Программа по художественно─эстетическому развитию для подготовительной группы.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
В подготовительной группе при работе по художественно─эстетическому развитию мною были задействованы образцы отечественного и мирового искусства, а именно репродукции картин известных художников.
Затрагивая тему искусства, я пришла к выводу, что воспитанники стремятся к расширению кругозора, интересуются жизнью и творчеством художников, проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии отечественной и зарубежной живописи, пытаются выразить имеющиеся знания в продуктивной деятельности.
Учитывая потребности воспитанников, их интересы и стремления, а также необходимость дальнейшего творческого развития, я разработала программу по «Художественно─эстетическому» развитию для подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo.docx | 21.59 КБ |
perspektivnoe_planirovanie_1.docx | 24.44 КБ |
programma_izo.docx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа по художественно─эстетическому развитию
для подготовительной группы
Разработала:
.
Тимофеева Е. А.
МБДОУ детский сад №56 «Улыбка»
2014г.
Актуальность
К семи годам ребёнок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения и т.д, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Семилетнего ребёнка отличает активная деятельностная позиция , готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к формулировке вопросов и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, развитое воображение. В современной педагогике каждый ребёнок воспринимается педагогом и родителями как уникальная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействий с другими людьми. Поэтому проявление творчества у детей нужно стимулировать, создавая условия психологической защищённости и свободы.
Задача современного педагога состоит не только в том, чтобы помочь ребёнку сделать уверенный шаг в искусство, но и в том, чтобы научить переносить лучшие его традиции в собственную деятельность. Такими традициями становятся основные выразительные средства: цвет, форма, композиция, художественная техника. Однако, в силу сложности восприятия их дошкольниками необходимо найти связующий и переходный механизм, позволяющий адаптировать закономерности и средства выразительности искусства к дошкольникам, таким механизмом является система художественных свойств и отношений, способствующих приобщению детей дошкольного возраста к искусству, доступных их мировоззрению, соотносимых имеющимся у них эстетическим опытом, складывающимся в процессе овладения общекультурными ценностями, предшествующих поколений и передаваемые с помощью предметов материальной культуры.
Этот механизм выступает неким мостом между профессиональным искусством и детским художественным творчеством и является средством развития творческого потенциала каждого ребёнка.
Основание для составления программы по художественно─эстетическому развитию для воспитанников подготовительной группы.
В подготовительной группе при работе по художественно─эстетическому развитию мною были задействованы образцы отечественного и мирового искусства, а именно репродукции картин известных художников.
Затрагивая тему искусства, я пришла к выводу, что воспитанники стремятся к расширению кругозора, интересуются жизнью и творчеством художников, проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии отечественной и зарубежной живописи, пытаются выразить имеющиеся знания в продуктивной деятельности.
Учитывая потребности воспитанников, их интересы и стремления, а также необходимость дальнейшего творческого развития, я разработала программу по «Художественно─эстетическому» развитию для подготовительной группы.
Реализация программы рассчитана на один год. При планировании выделены следующие этапы реализации программы:
- Диагностико-прогностический этап, предполагается реализовать в сентябре.
- Деятельностный этап, связан с непосредственной работой с воспитанниками (октябрь - апрель)
- Констатирующий этап─ май.
Цель программы:
Формирование способностей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств воспитанников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, создание условий для творческого развития дошкольников в ходе овладения художественными знаниями.
Задачи программы:
- Ознакомление с произведениями изобразительного искусства, определение их ценности;
- Создание условий для экспериментирования с художественным материалом и инструментами;
- Ознакомление со средствами художественного образования выразительности;
- Расширение познавательной сферы ребёнка в процессе работы над художественно выразительным образом;
- Развитие личностных качеств ребёнка, расширение спектра эмоциональных чувств, возникающих как при восприятии произведений, так и в процессе собственного творчества;
- Формирование у воспитанников эстетического отношения к произведениям искусства,
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
- Создание условий для активности воспитанников в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
Принципы построения и реализации программы:
Общепедагогические :
- принцип систематичности и последовательности
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса
- принцип развивающего характера художественного образования
- принцип природосообразности
- принцип интереса
Специфические:
- принцип эстетизации предметно развивающей среды
- принцип культурного обогащения
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности к другим видам детской активности
- принцип интеграции
- принцип эстетического ориентира
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений
- принцип естественной радости
Формы организации педагогического процесса:
Образовательный комплекс.
Основной образовательный комплекс предполагает коллективное и групповое выполнение работ в рамках определённой темы, создание индивидуальных работ, беседы со всей группой в рамках ознакомления с произведениями искусства; экскурсии (реальные и виртуальные). Комплекс подразумевает создание условий, при которых ребёнок сможет пользоваться художественным эталоном для отображения своих впечатлений посредством выразительности образов в процессе изучения различных видов изобразительного творчества.
Дополнительный образовательный комплекс.
Предполагает коллективные и подгрупповые дидактические игры и упражнения. Комплекс подразумевает закрепление изученного материала, которое проходит в форме дидактических игр и упражнений. С их помощью дидактических игр воспитанники повторяют материал, который изучали, закрепляют определённые рисовальные движения, приёмы, техники, способы лепки.
При организации образовательного процесса я выяснила, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрирует со следующими образовательными областями:
- познание─ формирование целостной картины мира;
- социально- коммуникативное развитие─ развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
Внутри самой образовательной области интегрируют:
- художественная литература─ использование художественных произведений для развития умений понимать авторский замысел;
- музыка ─ использование музыкальных произведений для обогащения образования.
Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, виды деятельности, приёмы, методы в единую систему, реализуются на основе комплексно-тематического планирования.
Предварительный просмотр:
Месяц | Неделя | № НОД | Вид деятельности | Название НОД | Цели |
Сентябрь | Диагностика | Выявить знания воспитанников о жанрах живописи | |||
Октябрь | 1 | 1 | Экскурсия (виртуальный музей) | «Путешествие в прекрасное» | Дать понятие слова «музей», «экскурсовод». Познакомить с видами искусства. Развивать любознательность, эмоциональный отклик. |
2 | Игра экспериментирование | «Легко ли быть художником?» | Расширить кругозор детей о материалах и инструментах необходимых художнику для работы, выявить уровень владения художественными инструментами | ||
2 | 3 | Рассматривание репродукций картин по жанрам живописи | «Такая разная живопись» | Познакомить с жанрами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет и др..Развивать умения описывать картину, видеть различия между жанрами | |
4 | Конструирование | «Фантазёры» | Развивать умения из разных элементов создавать картину по заданному жанру; развивать воображение, фантазию, логическое мышление. | ||
3 | 5 | Рассматривание репродукции И.Э. Грабаря | «Натюрморт» | Расширить знания детей о жанре живописи «натюрморт». Познакомить с творчеством художника И.Э. Грабаря. Развивать память, мышление, умение видеть предметы, пространственное воображение, речь. | |
6 | Аппликация ( плетение из бумажных полос) | «Плетёная корзина для натюрморта» | Учить создавать форму как основу для будущей композиции. Совершенствовать технику аппликации: резать ножницами по прямой не доходя до края: переплетать бумажные полоски, имитируя фактуру корзинки; оформлять поделку по своему желанию | ||
4 | 7 | Лепка | «Грибное лукошко» | Учить детей по замыслу создавать композицию из грибов в лукошке. Совершенствовать технику лепки, развивать чувство формы и композиции. | |
8 | Аппликация | «Осенний натюрморт» | Совершенствовать технику вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувства формы и композиционные умения(готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной корзинки, размещать силуэты в корзинке). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов. Развивать чувство цвета, воспитывать эстетическое отношение к природе и в искусстве | ||
Ноябрь | 5 | 9 | Рассматривание картин | «Пейзаж» | Расширить знания детей о жанре живописи «пейзаж». Познакомить с творчеством И.И.Шишкина. Развивать связную речь, активизировать словарь, фантазию. |
10 | Рисование пластилином | «Осенние деревья» | Закрепить знания детей о способах рисования пластилином строении дерева. развивать мелкую моторику | ||
6 | 11 | Рассматривание картины | «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкин | Расширить знания детей о жанре живописи пейзаж. Развивать умение описывать картину, ориентироваться на картине, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности. Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными (дремучий, тёмный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, сумрачный лес, неуклюжие, забавные, играющие ,симпатичные, косолапые мишки, неловкие, неповоротливые). | |
12 | Экспериментирование | «В мире красок» | Закрепить знания детей о многообразии оттенков, которые можно получить используя основные цвета | ||
7 | 13 | Рисование техникой «монотипия» | «Кудрявые деревья» | Познакомить детей с новой техникой рисования двойных(зеркально симметричных) изображений. Учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая краски осени изобразительными средствами. Воспитывать интерес к отображению представлений в изобразительной деятельности | |
14 | Рисование | «Красота родного края» | Создать условия для отражения в работе красоты родного края. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию родного края. | ||
8 | 15 | Аппликация | «Осень в нашем городе» | Закрепить знания детей о способе работы «обрывная аппликация». Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию родного края | |
Декабрь | 16 | Работа с картинами | Натюрморт и пейзаж как жанры искусства | Закрепление знаний детей о жанрах искусства пейзаж и натюрморт, развивать умение различать это жанры | |
9 | 17 | Рисование | Рисование по выбору «пейзаж» или «натюрморт» | Закрепить знания о способах рисования жанров живописи «натюрморт» и «пейзаж»,умение составлять гармоничную цветовую композицию. Воспитывать интерес представлений в изобразительной деятельности. | |
18 | Аппликация | «Там ─ели высокие» | Учит составлять коллективную композицию из ленточных аппликаций на основе объединяющего образа. Совершенствовать аппликативную технику(умение вырезать деревья из бумаги сложенной гармошкой. Развивать композиционные умения. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве. | ||
10 | 19 | Рисование | «Зимний лес» | Учить детей создавать картину зимнего леса по замыслу Побуждать к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Формировать композиционные умения. | |
20 | Лепка | «Украшение для ёлочки» | Учить детей из слоёного теста создавать образы животных, бытовых предметов, игрушек. Развивать чувство формы, пропорций, глазомер. Воспитывать аккуратность, желание украсить интерьер групповой комнаты. | ||
11 | 21 | Аппликация | «Подарок Деду Морозу» | Учить делать аппликацию из ниток. Обогащать аппликативную технику(контурная и силуэтная аппликация). Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы. Воспитывать интерес к изобразительному исскуству. | |
Январь | 12 | 22 | Рассматривание репродукций картин анималистического жанра | «В мире животных» | Познакомить детей с анималистическим жанром, с творчеством художников работающих в этом жанре, развивать связную речь детей, воображение. |
23 | Лепка | «Моё любимое животное» | Учить детей лепить миниатюры животных. Развивать мелкую моторику, координировать работу рук и глаз. Воспитывать интерес к самостоятельному освоению новых изобразительных техник и средств художественно-образной выразительности. | ||
13 | 24 | Аппликация силуэтная | «Кто, кто в теремочке живёт?» | Учить детей создавать силуэтную аппликацию из животных. Познакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения, поддерживать личностное творческое начало. | |
25 | Рисование по мотивам литературных произведений | «Золотая рыбка» | Вызвать у детей интерес к изображению рыб доступными средствам выразительности. Развивать воображение | ||
14 | 26 | Рисование по схемам | «Такие разные животные» | Учить детей рисовать по схеме, развивать глазомер и мелкую моторику, умение работать карандашом аккуратно, умение видеть и прорисовывать мелкие детали животного. | |
27 | Рисование карандашами | «Прогулка по лесу» | Учить детей рисовать животных, опираясь на опыт. Развивать умение передавать красоту леса, воображение . | ||
Февраль | 15 | 28 | Рассматривание репродукций картин | «Портрет» | Познакомить детей с жанром живописи «портрет»,с художниками работающими в этом жанре, познакомить с техникой рисования человеческого лица. |
29 | Конструирование | «Чудо- соты» | Учить конструировать тело человека, опираясь на схемы, развивать мелкую моторику пальцев рук, учить обводить мелкие детали карандашом не сдвигая их, правильно выполнять штриховку. | ||
16 | 30 | Лепка | «Пластилиновая фантазия» | Учить детей лепить человека в миниатюре. Развивать мелкую моторику, координировать работу рук и глаз. Воспитывать интерес к самостоятельному освоению новых изобразительных техник. | |
31 | Рисование карандашом | «Учимся рисовать портрет» | Познакомить детей с правилами рисования человеческого лица, особенностями рисования глаз, носа, рта. Учить правильно, располагать их на лице. | ||
17 | 32 | Рисование карандашом | «Человек в движении» | Продолжать учить детей правильно рисовать лицо человека, показать способы рисования тела человека в движении | |
33 | Рисование | «Портрет папы» | Учить рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение человека. | ||
18 | 34 | Рисование | «Я и папа» | Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей. | |
Март | 19 | 36 | Рисование | «Мамочка любимая…» | Продолжать учить рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение любимого человека |
37 | Рисование | «Мы с мамой улыбаемся» | Продолжать учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей. | ||
20 | 38 | Рисование | «Подснежники для мамы» | Продолжать учить детей рисовать цветок опираясь на схему, учить аккуратно наносить краску, передавать форму, цветовую гамму, развивать мелкую моторику. | |
21 | 39 40 | Коллективная работа | «Весна идет, весне дорогу…» | Познакомить с техникой выполнения цветка- подснежника из гофрированной бумаги, вызвать интерес к оформлению коллективной работы. Создать условия для творческого применения освоенных умений. Развивать чувство воображение, ритма и композиции. | |
22 | 41 | Экскурсия в музей (виртуальная) | Виды декоративной росписи | Расширить знания детей о многообразии декоративной росписи, учить видеть характерные особенности каждой из них. | |
Апрель | 42 | Рассматривание репродукций по мотивам городецкой росписи | «Весёлый городец» | Познакомить детей с декоративным видом «городецкая роспись», показать разные приемы оформления фигурок, развивать чувство формы, цвета, пропорции, воспитывать аккуратность. | |
23 | 43 | Рисование по мотивам городетской росписи | «Кони - птицы» | Создать условия для рисования детьми фантазийных узоров по мотивам городетской росписи. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать интерас к культуре, вызвать желание больше узнать о народном прикладном искусстве. | |
24 | 44 | Беседа о декоративно-прикладном искусстве | Писанка | Познакомить детей с искусством миниатюры на яице (славянскими писанками).дать представления о истории возникновенияч этого вида искусства, специфики композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству. | |
45 | Рассматривание репродукций по мотивам дымковской росписи | Дымковская игрушка | Познакомить детей с декоративным видом « дымковская роспись», показать разные приемы оформления фигурок, развивать чувство формы, цвета, пропорции, воспитывать аккуратность. | ||
25 | 46 | Рисование | «Нарядный индюк» | Создать условия для рисования детьми узоров по мотивам дымковской росписи. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками- рисовать кончиком кисти. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. | |
26 | 47 | Беседа о декоративно-прикладном искусстве | Семикаракорская роспись | Познакомить детей с донским гончарным ремеслом, семикаракорской росписью. Показать разные приёмы оформления фигурок, синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Воспитывать аккуратность. | |
48 | Роспись посуды | Семикаракорская роспись | Создать условия для рисования детьми узоров по мотивам семикаракорской росписи. Совершенствовать технику рисования красками- рисовать кончиком кисти. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. | ||
27 | 49 | Знакомство с хохломской росписью. Рассматривание альбома «Русское народное творчество» | Хохлома | Познакомить детей с декоративным видом росписи «хохлома », показать разные приемы оформления поделок, развивать чувство формы, цвета, пропорции, воспитывать аккуратность. | |
50 | Роспись декоративных тарелок для украшения группы | «Чудо хохлома» | Вызвать интерес к росписи изделий. Ознакомить с принципами построения узора на круге¸который расположен по краю, в центре или по всему кругу. | ||
Май | 28 | 51 | Рисование | «День победы» | Познакомить с героическими страницами истории нашей родины, учить отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; развивать речь и обогащать словарный запас детей; развивать художественное творчество; содействовать воспитанию чувства патриотизма. |
52 | Знакомство с декоративной техниикой «гжель» . Рассматривание альбома «Русское народное творчество» | Гжель | Познакомить детей с декоративным видом росписи «гжель », показать разные приемы оформления росписи, развивать чувство формы, цвета, пропорции, воспитывать аккуратность. | ||
29 | 53 | Рисование по мотивам гжели | Праздничная посуда | учит детей рисовать посуду по мотивам «гжели». Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству. | |
54 | Рисование | «Я рисую, я творю…» | Закрепить знания детей о декоративных видах росписи. Создать условия для рисования узоров по желанию детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство формы, цвета, пропорции. | ||
30 | 55 | диагностика | Выявить знания детей о жанрах живописи и видах декоративно- прикладного искусства. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная деятельность по художественно-эстетическому образованию (Аппликация) в подготовительной группе "Башкирский ковер"
открытое занятие для подготовительной группы...
Парциальная программа по художественно-эстетическому направлению для второй младшей группы ДОУ
Программа направлена на то, чтобы помочь развить у ребенка оригинальные идеи,воображение, творчество,мелкую моторику пальцев рук,самостоятельность.Направлена на развитие детской фантазии.воображения,н...
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»
Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка» с детьми дошкольного возраста (4 -6 лет)
тематический план, краткое описание деятельности в мастерской...
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому (шитье) развитию «Лоскуток» средняя группа
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами техниче...
НОД Художественно - эстетическое познавательное развитие в подготовительной группе
Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместной деятельности конструирования из бумаги в подготовительной группе....