"В гости к Хозяюшке"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Назарычева Татьяна Петровна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая рыбка»

Конспект занятия по познавательному

развитию в старшей группе

«В гости к Хозяюшке».

 

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной

 категории Назарычева Т.П.

г. Нижний Новгород

2015 г.

Цель:        развивать у детей любовь к Родине через формирование знаний о хлебе, как одном из величайших богатств нашей страны, через знакомство с жизнью и бытом русского народа.

Задачи:

  • формировать у детей представление о родной стране;
  • обогащать словарь детей народными поговорками, пословицами о Родине, о хлебе;
  •  закреплять знания детей об этапах производства хлеба, его пользе и ценности;
  • знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, самовар, сито, ложка, горшок, ухват);
  • приобщать детей к народным традициям, воспитывать исконно русские качества: гостеприимство, радушие,  хлебосольство;
  • развивать любознательность, коммуникативные умения;
  • воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.

Средства:

Мультимедийное оборудование.

Видеоролик «с чего начинается родина?» (сл.м. Матусовского, муз. В. Баснера).

Модель «дерево  народной мудрости».

Схемы – алгоритмы «путешествие колоска».

Муляж «хлеб».

Предметы старинного русского быта (печь, самовар, сито, ложка, горшок, ухват).

Каравай на рушнике.

Лента для хороводной игры.

Угощение  для детей (хлеб, пироги, пряники, баранки и др.).

Способы:

Художественное слово, вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей, беседы, напоминания, поощрения.

Просмотр видеоролика «с чего начинается родина?», рассматривание предметов старинного русского быта.

Подбор пословиц и поговорок для модели «дерево народной мудрости», составление схем – алгоритмов «путешествие колоска».

Дидактическая игра «расскажи о хлебе»,  игровая ситуация «в гости к хозяюшке», хороводная игра «ленточка».

Рефлексияю

Индивидуально-дифференцированный подход: 

Кирилл С. и Дани Р.  составляют схемы-алгоритмы «Путешествие колоска» из пяти карточек (остальные дети - из семи карточек);

Вадик Н. и Люба В. читают пословицы (другие дети составляют пословицы при помощи картинок);

Ксюша Ш. – ведущая роль хозяюшки.

Предварительная работа:

Знакомство с пословицами  и поговорками о хлебе, о Родине.

Рассматривание репродукций картин «Хлеб» Т. А. Яблонской, «Уборка хлеба» В. Д. Божко, серии иллюстраций  о хлебе, о последовательности его изготовления.

Беседа о жизни русского народа, о его традициях и обычаях.

Разучивание хороводной игры «Ленточка».

Разучивание русских народных загадок с Ксюшей.

Экскурсия на пищеблок детского сада.

Фоторепортаж семьи Саковых на тему «Откуда хлеб пришел».

Ход деятельности

Видеоролик  «С чего начинается Родина?».

В:        О чем поется в песне?

Д:        О Родине.

В:         Сегодня мы поговорим о Родине, о хлебе, побываем в гостях у Хозяюшки. Ребята, а что для вас Родина?

Д:        Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город, это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад, это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека, это земля, где трудились наши предки.

В:        «Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

В:        Родина – это страна, в которой мы живем. Как она называется?

Д:        Россия.

В:        Россия – ты великая держава!

Твои просторы бесконечно велики,

На все века ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути! 

В:        В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине, о хлебе? Составьте и расскажите пословицы и поговорки с помощью картинок, а Вадик и Люба прочитайте нам.

Дети  составляют пословицы и поговорки по картинкам. Вадик и Люба читают пословицы.

В:        Молодцы! Много знаете пословиц! Наша Родина начинается с земли матушки, с колоска на  хлебном поле. Посмотрите, какая красота перед нами! Что вы видите? (На экране хлебное поле). 

Д:        Хлебные  поля, растут колоски пшеницы, ржи и т. д.

В:        Ребята, а какой путь должен пройти колос, чтобы появиться хлебом у нас на столе? «Пройдите» этот путь по картинкам на нашем хлебном поле.

Дети выстраивают «путь колоска». (Парочками).

В:        Вадик и Мирра, расскажите, с чего начал свой путь колосок?

Дети рассказывают, другие дети проверяют.

В:        Кира и Илюша, а какой путь у вас прошел колосок?

Дети рассказывают, другие дети проверяют и  т. д.

В:        Молодцы! Ваш колосок правильно прошел путь!

Вот и появился у нас на столе ХЛЕБ.

В:        Для чего нам нужен хлеб? Почему он так важен для нас?

Д:        В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение, хлеб придает нам силу, мы растем и т. д.

В:        Я хочу вам передать хлебушек из рук в руки, а каждый из вас назовет, какой он «хлеб».

Дидактическая игра  «Расскажи о хлебе» (Подбор определений к существительному хлеб. Дети стоят в кругу, передают по кругу хлеб и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный и др.).

В:        Хлеб – это наше богатство, один из главных продуктов питания в России.

Сегодня я хочу вам рассказать о такой русской традиции, как хлебосольство. Это слово произносят, когда хотят показать своё гостеприимство, то есть когда человек готов поделиться всем, что есть у него в доме. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

Хозяюшка Ксюша встречает возле русской избы гостей с хлебом-солью.

Хозяюшка:        Мы гостей встречаем

Круглым караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным ручником.

Здравствуйте, гости дорогие! Гость на пороге – Хозяюшке радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. А я вам загадаю загадку:

                        Летом спит,

                        Зимой горит,

                        Рот открывает,

                        Что дают – глотает.

Д:        Печь.

В:        Для чего нужна была печь?

Д:        Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали дети и старики, сушили одежду. Печь это сердце дома.

В:        Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает топить печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Д:        В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

В:        Хозяюшка, загадай нам еще загадку.

Хозяюшка:        Выпускает жаркий пар

                        Древний чайник…

Д:        Самовар.

В:        Что можете о самоваре рассказать?

Д:        За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.

В:        Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Послушаем Хозяюшку.

Хозяюшка:        Новая посудина,

                        А вся в дырках.

Д:        Сито. Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось пышным и мягким.

В:        Хозяюшка, загадай нам еще загадку.

Хозяюшка:        Всех кормлю с охотою,

                        А сама безротая.

Д:        Ложка.

В:        Что мы знаем о ложке?

Д:        В семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.

В:        Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит». Хозяюшка, есть у тебя еще загадки?

Хозяюшка:                Что хозяйка в печку ставит,

                        Кто из вас, ребята, знает?

Д:        Горшок.

В:        Он незаменим был в хозяйстве. Как же можно было достать из печки горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Хозяюшка:                Не бык, а бодает,

                        Не ест, а еду хватает,

                        Что схватит – отдает,

                        А сам в угол идет?

Д:        Ухват. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горшок из печки.

В:        Вот какие у нас ребята, Хозяюшка, все загадки отгадали. А ещё, ребята, раньше люди любили играть, хороводы водить:

Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод.

Игра ждет нас у ворот.

Игра с лентой (под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять

Стал он друга выбирать
Стал он друга выбирать
Кому ленточку отдать
Поклонись, поклонись
Да за ленточку держись.

Ваня:                 “Дарю тебе ленточку,

потому что ты самая добрая” и др.

Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют.

Дети останавливаются

Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

После игры Хозяюшка приглашает детей за стол.

Хозяюшка:        Я вас приглашаю за стол сесть. Ребята, понравилось вам у меня в гостях?

В:        А что вам больше всего запомнилось? Что было интересным? В какую игру вы хотели бы поиграть в группе?

Ответы детей:        Слушали песню «С чего начинается Родина?», составляли пословицы по картинкам, выстраивали путь колоска «От зернышка до хлеба», были в гостях у Хозяюшки, слушали и отгадывали загадки.

Хозяюшка:        Я вас угощаю хлебом вкусным, пирогами, пряниками, баранками. Чай наливайте, угощение получайте. Да меня не забывайте, в гости приходите, меня навещайте.

После занятия дети пьют чай с угощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "В гостях у Хозяюшки"

занятие по развитию речи в 1младшей группеЦель:развивать у детей интерес к народному творчеству:песням, потешкам, прибауткам;закреплять знания детьми фольклорных произведений и т.д....

Открытое занятие в группе раннего возраста "В гостях у Хозяюшки"

В материале предоставлен сценарий занятия в группе раннего возраста по теме "Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателя и детей"...

Конспект комплексного занятия по развитию речи во II младшей группе « В гостях у Хозяюшки»

Открытое занятие по развитию речи с использованием игр-драматизаций, основанных на элементах устного народного творчества....

Конспект открытого мероприятия "В гости к хозяюшке" в кружке "Бабушкины посиделки"

Цель: Приобщение детей к истокам  русской народной культуре; знакомство с народными играми, хороводами; закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать мелкую моторику рук....

Приобщение детей к народному творчеству(средняя группа) по теме:" В гости к Хозяюшке"

Занятие по приобщению детей среднего возраста к народному творчеству....

"В гостях у хозяюшки"

1.Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. 2.Способствовать расширению знаний детей о самоваре ,о традициях чаепития в ст...

комплексное занятие "В гости к хозяюшке"

Тема: «В гости к хозяюшке» Содержание: Знакомство с потешками про кота. Проведение игры - «Кот Васька»Цель:i Познакомить детей с устным народным творчеством. I  Помочь детям понять содержани...