"Планирование регионального компонента в образовательной программе ДОУ"
статья по теме

Брюханцева Екатерина Владимировна

Выступление на Методическом объединении

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование регионального компонента в образовательной программе ДО. Автор: Брюханцева Е. В. МКДОУ – детский сад «Ромашка» Каменский район с. Луговое

Слайд 2

В пояснительной записке образовательной программы ДОУ могут быть представлены : — задачи образования, специфичные для данной территории; — тенденции развития региональной системы образования; — особенности развития образования с учетом национального и социального состава населения, культурных традиций окружающей среды.

Слайд 3

В содержательном разделе образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, все формы, способы, методы и средства реализации регионального содержания разрабатываются обязательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Задачи конкретизируются по образовательным областям развития воспитанников и интегрируются во все виды детской деятельности.

Слайд 4

Цель регионального компонента- всестороннее развитие и позитивная социализация личности ребёнка в природных, социальных и культурных условиях региона.

Слайд 5

задачи: способствовать формированию первоначальных представлений о родном крае; познакомить детей с особенностями и традициями своего края; формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях; познакомить с именами знаменитых земляков; сформировать знания о живой и неживой природе края; заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Слайд 6

При проектирование регионального компонента в образовательной программе ДОУ важно учитывать: социальный заказ общества на интеграцию личности ребенка в национальную и мировую культуру; специфику реализации регионального содержания в дошкольном образовании; применение принципов учета этнокультурной ситуации, гуманизации , историзма, комплексности и интегративности в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.

Слайд 7

Планирование регионального компонента Природно-климатические особенности родного края. Национально-культурные и исторические особенности края . Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Символика края.

Слайд 8

Реализация регионального компонента в детском саду: 1 ) специально организованная непрерывно образовательная деятельность; 2) совместная деятельность воспитателя с детьми; 3) самостоятельная деятельность детей; 4 ) взаимодействие с семьями воспитанников.

Слайд 9

Специально организованная непрерывно образовательная деятельность

Слайд 11

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Слайд 12

я

Слайд 13

Широкая масленица

Слайд 14

Первое мая

Слайд 15

Бессмертный полк

Слайд 16

Самостоятельная деятельность детей

Слайд 18

Взаимодействие с семьями воспитанников: образовательные проекты; консультации; семинары-практикумы; мастер-классы; создание папок- передвижек, буклетов, газет; родительские собрания (деловые игры, круглые столы, КВН); подготовка и проведение совместных праздников, развлечений.

Слайд 22

Организация развивающей предметно-пространственной среды оформление отдельных помещений под народные избы или музеи, которые формируют у воспитанников познавательное отношение к жизни, культуре, быту своих предков, интерес к истории ремесел.

Слайд 23

Материально-техническое обеспечение: натуральные объекты ( объекты растительного и животного мира, реальные предметы быта; объёмные изображения (муляжи овощей, фруктов ); плоскостная наглядность (картины, серии картин); предметно-схематические модели (календарь природы); художественные средства (произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства этносов региона); детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная по ознакомлению с родным краем); произведения национальной культуры (народные песни, фольклор, костюмы и пр.); игрушки (сюжетные, образные, дидактические, ).

Слайд 24

Методы и средства реализации регионального компонента: игра; чтение; мастерская; экспериментирование и исследования; проект; викторины и конкурсы; ИКТ.

Слайд 25

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Планирование регионального компонента в образовательной программе ДО

1слайд

Региональный компонент дошкольного образования определяется как комплекс демографических, исторических и культурных структурных элементов, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в образовательном процессе ДОУ.

2 слайд

В связи с этим, в пояснительной записке образовательной программы могут быть представлены:
— задачи образования, специфичные для данной территории;
— тенденции развития региональной системы образования;
— особенности развития образования с учетом национального и социального состава населения, культурных традиций окружающей среды.

3 слайд

В содержательном разделе образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, все формы, способы, методы и средства реализации регионального содержания разрабатываются обязательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Задачи конкретизируются по образовательным областям развития воспитанников и интегрируются во все виды детской деятельности.

4 слайд

Цель реализации регионального компонента — всестороннее развитие и позитивная социализация личности ребенка в природных, социальных и культурных условиях региона.

5 слайд
Региональный компонент является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих  задач:

  • Способствовать формированию первоначальных представлений о  родном крае;
  • Познакомить детей с особенностями и традициями своего края;
  • Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;
  • Познакомить с именами знаменитых земляков;
  • Сформировать знания о живой и неживой природе края;
  • Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

6 слайд

При проектировании регионального компонента в образовательной программе ДОУ важно учитывать следующие положения: 
— социальный заказ общества на интеграцию личности ребенка в национальную и мировую культуру;
— специфику реализации регионального содержания в дошкольном образовании;
— применение принципов учета этнокультурной ситуации, гуманизации, историзма, комплексности и интегративности в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.

7 слайд

Планирование содержания идет в следующих направлениях:

1. Природно-климатические особенности родного края.

В этом блоке дети знакомятся с  природой своего края.

   Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии,  целевые прогулки,  наблюдения.

2. Национально-культурные и исторические особенности края.

Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном селе. Дошкольники знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают русскую национальную одежду, обувь. В старших дошкольных группах дети получают представления о том, кто такие предки, что означают их фамилии. Дети посещают достопримечательные места в селе.  Знакомятся с памятниками культуры, архитектуры и искусства региона на основе слайдов и фотографий.

3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.

Дети получают сведения о современных солдатах-односельчанах, проходящих срочную службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству, защищать Родину.  

Узнают о Ветеранах и тружениках села. Дошкольники получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время . Традиционно перед празднованием 9 мая дети возлагают букеты с цветами к подножию монументов, готовят  концертные номера .

4. Символика края.

Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом Алтайского края. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.

8 слайд

Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми:

1)специально организованная непрерывно  образовательная деятельность;

2)совместная деятельность воспитателя с детьми;

3)самостоятельная деятельность детей;

4) взаимодействие с семьями воспитанников

9 слайд

Специально организованная непрерывно образовательная деятельность

10 слайд

Краеведческий материал о событиях местной истории и культуры

11 слайд

Совместной деятельности детей и воспитателя:

12 слайд

  • Проектная деятельность. Так в нашем детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Дом,в котором я живу», «Русская матрёшка», «Путешествие по родному краю», «День Победы – светлый праздник».

13 слайд 

  • Привлечение детей к участию в праздниках села, народных праздниках.( Широкая масленица, день Победы, 1 мая и др)

14 слайд

  Содержание знаний о родном крае  можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка.  Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

15 слайд

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских,

16 слайд

 но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района.

17 слайд

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Проектируя региональный компонент  в образовательной программе ДОУ, следует обратить внимание на различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия по региональному компоненту  – объединение усилий дошкольной организации и семьи по приобщению ребенка к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа.

Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах ознакомления дошкольников с историей и культурой своего края могут использоваться разные формы работы:

18 слайд

 образовательные проекты, консультации для родителей, семинары-практикумы, мастер-классы по изготовлению национальных игрушек и поделок, родительские конференции.
Рекомендуется создание папок-передвижек, буклетов, газет, библиотеки специальной литературы по региональному содержанию, библиотеки народных игр и др.

19 слайд

 Родительские собрания желательно проводить в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др.

20 слайд
Непосредственному вовлечению родителей в совместную деятельность способствуют реализация 
образовательных проектов по региональному содержанию, подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, походы, издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.

21 слайд

К особенностям организации развивающей предметно-пространственной среды можно отнести оформление отдельных помещений под народные избы или музеи, которые формируют у воспитанников познавательное отношение к жизни, культуре, быту своих предков, интерес к истории ремесел. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, формирования социокультурной принадлежности. Предметы, прежде всего, — это носители культурно-исторического опыта, способствующие формированию целостной картины мира.

22 слайд

При проектировании организационного раздела образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, описываются материально-техническое обеспечение регионального содержания, методические материалы, средства обучения и воспитания; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В 
материально-техническое обеспечение, отражающее региональное содержание входят:
— натуральные объекты (объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты) быта; объёмные изображения (муляжи овощей, фруктов и др.);
— плоскостная наглядность (картины, серии картин), предметные картинки, фотографии; предметно-схематические модели (календарь природы и др.);
— художественные средства (произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства этносов региона);
— детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная по ознакомлению с родным краем); произведения национальной культуры (народные песни, фольклор, костюмы и пр.);
— игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки-забавы).

23 слайд

 Методы и средства реализации регионального содержания имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Вариативные формы реализации регионального компонента:
Игра — основная форма реализации регионального содержания при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности воспитанников. Виды игр: сюжетные народные игры, подвижные народные игры, народные игры с правилами, театрализованная игра (драматизация по народным сказкам), дидактические игры на региональную тематику.
Чтение — форма восприятия художественной литературы, произведений народного (регионального) фольклора. Направлена на развитие познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности.
Мастерская — форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. Рекомендуются мастерские по изготовлению игрушек, предметов народного быта, атрибутов к праздниками и развлечениям.
Экспериментирование и исследования – эффективные формы организации познавательно-исследовательской деятельности на основе региональных природных материалов, опытов с реальными предметами и их свойствами. Направлены на постижение многообразия окружающего мира.
Проект — форма организации продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, которая позволяет ребенку самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать и преобразовывать.
Викторины и конкурсы — своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания регионального характера.

Дошкольное учреждение самостоятельно определяет средства воспитания и развития, тем не менее, особое внимание следует обратить на возможности информационных коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационно-методическое обеспечение в образовательной деятельности современной дошкольной образовательной организации предполагает:
— формирование в дошкольной образовательной организации электронной библиотеки для воспитанников;
— создание банка электронных обучающих программ, дидактических и методических материалов на основе информационно-коммуникационных технологий;
— разработку мультимедийных презентаций для организации образовательного процесса.

В результате такой целенаправленной работы происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс приобщения воспитанников к истории и культуре родного края.

Региональный компонент по своей природе многогранен, он объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие.

24 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в образовательной программе детского сада

Доклад к семинаруРегиональный компонент в образовательной программе детского садаМДОАУ детский сад «Солнышко с. Томское Чиркина Т.В.2014г.Дошкольный возраст – важнейший период становления личнос...

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...

«Нравственно –патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»

Очень важным для воспитания патриотических чувств - исторические знания.Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству...

Мониторинг знаний детей дошкольного возраста «Региональный компонент основной образовательной программы МДОУ ", разработанный творческой группой воспитателей Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №8 города Алушты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты   Мониторинг знаний детей дошкольного возраста«Региональный компонент основной образовательн...

Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного станд...