"В гости к Хозяюшке"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая рыбка»
Конспект занятия по познавательному
развитию в старшей группе
«В гости к Хозяюшке».
Разработала:
воспитатель высшей квалификационной
категории Назарычева Т.П.
г. Нижний Новгород
2015 г.
Цель: развивать у детей любовь к Родине через формирование знаний о хлебе, как одном из величайших богатств нашей страны, через знакомство с жизнью и бытом русского народа.
Задачи:
- формировать у детей представление о родной стране;
- обогащать словарь детей народными поговорками, пословицами о Родине, о хлебе;
- закреплять знания детей об этапах производства хлеба, его пользе и ценности;
- знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, самовар, сито, ложка, горшок, ухват);
- приобщать детей к народным традициям, воспитывать исконно русские качества: гостеприимство, радушие, хлебосольство;
- развивать любознательность, коммуникативные умения;
- воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.
Средства:
Мультимедийное оборудование.
Видеоролик «с чего начинается родина?» (сл.м. Матусовского, муз. В. Баснера).
Модель «дерево народной мудрости».
Схемы – алгоритмы «путешествие колоска».
Муляж «хлеб».
Предметы старинного русского быта (печь, самовар, сито, ложка, горшок, ухват).
Каравай на рушнике.
Лента для хороводной игры.
Угощение для детей (хлеб, пироги, пряники, баранки и др.).
Способы:
Художественное слово, вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей, беседы, напоминания, поощрения.
Просмотр видеоролика «с чего начинается родина?», рассматривание предметов старинного русского быта.
Подбор пословиц и поговорок для модели «дерево народной мудрости», составление схем – алгоритмов «путешествие колоска».
Дидактическая игра «расскажи о хлебе», игровая ситуация «в гости к хозяюшке», хороводная игра «ленточка».
Рефлексияю
Индивидуально-дифференцированный подход:
Кирилл С. и Дани Р. составляют схемы-алгоритмы «Путешествие колоска» из пяти карточек (остальные дети - из семи карточек);
Вадик Н. и Люба В. читают пословицы (другие дети составляют пословицы при помощи картинок);
Ксюша Ш. – ведущая роль хозяюшки.
Предварительная работа:
Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе, о Родине.
Рассматривание репродукций картин «Хлеб» Т. А. Яблонской, «Уборка хлеба» В. Д. Божко, серии иллюстраций о хлебе, о последовательности его изготовления.
Беседа о жизни русского народа, о его традициях и обычаях.
Разучивание хороводной игры «Ленточка».
Разучивание русских народных загадок с Ксюшей.
Экскурсия на пищеблок детского сада.
Фоторепортаж семьи Саковых на тему «Откуда хлеб пришел».
Ход деятельности
Видеоролик «С чего начинается Родина?».
В: О чем поется в песне?
Д: О Родине.
В: Сегодня мы поговорим о Родине, о хлебе, побываем в гостях у Хозяюшки. Ребята, а что для вас Родина?
Д: Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город, это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад, это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека, это земля, где трудились наши предки.
В: «Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
В: Родина – это страна, в которой мы живем. Как она называется?
Д: Россия.
В: Россия – ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
В: В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине, о хлебе? Составьте и расскажите пословицы и поговорки с помощью картинок, а Вадик и Люба прочитайте нам.
Дети составляют пословицы и поговорки по картинкам. Вадик и Люба читают пословицы.
В: Молодцы! Много знаете пословиц! Наша Родина начинается с земли матушки, с колоска на хлебном поле. Посмотрите, какая красота перед нами! Что вы видите? (На экране хлебное поле).
Д: Хлебные поля, растут колоски пшеницы, ржи и т. д.
В: Ребята, а какой путь должен пройти колос, чтобы появиться хлебом у нас на столе? «Пройдите» этот путь по картинкам на нашем хлебном поле.
Дети выстраивают «путь колоска». (Парочками).
В: Вадик и Мирра, расскажите, с чего начал свой путь колосок?
Дети рассказывают, другие дети проверяют.
В: Кира и Илюша, а какой путь у вас прошел колосок?
Дети рассказывают, другие дети проверяют и т. д.
В: Молодцы! Ваш колосок правильно прошел путь!
Вот и появился у нас на столе ХЛЕБ.
В: Для чего нам нужен хлеб? Почему он так важен для нас?
Д: В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение, хлеб придает нам силу, мы растем и т. д.
В: Я хочу вам передать хлебушек из рук в руки, а каждый из вас назовет, какой он «хлеб».
Дидактическая игра «Расскажи о хлебе» (Подбор определений к существительному хлеб. Дети стоят в кругу, передают по кругу хлеб и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный и др.).
В: Хлеб – это наше богатство, один из главных продуктов питания в России.
Сегодня я хочу вам рассказать о такой русской традиции, как хлебосольство. Это слово произносят, когда хотят показать своё гостеприимство, то есть когда человек готов поделиться всем, что есть у него в доме. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.
Хозяюшка Ксюша встречает возле русской избы гостей с хлебом-солью.
Хозяюшка: Мы гостей встречаем
Круглым караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным ручником.
Здравствуйте, гости дорогие! Гость на пороге – Хозяюшке радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. А я вам загадаю загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает.
Д: Печь.
В: Для чего нужна была печь?
Д: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали дети и старики, сушили одежду. Печь это сердце дома.
В: Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает топить печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Д: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
В: Хозяюшка, загадай нам еще загадку.
Хозяюшка: Выпускает жаркий пар
Древний чайник…
Д: Самовар.
В: Что можете о самоваре рассказать?
Д: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.
В: Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Послушаем Хозяюшку.
Хозяюшка: Новая посудина,
А вся в дырках.
Д: Сито. Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось пышным и мягким.
В: Хозяюшка, загадай нам еще загадку.
Хозяюшка: Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.
Д: Ложка.
В: Что мы знаем о ложке?
Д: В семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.
В: Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Хозяюшка, есть у тебя еще загадки?
Хозяюшка: Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?
Д: Горшок.
В: Он незаменим был в хозяйстве. Как же можно было достать из печки горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Хозяюшка: Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет?
Д: Ухват. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горшок из печки.
В: Вот какие у нас ребята, Хозяюшка, все загадки отгадали. А ещё, ребята, раньше люди любили играть, хороводы водить:
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод.
Игра ждет нас у ворот.
Игра с лентой (под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
Стал он друга выбирать
Стал он друга выбирать
Кому ленточку отдать
Поклонись, поклонись
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку,
потому что ты самая добрая” и др.
Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют.
Дети останавливаются
Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
После игры Хозяюшка приглашает детей за стол.
Хозяюшка: Я вас приглашаю за стол сесть. Ребята, понравилось вам у меня в гостях?
В: А что вам больше всего запомнилось? Что было интересным? В какую игру вы хотели бы поиграть в группе?
Ответы детей: Слушали песню «С чего начинается Родина?», составляли пословицы по картинкам, выстраивали путь колоска «От зернышка до хлеба», были в гостях у Хозяюшки, слушали и отгадывали загадки.
Хозяюшка: Я вас угощаю хлебом вкусным, пирогами, пряниками, баранками. Чай наливайте, угощение получайте. Да меня не забывайте, в гости приходите, меня навещайте.
После занятия дети пьют чай с угощениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "В гостях у Хозяюшки"
занятие по развитию речи в 1младшей группеЦель:развивать у детей интерес к народному творчеству:песням, потешкам, прибауткам;закреплять знания детьми фольклорных произведений и т.д....
Открытое занятие в группе раннего возраста "В гостях у Хозяюшки"
В материале предоставлен сценарий занятия в группе раннего возраста по теме "Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателя и детей"...
Конспект комплексного занятия по развитию речи во II младшей группе « В гостях у Хозяюшки»
Открытое занятие по развитию речи с использованием игр-драматизаций, основанных на элементах устного народного творчества....
Конспект открытого мероприятия "В гости к хозяюшке" в кружке "Бабушкины посиделки"
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуре; знакомство с народными играми, хороводами; закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать мелкую моторику рук....
Приобщение детей к народному творчеству(средняя группа) по теме:" В гости к Хозяюшке"
Занятие по приобщению детей среднего возраста к народному творчеству....
"В гостях у хозяюшки"
1.Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. 2.Способствовать расширению знаний детей о самоваре ,о традициях чаепития в ст...
комплексное занятие "В гости к хозяюшке"
Тема: «В гости к хозяюшке» Содержание: Знакомство с потешками про кота. Проведение игры - «Кот Васька»Цель:i Познакомить детей с устным народным творчеством. I Помочь детям понять содержани...