Роль логического мышления на познавательное и личностное развитие детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему
Роль логического мышления на познавательное и личностное развитие детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_vystuplenie.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль логического мышления на познавательное и личностное развитие детей дошкольного возраста
В.С. Иванова, воспитатель МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 58"
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что- то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы елочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку... И многое, многое другое.
Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.
Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Обучению дошкольников началам логического мышления отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
В нашем детском саду имеются кружки, где детям преподают этикет, ручной труд "Гномики" и логику "Умка"
Я в своей группе веду кружок "Умка", где учу детей логически мыслить. В кружке по развитию элементов логического мышления учу детей осваивать сложные отношения, существующие между понятиями разной степени обобщенности (например, растение - дерево - береза). Такое освоение возможно при помощи наглядных моделей. Это модели особого рода: наглядная форма имеет в них условно - символическое значение.
В качестве модели использую "классификационное древо", которое позволяет наглядно представить родо - видовую иерархию понятий. Этот тип модели служит опорой детям в установлении отношений между понятиями по уровню обобщенности.
Классификационное древо имеет ряд структурных особенностей: родовое понятие изображается верхней точкой, видовые понятия - точками, расположенными ниже. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими точки, обозначающие родовое и видовое понятия. Например, древо для понятий "человек" (родовое), "мужчина" и "женщина" (видовые) будет выглядеть так:
. Человек
Женщина . . Мужчина
Предлагаемые детям модели отображают более двух степеней обобщенности понятий. При этом каждое понятие выступает в качестве родового по отношению к менее общему и в качестве видового по отношению к более общему.
В процессе обучения дети переходят от моделей с двумя уровнями обобщения к моделям с тремя - четырьмя уровнями и от использования моделей, предложенных взрослым, к их самостоятельному составлению, например, модель - транспорт:
. транспорт
водный . . воздушный . наземный
катер. . лодка самолет . . вертолет поезд . . машина
Также в кружке "Умка" даю детям такие дидактические упражнения, как "Дорисуй". У каждого ребенка есть половинка тетради в клетку, где рисую любую геометрическую фигуру и предлагаю детям стать на время волшебниками и превратить эту фигуру в любой предмет (например: в домик, колобок, телевизор и т.д.)
Также учу детей собирать картинку из "разрезных картинок" (из 4 - 6 частей), знакомлю с "монгольской игрой", учу из счетных палочек складывать разные геометрические фигуры, буквы. Без внимания не остался и графический диктант. На таких дидактических упражнениях учу детей ориентироваться на листе бумаги, знать где влево, справа, вниз, вверх. К концу учебного года дети "рисуют" уже сложные фигуры.
К концу учебного года детям даю понятие об ориентировке в пространстве. На этом этапе учу детей к "чтению" и составлению планов на основе общепринятых условных обозначений с соблюдением масштаба между частями самого плана.
Работа по логическому мышлению дает существенные сдвиги в умственном, познавательном и личностном развитии детей и широкий перенос разнообразных умений в другие виды деятельности дошкольников, обогащает их игры. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Список использованной литературы:
1. Математика для дошкольников Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова.
2.Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А. Михайлова
3.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко
4. Чего на свете не бывает? Е.А. Агаевой, О.М. Дьяченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"
Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.А так же ре...
Развитие логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ - технологий.
Представленный материал показывает нужность и важность использования в современном образовании новых технологий, в данном случае ТРИЗ - технологий, для развития творческой личности ребенка, способной ...
Роль художественной литературы в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...
Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»
Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...
Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"
Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ, методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....
Развитие логического мышления как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста
Развитие мыслительной активности у детей идет через доказательства, рассуждений, поиска решений и умственного напряжения...
«Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей дошкольного возраста»
Важнейшим навыком является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – ре...