Программа по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников "Дорога добра"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Воспитание дтей без духовно-нравственной основы неполноценно,более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитиии ребенка - питании его души. Программа приобщает детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрывает духовную одаренность ребенка и его личностных дарований, формирует гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duh-nravs_vospitaniya_beketova_o.b.docx | 141.84 КБ |
prilozhenie_beketova_o._b.docx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большетарховская ОСШ» дошкольная группа
Программа по духовно-нравственному воспитанию
младших дошкольников «Дорога добра»
Автор: воспитатель первой квалификационной категории Бекетова Ольга Борисовна
С. Большетархово, 2017г.
Оглавление
- Оглавление …………………………………………………………………2
- Паспорт программы…………………………………………………………3
- Пояснительная записка ……………………………………………………. 4
- Цели и задачи программы………………………………………………..6
- Формы, методы и приёмы по духовно-нравственному воспитанию… 9
- Направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе…………………………….10
- Учебно-тематический план……………………………………………..11
- Содержание программы:
- Календарно – тематическое планирование работы с детьми ………..12
- Ожидаемые результаты освоения программы……………………………..13
- Мониторинг освоения детьми программного материала ……………….. 18
- Список литературы ………………………………………………………....46
2. Паспорт программы
Наименование программы | Программа по духовно-нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста. |
Основание для разработки программы | Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребенка - питании его души. Программа приобщает детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрывает духовную одаренность ребенка и его личностных дарований, формирует гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу. |
Заказчик программы | Директор Столповских Светлана Васильевна |
Организация исполнитель | МБОУ «Большетарховская ОСШ» дошкольная группа |
Целевая группа | Группа общеразвивающей направленности для детей 2- 4-го года жизни |
Составитель программы | Бекетова Ольга Борисовна, воспитатель первой категории |
Цель программы | Формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций у детей младшего дошкольного возраста. |
Задачи | - приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - формировать у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; - воспитывать взаимопомощь, верность, дружелюбие и трудолюбие; - развивать элементарные знания о правах человека; - развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений; - формировать у родителей (законных представителей) представления о формах и традициях семейного уклада основами православия. |
Ожидаемые результаты | Наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире. |
Срок реализации программы | 2017 – 2019гг. |
3. Пояснительная записка
« Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Их завтрашний уровень духовно-нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Душа человеческая «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердца их способны воспринимать значительно больше, чем считают их родители. «Бог утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф. 11гл. 25стих)
Что мы имеем в виду под нравственно-духовным воспитанием? Это прежде всего любовь к ближнему, к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребенка - питании его души.
Актуальность данной программы заключается в том, что она приобщает детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрывает духовную одаренность ребенка и его личностных дарований, формирует гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу. Таким образом, данная программа способствует выполнению и реализации задач по духовно- нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе занятий и в самостоятельной деятельности воспитанников. Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию ориентирована на обучение детей в возрасте от 2 до 4 лет и рассчитана на 2 года.
При разработке рабочей программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2015.
3.1 Цели и задачи программы
Цель программы: Формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций у детей младшего дошкольного возраста.
В ходе её достижений решаются следующие задачи:
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формировать у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
- воспитывать взаимопомощь, верность, дружелюбие и трудолюбие;
- развивать элементарные знания о правах человека;
- развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
- формировать у родителей (законных представителей) представления о формах и традициях семейного уклада основами православия.
- Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
- Духовный ориентир: построение жизни и поступков на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори добро»);
- Гуманистический принцип: формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание, (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближнему).
- Природосообразность: по Я. К. Каменскому - Человек от природы полон жизни, любит движение и деятельность и нуждается только в благоразумном водительстве…надо только направить человека так, чтобы беспорядочные инстинкты не вывели его за пределы должного… (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
- Культуросообразность: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
- Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность.
С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими; взрослыми и сверстниками.
Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения, где ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, проявляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Наиболее важными моментами в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников являются: формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практики надлежащего поведения.
3.2 Формы, методы и приёмы по духовно-нравственному воспитанию
1.Познавательная деятельность – (чтение художественной литературы, сказок, фольклор).
2. Продуктивная деятельность – (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков).
3. Нравственная деятельность - (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями).
4.Творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы).
5. Совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).
6. Театрально игровая деятельность (инсценирование песен и сказок).
Формы и методы по реализации основных задач программы
- Проведение православных праздников;
- «Уроки доброты»;
- Беседа, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
- Организация выставок и Мини-музея (совместная деятельность детей и родителей);
- Рассматривание иллюстраций в книгах и картин;
- Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;
- Целевые прогулки в природу;
- Просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.
3.3Направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе
- Духовно-образовательное (занятие, беседы, устные поручения).
- Воспитательно-оздоровительные (праздники, игры подвижные назидательные и ролевые, целевые прогулки).
- Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиокассет).
- Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
3.4 Учебно-тематический план
Работа по духовно-нравственному воспитанию строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.3049-13.
Программа «Дорога добра» предусматривает организованную образовательную деятельность, продолжительность которой зависит от возрастных особенностей детей.
Группы ДОУ | Количество ОД в месяц | Количество ОД в год | Продолжительность ОД |
2 ранняя группа От 2 до3 лет | 4 | 36 | 5-10 мин. |
Младшая группы От 3до 4 лет | 4 | 36 | 10- 15мин. |
4.Содержание программы
4.1Календарно – тематическое планирование работы с детьми
Неделя № | Занятие № | Тема занятия | Совместная деятельность педагогов с детьми | Работа с родителями | |
Игровая деятельность | Беседы, ознакомление с художественной литературой | ||||
Сентябрь | |||||
1 | 1 | Хорошо у нас в саду | Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», Д/и «Кому, что подойдет» Рус. нар. игра «Как у бабушки Маланьи» | Беседа: « В детский сад пришла я с мамой» Экскурсия по ДОУ (знакомство с сотрудниками и их трудом). | Практическая консультация для родителей «У каждого человека своё имя». |
2 | 2 | Как мы весело играем | |||
3 | 3 | Есть у солнышка друзья | |||
4 | 4 | Подарки для друзей (продуктивная деятельность) | |||
Октябрь | |||||
5 | 1 | Красивая осень | Д/и «Во саду ли в огороде». Рус. нар. игра «Капуста» | Беседа «Православные праздники» Развлечение: Игра-загадка «Постарайся отгадать» | Экскурсия по улице, где расположен детский сад. |
6 | 2 | Разноцветный ковёр (прод. деят.) | |||
7 | 3 | Подарки осени | |||
8 | 4 | Развлечение «Осень золотая» | |||
Ноябрь | |||||
9 | 1 | Мама, папа, я - семья | Сюжетно-ролевые игры «Семья», Игра «Ласковые слова». Рус. нар. игра «Колечко» | Беседа «Моя семья», «Мои братья и сестры», Выходной день в нашей семье» | Развлечение «Вечер шуток и загадок». Рассматривание семейного фотоальбома. |
10 | 2 | Наш семейный альбом | |||
11 | 3 | Вместе с бабушкой и дедушкой | |||
12 | 4 | Развлечение «День матери» | |||
Декабрь | |||||
13 | 1 | Кто живёт в моём дворе | Д/и « Домашние и дикие животные», Д/и «Сложи картинку». Рус. нар. игра «У медведя во бору» | Чтение стихотворений о животных и птицах | Консультация «Духовно-нравственное воспитание ребёнка». Совместная подготовка воспитателей и родителей к новогоднему празднику. |
14 | 2 | Лесные жители | |||
15 | 3 | Как мы помогаем животным и птицам | |||
16 | 4 | Праздник «Новый год» | |||
Январь | |||||
17 | 1 | Рождество Христово (Продук.деят. «Рождественский вертеп») | Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» Д/И«Собери картинку». Рус. нар. игра «У медведя во бору» | Беседа «Колядки», чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций «Рождество Христово», «Крещение Господне» | Выпуск памяток для родителей «Поиграй с ребенком» |
18 | 2 | Крещение Господне | |||
19 | 3 | Зимние забавы | |||
20 | 4 | Сказочные деревья | |||
Февраль | |||||
21 | 1 | Русские богатыри | Д/и «Что любит делать папа» Рус. нар. игра «Гори ясно» | Стихи для папы «Мы мужчины» Рассматривание альбома с фотографиями пап воспитанников «Я с папой» Чтение рус. нар. сказок о подвигах русских богатырей. | Игры- забавы с папой. Просмотр презентации: «Служу Отчизне» |
22 | 2 | Мой папа хороший | |||
23 | 3 | Подарки для папы | |||
24 | 4 | Спортивный праздник «Бравые солдаты» | |||
Март | |||||
25 | 1 | Кто вас дети больше любит | « Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», Дидактическая игра «Профессии» | Чтение стихотворений о маме и бабушке Беседа: «Как я помогаю маме» | Праздник посвященный Женскому дню. Оформление стенда «Я и мама» |
26 | 2 | Цветочки для мамы (прод.деят.) | |||
27 | 3 | Праздник «Всё для мамы» | |||
28 | 4 | Я и мама | |||
Апрель | |||||
29 | 1 | Пасха (Прод. деят. «Пасхальное яйцо») | Д/И «Назови правильно». Игры с конструктором «Наше село». Рус. нар. игра «Золото» | Чтение рассказов и сказок местных писателей. Беседа « Как нам транспорт помогает» Наблюдение за светофором. | Оформление выставки «Моё любимоё село» |
30 | 2 | Моё любимое село | |||
31 | 3 | Село в котором мы живём | |||
32 | 4 | Улицы и дома в которых мы живём (прод. деят) | |||
Май | |||||
33 | 1 | Наша Родина –Россия | Д/И «Флаг России». Рус. нар. игра «Здравствуй дедушка Прокоп!» | Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций «День победы» | Совместное посещение родителей и детей «Аллеи Славы» |
34 | 2 | Дружные ребята | |||
35 | 3 | Мой любимец | |||
36 | 4 | «Пусть всегда будет солнце | |||
Итого | 36 занятий |
5.Ожидаемые результаты освоения программы
1. Наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.
2. Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности в соответствии с духовно-нравственными ценностями (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, договариваться, обмениваться, распределять действия, применять усвоенные правила).
3.Развитие способностей управлять своим поведением и планировать действия (имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно).
4.Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать (задавать вопросы взрослым, способность самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращаться за помощью).
Система оценки результатов освоения программы
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
Ее результатами могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы, где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.
Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы:
-беседы;
- наблюдение;
- анализ продуктов детской деятельности;
- диагностическая ситуация.
В рамках программы «Дорога добра» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.
Взяв за основу параметры «От рождения до школы» под редакции Н.А.ВЕРАКСЫ, был разработан критериальный аппарат для диагностики дошкольников, и оформлены таблицы для удобства отслеживания особенностей развития и достижения каждого воспитанника, и оптимизации работы с подгруппой детей.
6.Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг детского развития (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень приближения ребёнка к целевым ориентирам и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка.
7.Список литературы
- Веракса Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/901764917
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/obr-dok.html
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Татаринова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание 2004 №5, с13-17.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние художественной литературы на духовно-нравственное развитие личности младшего дошкольника
Отчет по самообразованию...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников
Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, се...