К вопросу об изучении гендерной воспитанности детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа) по теме
В статье показана актуальность гендерного воспитания на современном этапе, одной из важнейших проблем которого является формирование гендерной идентичности, принятие человеком определений мужественности и женственности, существующих в рамках своей культуры, и формирование гендерной воспитанности. Возможность формирования у детей дошкольного возраста гендерной воспитанности высказывают такие исследователи как Ю.С. Григорьева, Л.В. Градусова, И.Н. Евтушенко, Ю.В. Перлова, Е.А. Конышева и другие. Проанализировав данное понятие в работах современных исследователей, мы определили структуру гендерной воспитанности, включающую когнитивный, эмоциональный, мотивационно-ценностный, поведенческий компоненты. Данные компоненты можно рассматривать как критерии при проведении диагностики. Нами были конкретизированны показатели каждого из выделенных критериев и определен комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированнолсти у детей гендерной воспитанности. В статье представлены результаты диагностики детей 6-7 лет, выделены уровни гендерной воспитанности и дана их характеристика по каждому из выделенных критериев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика гендерной воспитанности | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу об изучении гендерной воспитанности детей 6–7 лет
Задиракина И.С.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
детский сад №201 «Волшебница»
педагог-психолог
г. Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье показана актуальность гендерного воспитания на современном этапе, одной из важнейших проблем которого является формирование гендерной идентичности, принятия человеком определений мужественности и женственности, существующих в рамках своей культуры, и гендерной воспитанности.
Возможность формирования у детей дошкольного возраста гендерной воспитанности высказывают такие исследователи как Ю.С. Григорьева, Л.И. Градусова, И.Н. Евтушенко, Ю.В. Перлова, Е.А. Конышева и др.
Проанализировав данное понятие в работах современных исследователей, мы определили структуру гендерной воспитанности, включающую когнитивный, эмоциональный, мотивационно-ценностный, поведенческий компоненты.
Данные компоненты можно рассматривать как критерии при проведении диагностики. Когнитивный компонент отражает представления ребенка о гендерной культуре определенного общества. Эмоциональный компонент – эмоциональное отношение детей к собственной гендерной принадлежности. Поведенческий компонент – способы поведения и особенности взаимодействия ребенка как представителя определенного пола.
Нами были конкретизированы показатели каждого из выделенных критериев и определен комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности у детей гендерной воспитанности. Представлены результаты диагностики детей 6–7 лет. Выделены уровни гендерной воспитанности и дана их характеристика по каждому из выделенных критериев.
Ключевые слова. Пол, гендер, гендерное воспитание, гендерная воспитанность, гендерная идентичность, компоненты гендерной воспитанности, уровни гендерной воспитанности.
В настоящее время проблемы гендерного воспитания является одной из актуальных в связи с важностью формирования гендерной культуры как части общей культуры субъекта, содержащую гендерную компетентность, гендерную картину мира, специфические ценностные ориентации и модели поведения. Формируемые индивидуально-личностные характеристики личности определяются в связи с освоением стойких, традиционных гендерных стереотипов как устойчивых для данного общества в данный исторический период представлений о различиях между мужчинами и женщинами.
Одной из важнейших проблем гендерного воспитания становится формирование гендерной идентичности как принятие человеком определений мужественности и женственности, существующих в рамках своей культуры.
Гендерные стереотипы усваиваются, начиная с раннего детства в процессе социализации (усвоения господствующих в данной культуре представлений о правильном поведении, распределении возможностей, способностей и обязанностей и т. д.).
В настоящее время некоторые исследователи определяют возможность формирования у детей дошкольного возраста гендерной воспитанности (Ю.С. Григорьева, Л.И. Градусова, И.Н. Евтушенко, Ю.В. Перлова, Е.А. Конышева и др.).
Одной из важнейших проблем гендерного воспитания является формирование гендерной идентичности принятия человеком определений мужественности и женственности, существующих в рамках своей культуры, и гендерной воспитанности.
И.Н. Евтушенко понятие гендерной воспитанности старшего дошкольника определяла, как интегративное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему социальных, личностных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения [1].
Е.А. Конышева пишет о том, что гендерная воспитанность – это интегративное личностное образование, проявляющиеся в единстве когнитивной, эмоционально-чувственной и операционно-деятельностной сферах и обуславливающее поведение человека в соответствии с нормами гендерной культуры [2].
Ю.В. Перлова дает определение гендерной воспитанности с точки зрения единства формирования компонентов, из которых она состоит. По ее мнению, гендерная воспитанность является сложным личностным образованием, которое включаюет знание основ гендерной культуры (когнитивный компонент), потребность в реализации себя как представителя определенного пола (эмоционально-чувственный компонент), способы поведения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с генетически заданной половой принадлежностью и принятыми в социуме нормами гендерной культуры (поведенческий компонент) [3].
Проанализировав имеющиеся исследования по данной проблеме, мы определили структуру гендерной воспитанности, которая включает следующие компоненты, которые можно рассматривать как критерии при проведении диагностики: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-ценностный, поведенческий. Исходя из этой структуры, мы конкретизировали показатели каждого критерия и определили комплекс методик, направленных на выявление уровня сформированности у детей 6-7.
1. Когнитивный компонент отражает представления ребенка о гендерной культуре определенного общества. Показателями диагностики данного критерия являются:
– представления о своей гендерной принадлежности и гендерной принадлежности других людей;
– представления о различных проявлениях мужских и женских особенностей (внешний вид, увлечения, особенности поведения, особенности проявления эмоциональных реакций);
– представления о привлекательных качествах представителей своего и противоположного пола, аргументированное обоснование их ценности;
– представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, относительно своей гендерной принадлежности;
– осознание относительности проявления мужских и женских качеств, в зависимости от различных ситуаций;
– представления о перспективах взросления в соответствие со своей гендерной ролью;
– представления о способах взаимодействия между представителями разного пола с учетом их гендерной принадлежности.
Для изучения данного критерия мы использовали диагностические задания: «Полустандартизированное интервью» (В.Е. Каган), методика половозрастной идентификации – первая часть (Л.Н. Белопольская), «Сюжетные картинки». (модифицированный вариант Р.М. Калининой), «Нарисуй себя».
2. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение детей к собственной гендерной принадлежности. Показателями диагностики данного критерия являются:
– проявление положительного отношения, желания и инициативы к взаимодействию со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола;
– проявление положительного отношения к предметам и видам деятельности, которые традиционно доминируют у людей разного пола, с учетом принятой в обществе гендерной культуры.
Для изучения данного критерия мы разработали вопросы и провели беседу с использованием наглядного материала «Что мне нравится».
3. Мотивационно–ценностный компонент отражает сформированность у детей ценностей и мотивов поведения, обусловленных осознанием значимости собственной гендерной принадлежности и гендерной принадлежности других людей. Показателями диагностики данного критерия являются:
– проявление чувства собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности;
– осознание ценности гендерной принадлежности представителей противоположного пола, уважительное отношение к ним;
– проявление в процессе деятельности стремления к усвоению определенных способов поведения, соответствующих собственной гендерной принадлежности и ориентация на выполнение будущих социальных ролей;
– осознание нравственной ценности поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу;
– осознание нравственной ценности собственного гендерного поведения.
Для изучения данного критерия мы использовали диагностические задания: методика половозрастной идентификации Л.Н. Белопольской, разработанная нами беседа с использованием наглядного материала «Ценности мальчиков и девочек».
4. Поведенческий компонент отражает способы поведения и особенности взаимодействия ребенка как представителя определенного пола. Показателями диагностики данного критерия являются:
– умение выполнять нормы поведения, принятые в обществе, в соответствии со своей гендерной принадлежностью;
– умение устанавливать взаимосвязь между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских качеств, принятых в обществе на основе сложившихся культурных традиций;
– умение осуществлять различные виды деятельности, доминирующие у людей собственного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин и собственную гендерную принадлежность;
– умение выбрать способы взаимодействия с детьми и взрослыми с учетом собственной гендерной принадлежности.
Для изучения данного критерия мы использовали разработанные нами карты наблюдений за сюжетно-ролевой игрой детей 6-7 лет и взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми.
По результатам проведенных диагностических методик были выделены три уровня (высокий, средний, низкий) сформированности гендерной воспитанности у детей 6-7 лет. Представим их характеристику с учетом выделенных показателей по каждому критерию.
Низкий уровень гендерной воспитанности выявлен у 32 % детей, которые характеризуются следующими проявлениями (таблица 1).
Таблица 1 – Характеристика низкого уровня гендерной воспитанности детей 6-7 лет
Критерий | Характеристика |
Когнитивный | Ребенок не может правильно идентифицировать свой пол, не понимает неизменность своей половой принадлежности, может проявлять желание изменить свою половую принадлежность; допускает ошибки в определении своих социальных ролей в прошлом и будущем. Не отображает в рисунке внешние признаки человека, соответствующего ему пола, либо отображает признаки человека противоположного пола, а также не отражает дополнительные детали и аксессуары человека, соответствующего ему пола, либо отображает аксессуары человека противоположного пола; допускает ошибка в распределении положительных и отрицательных нравственных поступков детей, при этом затрудняется в обосновании своего выбора. Путает нормы и правила, принятые в обществе, затрудняется предложить свой вариант поведения в соответствии со своей гендерной принадлежностью, либо делает это с помощью взрослого. |
Мотивационно-ценностный | Ребенок не осознает ценность собственной гендерной принадлежности и гендерной принадлежности других людей. Привлекательным образом является любой образ своего либо противоположного пола. Не называет преимущества своего и противоположного пола, при этом может не понимать важность различий в способах поведения мальчиков и девочек, не назвать их, в том числе и с помощью взрослого. Не осознает важность собственного гендерного поведения с точки зрения гендерной культуры общества. |
Эмоциональный | Ребенок затрудняется определить предпочтения, отражающее его отношение и желание к взаимодействию со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола либо к предметам и видам деятельности людей разного пола. |
Поведенческий | Ребенок не проявляет умение выполнять нормы и правила поведения, принятые в обществе, либо действует не сообразно своей гендерной принадлежности. Выбирает тематику сюжетно-ролевых игр, игрушки и роли не только в соответствии со своим полом, но и с противоположным. Может выполнять игровые действия, строить взаимодействие с детьми и развивать сюжет игры без учета своей гендерной принадлежности. |
Средний уровень гендерной воспитанности выявлен у 53% детей, которые характеризуются следующими проявлениями (таблица 2).
Таблица 2 – Характеристика среднего уровня гендерной воспитанности детей 6-7 лет
Критерий | Характеристика |
Когнитивный | Ребенок правильно идентифицирует свой пол, но допускает ошибки в определении своих социальных ролей в будущем. Понимает неизменность своей половой принадлежности и ее ценность. Затрудняется назвать или называет несколько различий между девочками и мальчиками. Отображает в рисунке несколько внешних признаков, деталей и аксессуаров человека, соответствующего ему пола (особенности телосложения, длинна волос, украшения и т.д.). Правильно распределяет положительные и отрицательные поступки детей, при этом может не обосновать свой выбор. Знает нравственные нормы и правила, принятые в обществе, при этом, может затрудняться в предложении своего варианта поведения в соответствии со своей гендерной принадлежностью, либо делает это с помощью взрослого. |
Мотивационно-ценностный | Ребенок осознает ценность собственной гендерной принадлежности и гендерной принадлежности других людей, самостоятельно или с помощью взрослого называет несколько преимуществ своего и противоположного пола, при этом понимает различия в способах поведения мальчиков и девочек, но не может самостоятельно назвать их без помощи взрослого. Не всегда осознает важность собственного гендерного поведения с точки зрения гендерной культуры определенного общества. Привлекательным образом является для него любой образ своего пола (кроме старости). |
Эмоциональный | Ребенок с помощью наводящих вопросов взрослого, называет несколько предпочтений, отражающих его отношение и желание к взаимодействию со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола либо к предметам и видам деятельности людей разного пола. |
Поведенческий | Ребенок умеет правильно оценить ситуацию, однако действует в ней не всегда в соответствии с нравственными нормами, принятыми в обществе и в соответствии со своей гендерной принадлежностью, либо для разрешения ситуации требуется вмешательство взрослого или других детей. Выбирает тематику сюжетных игр и игрушки в соответствии со своей гендерной принадлежностью. Умеет организовать игру с детьми, берет на себя роли, вступает в ролевое взаимодействие, развивает сюжет игры, но только с детьми своего пола, игровое взаимодействие с детьми другого пола затруднено. |
Высокий уровень гендерной воспитанности выявлен у 15% детей, которые характеризуются следующими проявлениями (таблица 3).
Таблица 3 – Характеристика высокого уровня гендерной воспитанности детей 6-7 лет
Критерий | Характеристика |
Когнитивный | Ребенок самостоятельно идентифицирует свой пол, называет свои социальные роли в будущем, называет три и более различия между мальчиками и девочками. Понимает неизменность своей половой принадлежности и ее ценность. В рисунках ярко отображает большую часть внешних признаков человека, соответствующего ему пола, детали и аксессуары человека, соответствующего ему пола. Правильно распределяет положительные и отрицательные нравственные поступки детей, обосновывает свой выбор с учетом своей гендерной принадлежности. Знает нравственные нормы и правила, принятые в обществе, предлагает свой вариант поведения в различных ситуациях в соответствии со своей гендерной принадлежностью. |
Мотивационно-ценностный | Ребенок осознает ценность собственной гендерной принадлежности и гендерной принадлежности других людей, самостоятельно называет 3 и более преимущества своего и противоположного пола. Понимает нравственную ценность определенных способов поведения представителей обоих полов, в том числе и по отношению друг к другу, осознает важность такого поведения с точки зрения гендерной культуры определенного общества. Для него привлекательным образом является образ своего пола и возраста. |
Эмоциональный | Самостоятельно называет 3 и более предпочтения, отражающих его отношение и желание к взаимодействию со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола либо к предметам и видам деятельности людей разного пола. |
Поведенческий | Ребенок может правильно оценить ситуацию и действовать в ней в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, правилами поведения и в соответствии со своей гендерной принадлежностью. Умеет организовывать игру с детьми своего и противоположного пола, выбирает тематику сюжетных игр, берет на себя роли, вступает в ролевое взаимодействие с детьми, развивает сюжет игры и использует игрушки исходя из особенностей своей гендерной принадлежности. |
Таким образом, представленный комплекс диагностических методик позволяет изучить гендерную воспитанность в контексте гендерного воспитания и выявить уровень ее сформированности у детей 6-7 лет.
Список литературы:
1. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: защищена: 25.06.2008 / И.Н. Евтушенко. – Челябинск, 2008.
2. Конышева, Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.А. Конышева. – Пермь, 2006.
3. Перлова, Ю.В. Преемственность гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Ю.В. Перлова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: защищена 27.03.2014.
On the question of the study of gender education of children 6-7 years.
ANO DO «Planeta detstva «Lada»
Kindergarten №201
Education psychologist
Tolyatti (Russia).
Annotation. The article shows the relevance of gender education at the present stage, one of the major problems is the formation of gender identity, adoption by the human definitions of masculinity and femininity that exist within their culture, gender and education.
The possibility of the formation in children of pre-school age gender education Express such researchers as Y. S. Grigoriev, L. I. Gradusova, I. N. Evtushenko, Y. V. Perlova, E. A. Konysheva, etc.
After analyzing this concept in the works of modern researchers, we determined the structure of gender education, including cognitive, emotional, motivational value, and behavioral components.
These components can be considered as criteria for diagnostics. Cognitive component reflects the child's view of gender culture of a society. Affective component – the emotional attitude of the children to their own gender. Behavioral component – the behavior and interaction of the child as representative of a particular gender.
We have concretized the performance of each selected criteria, and identified the complex of diagnostic methodologies for the identification of level of formation of children gender education. The results of diagnostics of children of 6-7 years. The levels of gender education and their characteristic is given for each of the selected criteria.
Keywords. Sex, gender, gender identity, gender education, the components of gender education, the level of gender education.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей.
Влияние стереотипов родителей на ребенка.Роль папы в воспитании детей.Влияние СМИ на формирование поведения детей.Тематические консультации.Место игры девочек и мальчиков в ДОУ.Воспитание мальчиков и ...
Гиперактивные дети.Гендерное воспитание детей в условиях ДОУ.
Доклад на родительском собрании...
Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»
Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания об анатомо – физиологическ...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
Анкетирование и консультация для родителей по вопросу гендерного воспитания детей дошкольного возраста
Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом актуальна в настоящее время. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стериотипов му...
Современные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию компетентности родителей в вопросе гендерного воспитания детей
Делимся с родителями и коллегами нашими наработками в области гендерного воспитания старших дошкольников. Рассказываем о современных формах взаимодействия с семьей....