"Планирование регионального компонента в образовательной программе ДОУ"
статья по теме
Выступление на Методическом объединении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В пояснительной записке образовательной программы ДОУ могут быть представлены : — задачи образования, специфичные для данной территории; — тенденции развития региональной системы образования; — особенности развития образования с учетом национального и социального состава населения, культурных традиций окружающей среды.
В содержательном разделе образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, все формы, способы, методы и средства реализации регионального содержания разрабатываются обязательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Задачи конкретизируются по образовательным областям развития воспитанников и интегрируются во все виды детской деятельности.
Цель регионального компонента- всестороннее развитие и позитивная социализация личности ребёнка в природных, социальных и культурных условиях региона.
задачи: способствовать формированию первоначальных представлений о родном крае; познакомить детей с особенностями и традициями своего края; формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях; познакомить с именами знаменитых земляков; сформировать знания о живой и неживой природе края; заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
При проектирование регионального компонента в образовательной программе ДОУ важно учитывать: социальный заказ общества на интеграцию личности ребенка в национальную и мировую культуру; специфику реализации регионального содержания в дошкольном образовании; применение принципов учета этнокультурной ситуации, гуманизации , историзма, комплексности и интегративности в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Планирование регионального компонента Природно-климатические особенности родного края. Национально-культурные и исторические особенности края . Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Символика края.
Реализация регионального компонента в детском саду: 1 ) специально организованная непрерывно образовательная деятельность; 2) совместная деятельность воспитателя с детьми; 3) самостоятельная деятельность детей; 4 ) взаимодействие с семьями воспитанников.
Специально организованная непрерывно образовательная деятельность
Совместная деятельность воспитателя с детьми
я
Широкая масленица
Первое мая
Бессмертный полк
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с семьями воспитанников: образовательные проекты; консультации; семинары-практикумы; мастер-классы; создание папок- передвижек, буклетов, газет; родительские собрания (деловые игры, круглые столы, КВН); подготовка и проведение совместных праздников, развлечений.
Организация развивающей предметно-пространственной среды оформление отдельных помещений под народные избы или музеи, которые формируют у воспитанников познавательное отношение к жизни, культуре, быту своих предков, интерес к истории ремесел.
Материально-техническое обеспечение: натуральные объекты ( объекты растительного и животного мира, реальные предметы быта; объёмные изображения (муляжи овощей, фруктов ); плоскостная наглядность (картины, серии картин); предметно-схематические модели (календарь природы); художественные средства (произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства этносов региона); детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная по ознакомлению с родным краем); произведения национальной культуры (народные песни, фольклор, костюмы и пр.); игрушки (сюжетные, образные, дидактические, ).
Методы и средства реализации регионального компонента: игра; чтение; мастерская; экспериментирование и исследования; проект; викторины и конкурсы; ИКТ.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Планирование регионального компонента в образовательной программе ДО
1слайд
Региональный компонент дошкольного образования определяется как комплекс демографических, исторических и культурных структурных элементов, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в образовательном процессе ДОУ.
2 слайд
В связи с этим, в пояснительной записке образовательной программы могут быть представлены:
— задачи образования, специфичные для данной территории;
— тенденции развития региональной системы образования;
— особенности развития образования с учетом национального и социального состава населения, культурных традиций окружающей среды.
3 слайд
В содержательном разделе образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, все формы, способы, методы и средства реализации регионального содержания разрабатываются обязательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Задачи конкретизируются по образовательным областям развития воспитанников и интегрируются во все виды детской деятельности.
4 слайд
Цель реализации регионального компонента — всестороннее развитие и позитивная социализация личности ребенка в природных, социальных и культурных условиях региона.
5 слайд
Региональный компонент является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих задач:
- Способствовать формированию первоначальных представлений о родном крае;
- Познакомить детей с особенностями и традициями своего края;
- Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;
- Познакомить с именами знаменитых земляков;
- Сформировать знания о живой и неживой природе края;
- Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
6 слайд
При проектировании регионального компонента в образовательной программе ДОУ важно учитывать следующие положения:
— социальный заказ общества на интеграцию личности ребенка в национальную и мировую культуру;
— специфику реализации регионального содержания в дошкольном образовании;
— применение принципов учета этнокультурной ситуации, гуманизации, историзма, комплексности и интегративности в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
7 слайд
Планирование содержания идет в следующих направлениях:
1. Природно-климатические особенности родного края.
В этом блоке дети знакомятся с природой своего края.
Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
2. Национально-культурные и исторические особенности края.
Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном селе. Дошкольники знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают русскую национальную одежду, обувь. В старших дошкольных группах дети получают представления о том, кто такие предки, что означают их фамилии. Дети посещают достопримечательные места в селе. Знакомятся с памятниками культуры, архитектуры и искусства региона на основе слайдов и фотографий.
3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.
Дети получают сведения о современных солдатах-односельчанах, проходящих срочную службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству, защищать Родину.
Узнают о Ветеранах и тружениках села. Дошкольники получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время . Традиционно перед празднованием 9 мая дети возлагают букеты с цветами к подножию монументов, готовят концертные номера .
4. Символика края.
Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом Алтайского края. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.
8 слайд
Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми:
1)специально организованная непрерывно образовательная деятельность;
2)совместная деятельность воспитателя с детьми;
3)самостоятельная деятельность детей;
4) взаимодействие с семьями воспитанников
9 слайд
Специально организованная непрерывно образовательная деятельность
10 слайд
Краеведческий материал о событиях местной истории и культуры
11 слайд
Совместной деятельности детей и воспитателя:
12 слайд
- Проектная деятельность. Так в нашем детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Дом,в котором я живу», «Русская матрёшка», «Путешествие по родному краю», «День Победы – светлый праздник».
13 слайд
- Привлечение детей к участию в праздниках села, народных праздниках.( Широкая масленица, день Победы, 1 мая и др)
14 слайд
Содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
15 слайд
Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских,
16 слайд
но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района.
17 слайд
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Проектируя региональный компонент в образовательной программе ДОУ, следует обратить внимание на различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия по региональному компоненту – объединение усилий дошкольной организации и семьи по приобщению ребенка к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа.
Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах ознакомления дошкольников с историей и культурой своего края могут использоваться разные формы работы:
18 слайд
образовательные проекты, консультации для родителей, семинары-практикумы, мастер-классы по изготовлению национальных игрушек и поделок, родительские конференции.
Рекомендуется создание папок-передвижек, буклетов, газет, библиотеки специальной литературы по региональному содержанию, библиотеки народных игр и др.
19 слайд
Родительские собрания желательно проводить в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др.
20 слайд
Непосредственному вовлечению родителей в совместную деятельность способствуют реализация образовательных проектов по региональному содержанию, подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, походы, издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.
21 слайд
К особенностям организации развивающей предметно-пространственной среды можно отнести оформление отдельных помещений под народные избы или музеи, которые формируют у воспитанников познавательное отношение к жизни, культуре, быту своих предков, интерес к истории ремесел. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, формирования социокультурной принадлежности. Предметы, прежде всего, — это носители культурно-исторического опыта, способствующие формированию целостной картины мира.
22 слайд
При проектировании организационного раздела образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, описываются материально-техническое обеспечение регионального содержания, методические материалы, средства обучения и воспитания; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В материально-техническое обеспечение, отражающее региональное содержание входят:
— натуральные объекты (объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты) быта; объёмные изображения (муляжи овощей, фруктов и др.);
— плоскостная наглядность (картины, серии картин), предметные картинки, фотографии; предметно-схематические модели (календарь природы и др.);
— художественные средства (произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства этносов региона);
— детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная по ознакомлению с родным краем); произведения национальной культуры (народные песни, фольклор, костюмы и пр.);
— игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки-забавы).
23 слайд
Методы и средства реализации регионального содержания имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Вариативные формы реализации регионального компонента:
Игра — основная форма реализации регионального содержания при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности воспитанников. Виды игр: сюжетные народные игры, подвижные народные игры, народные игры с правилами, театрализованная игра (драматизация по народным сказкам), дидактические игры на региональную тематику.
Чтение — форма восприятия художественной литературы, произведений народного (регионального) фольклора. Направлена на развитие познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности.
Мастерская — форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. Рекомендуются мастерские по изготовлению игрушек, предметов народного быта, атрибутов к праздниками и развлечениям.
Экспериментирование и исследования – эффективные формы организации познавательно-исследовательской деятельности на основе региональных природных материалов, опытов с реальными предметами и их свойствами. Направлены на постижение многообразия окружающего мира.
Проект — форма организации продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, которая позволяет ребенку самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать и преобразовывать.
Викторины и конкурсы — своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания регионального характера.
Дошкольное учреждение самостоятельно определяет средства воспитания и развития, тем не менее, особое внимание следует обратить на возможности информационных коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационно-методическое обеспечение в образовательной деятельности современной дошкольной образовательной организации предполагает:
— формирование в дошкольной образовательной организации электронной библиотеки для воспитанников;
— создание банка электронных обучающих программ, дидактических и методических материалов на основе информационно-коммуникационных технологий;
— разработку мультимедийных презентаций для организации образовательного процесса.
В результате такой целенаправленной работы происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс приобщения воспитанников к истории и культуре родного края.
Региональный компонент по своей природе многогранен, он объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие.
24 слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент в образовательной программе детского сада
Доклад к семинаруРегиональный компонент в образовательной программе детского садаМДОАУ детский сад «Солнышко с. Томское Чиркина Т.В.2014г.Дошкольный возраст – важнейший период становления личнос...
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...
«Нравственно –патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»
Очень важным для воспитания патриотических чувств - исторические знания.Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству...
Мониторинг знаний детей дошкольного возраста «Региональный компонент основной образовательной программы МДОУ ", разработанный творческой группой воспитателей Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №8 города Алушты
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты Мониторинг знаний детей дошкольного возраста«Региональный компонент основной образовательн...
Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного станд...