз в жизни и искусстве.
Закрепление понятия «ритм» через особенности его построения, сочетание повторов, чередований, пауз в жизни и искусстве.
2. Февраль.
Масленица пришла!
Расширить знания о празднике Масленицы.
Воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре. Слушать пьесу П.И.Чайковского «Февраль.Масленица». Свободное рисование по данной теме.
3. Февраль.
Часть и целое.
Зал композиций. Познакомить детей с основами композиционного построения произведений различных видов искусства.
Дать понимание музыкальной фразы в музыкальном произведении.
Учить воспринимать часть и целое в произведении искусства.
4. Февраль.
Ансамбль.
Познакомить детей с понятием «ансамбль», его назначением, разнообразными формами составления.
Познакомить с названиями построения и исполнения в музыке. Показать возможности исполнения в ансамбле.
1. Март.
С.Прокофьев. Фея Весны из балета «Золушка»
Развитие творческого воображения через танцевальную импровизацию, рисование на тему «Весна»
Прослушивание музыкальных произведений просмотр репродукций, чтение стихов и рисование по теме «Времена года Весна.»
2. Март.
.П.И.Чайковский. «Времена года»
Развитие творческого воображения через танцевальную импровизацию, рисование на тему «Весна»
Прослушивание музыкальных произведений просмотр репродукций, чтение стихов и рисование по теме «Времена года Весна.»
3. Март.
Поиграй!
Закреплять полученные знания в игровой форме. Развивать у детей творческую инициативу.
Знакомить детей с фольклорной игрой «Дедушка Сысой», «Бай,качи»
4. Март.
Мир народных образов.
Продолжать знакомство с истоками народной культуры. Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия.
Приобщать к народной культуре и образцам народного искусства (Что такое хоровод?). Прослушивание музыкальных произведений просмотр репродукций, чтение стихов и рисование по теме «Весенние забавы».
1. Апрель.
Фантазия и образ.
Учить детей воспринимать и различать вымысел и действительность в произведениях искусства.
Развивать воображение детей. Выделять в произведениях образ произведения и образы деталей.
2. Апрель.
Ассоциации.
Показать связь между различными ощущениями, воспоминаниями, представлениями при восприятии художественного образа.
Учить детей соотносить музыкальный образ с явлениями действительности.
3. Апрель.
Образ – восприятие.
Показать детям роль воображения в восприятии художественного образа.
Учить ассоциировать себя с определенным сценическим персонажем и самовыражаться через театральные импровизации.
4. Апрель.
Художественная мастерская.
Учить детей самостоятельно составлять композиции из природного материала, придавая им целевую направленность.
Украшение интерьера, изготовление подарка.
1. Май.
Партитура.
Познакомить детей с особенностями строгого выстраивания главных и второстепенных деталей композиции в произведениях различных видов искусства.
Учить воспринимать на слух композиционное построение музыкального произведения. Слышать, узнавать и называть инструменты оркестра, исполняющие музыкальное произведение. Познакомить с понятием «партитура», и особенностями ее написания и звучания.
2. Май.
«Путешествие по галерее».
Познакомить детей с особенностями разных направлений живописи .
Побуждать интерес детей к посещению различных выставок, экспозиций изобразительного искусства.
3. Май.
Всё что мы узнали.
Повторение. Обобщить и закрепить знания детей полученных на занятиях по синтезу искусства.
Поощрять фантазию, творческие проявления в сочинениях собственных песен.
Использованная литература:
1.Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» Изд. « Просвещение" 1981 г.
2.А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская « ОО Музыка», методический комплект программы « Детство»
3.О.А.Куревина « Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста»
4.И.В.Штанько « Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход.»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
Открытое занятие по музыке "Музыка весны"
Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия - интегрированное, вид - исследовательское...
Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"
Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....
Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"
Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...
"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)
Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...
«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки
Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....
Праздник осени Цели: Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера • Развивать чувство ритма • Эстетического восприятие средствами музыки • Продолжать формировать певческие и танцевальные навыки • Учить передавать смену характера музыки
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26385735","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...