Программа по духовно-нравственному развитию дошкольников
материал (старшая группа) на тему
Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_d-n.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие. (Никола Себастиан Шамфор)
Аннотация.
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Данная программа даёт возможность создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к духовно – нравственным ценностям.
Пояснительная записка.
Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна), трудолюбии , о бережном отношению к природе, о важности и ценности морального и физического здоровья
Духовно – нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Важнейшей работой в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Особое место в духовно – нравственном воспитании дошкольников православное воспитание. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время когда идет поиск духовного возражения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно - нравственные компоненты в содержании образования.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели
Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимодействия человека с самого раннего детства с миром, его этическое и эстетическое развитие, формирование гражданской позиции, патриотическую и личную ориентацию, эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие.
Сотрудничество с семьей- одна из главных задач нравственно – духовного воспитания дошкольника.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повысит компетентность педагогов, детей , родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Цель программы: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Задачи:
- расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).
- развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения
- воспитывать гуманную, толерантную, духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
- воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории
- ориентировать на семью на духовно- нравственное воспитание, ознакомление родителей с основами православной педагогике и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Отличительной особенностью программы:
Направленность на развитие личности ребенка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста, направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов детей, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире
Направленность на духовно – нравственное воспитание:
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания нравственности и духовности ребенка отводится семье, как первому наставнику ребёнка.
Технологичность программы:
Осуществление целенаправленного воспитательного процесса и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.
Программа реализуется дошкольным образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями детей, с другими субъектами социализации
Тип программы: образовательная.
Программа по своей направленности является светской (участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может стать священник )и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.
Программа составлена с учетом меж предметных связей по областям:
•познавательное развитие: непрерывная образовательная деятельность наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.
•социально – коммуникативное развитие: дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев, труд.
•художественное – эстетическое: произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер – классы. используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры).
•речевое развитие : произведения познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.
•физическое развитие: подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5 до 7лет. Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с сентября по май, один раз в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности25-30 минут. В ходе занятий реализуется основной принцип образования принцип соблюдения триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник детского сада, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
• в содержании и построении непосредственно образовательной деятельности;
• в способах организации совместной деятельности взрослых и детей, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
• в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности детей;
• в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
• в личном примере детям.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни дошкольников осуществляется на основе следующих принципов:
• нравственного примера педагога – нравственность воспитателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к детям, коллегам;
• принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного развития в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
• педагогический : отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого ребенка, предоставление им возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
• культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
• краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
• принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества.
• принцип результативности: предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты, игры.
• принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания детей на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей оцениваются в рамках мониторинга, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов детского сада); анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тесты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей, наблюдения за детьми педагогом. Оценка и развитие этих и других личностных результатов образовательной деятельности детей осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ребенка.
В ходе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки воспитанников, обеспечивающей развитие нравственных качеств личности вне учебной деятельности.
Условия реализации программы:
- Групповая комната - светлая, просторная, отвечающая требованиям СанПин.
- Игровые пособия для знакомства детей с историей и бытом нашего народа, флорой и фауной России, Тамбовской области.
- Дидактические игры «Моя семья», «Животные нашего леса», альбомы «Времена года», «Семья», «Птицы, животные и растения нашего края», «Об этом знает каждый», «Счастливое детство», «Профессии», «Моя родная Тамбовщина», «Скотный двор», «Что было до…», «Народные костюмы Тамбовщины», «Угадай, чей костюм», «Чей флаг», «Что лишнее»; игротека народных игр
- Фотогалереи «Золотые купола Троицкого собора», «Москва – столица России» «Моя семья» «Достопримечательности г. Моршанска», стенд «Символы России, Моршанска»
- Учебно-методический материал по духовно-нравственному воспитанию: методическая литература,
- Сборники потешек, песен, стихов, скороговорок и поговорок,
- Библиотека художественных произведений русских классиков, местных поэтов, серии картин «Кем быть», «Нам нужен мир», «Наша Родина», «Российская армия», «Детям о хлебе», «Наша квартира», «Великий учитель - природа», «Потешки»,
- Настольные театры по русским народным сказкам, наборы сюжетных картинок, знакомящие дошкольников с народными традициями
- Альбом по тематике «Космос», «Транспорт», «Флора и фауна нашего края».
- Иллюстрации национальных костюмов, декоративные изделия народного творчества, репродукции картин русских художников
- Игротека подвижных и дидактических народных игр,
- Картотека детской художественной литературы.
- Патриотический уголок.
- Альбом «Православные праздники»
- Музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | «Мир твоей души» | «Кто я» «Каким я хочу быть» | 2 | 1 | 1 |
2. | «Мир прекрасное творение» | «Живая и неживая природа» «Наша планета – наш дом» «Неизведанный космос» «Времена года» | 8 | 4 | 4 |
3. | «Добро и зло» | «Добро и зло» | |||
4. | «В здоровом теле – здоровый дух» | ||||
5. | «Край в котором я живу | ||||
6. | «Труд и порядок» | ||||
7. | «Я гражданин своей страны» | ||||
8. | «Моя семья» | ||||
Итого |
Содержание программы
Тема: «Кто я»
Тема: «Живая и неживая природа»
Теория: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Практика: Дидактические игры: «Животные нашего леса», «Птицы, животные и растения нашего края», чтение художественных произведений из цикла «Великий учитель – природа».
Тема: «Наша планета – наш дом»
Теория: ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности. Учить видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы
Практика: Дидактическая игра «Это знает каждый», рассматривание репродукций картин русских художников.
Педагогический проект: «Чистый мир».
Тема: «Неизведанный космос»
Теория: элементарные представления о роли знаний, науки, ценностное отношение к труду, трудовым и научным достижениям России и человечества
Практика: Альбом по тематике «Космос», просмотр мультфильма «Занимательные уроки Р. Саакаянца «Астрономия для маленьких».
Тема: «Времена года»
Теория: дать элементарные представления о народном календаре.
Практика: Альбом «Православные праздники», песни. стихи, пословицы, поговорки о временах года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников
Программа по развитию духовно - нравственности в детском саду...
Программа по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Лучик"
Программа по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Лучик" составлена на основе примерной программы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников для дошкольных образователь...
Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...
Программа по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников "Дорога добра"
Воспитание дтей без духовно-нравственной основы неполноценно,более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно...
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...
Рабочая программа дополнительного образования в ОО "Социально-коммуникативное развитие" на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников "Гармония"
laquo;Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»Л. Н. Толстой.«В человеке, которого ...
Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию дошкольников
Приобщение дошкольников и родителей к основам духовно-нравственного развития и воспитания по программе "Социокультурные истоки"...