Методическая разработка по комплексу непосредственно образовательной деятельности на тему: «Творчество А. С. Пушкина».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Грибанова Ксения Вячеславовна

Цель проекта: приобщить детей к русской классической литературе, на примере творчества А. С. Пушкина.

Задачи проекта:

- познакомить с творчеством А. С. Пушкина;

- уточнить и закрепить знания детей о содержании сказок Пушкина;

- воспитывать интерес к творчеству Пушкина;

- развивать познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;

- создавать единое развивающее пространство, включающее детей, воспитателей и родителей;

- обогащать и развивать словарный запас детей;

Продолжительность проекта: 2 недели.

Участники: проект рассчитан на детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_pushkinu.doc82 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_a._s._pushkin.ppt635.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по комплексу непосредственно образовательной деятельности на тему: «Творчество А. С. Пушкина».

Данная разработка включает в себя 6 этапов  Н.О.Д:

1. Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»;

2. Презентация об А. С. Пушкине, и чтение «Сказка о Золотом Петушке»;

3. «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях»;

4. «Сказка о Попе и работнике его Балде»;

5. Викторина по сказкам Пушкина.

Цель проекта: приобщить детей к русской классической литературе, на примере творчества А. С. Пушкина.

Задачи проекта:

- познакомить с творчеством А. С. Пушкина;

- уточнить и закрепить знания детей о содержании сказок Пушкина;

- воспитывать интерес к творчеству Пушкина;

- развивать познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;

- создавать единое развивающее пространство, включающее детей, воспитателей и родителей;

- обогащать и развивать словарный запас детей;

Продолжительность проекта: 2 недели.

Участники: проект рассчитан на детей подготовительной группы.

Этапы Н. О. Д:

  1. Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель: сформировать интерес к сказкам Пушкина.

Задачи: - познакомить с содержанием сказки «сказка о рыбаке и рыбке»;

- обогащать и развивать словарный запас детей;

- вызвать эмоциональный отклик в желании создать персонажа по просмотренному мультфильму;

- закреплять навыки работы с пластилином.

Ход Н. О. Д:

Детям предлагается просмотреть мультфильм, который называется «Сказка о Рыбаке и рыбке».

Физминутка

В темном лесу есть избушка,

В темном лесу есть избушка (Дети шагают).

Стоит задом наперед (Дети поворачиваются).

В той избушке есть старушка (Грозят пальцем).

Бабушка Яга живет (Грозят пальцем другой руки).

Нос крючком, (Показывают пальчиком)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (Шаг на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Воспитатель: Мы с вами посмотрели мультик, про одну из сказок Пушкина, как он назывался? Да, верно, «Сказка о рыбаке и рыбке». А теперь ответьте на мои вопросы и я узнаю, как хорошо вы смотрели мультик:

-Сколько раз старик из сказки о рыбаке и рыбке закидывал невод в море? (3 раза)

-О чём просила старика рыбка? (отпустить её в море)

-Какими словами бранила старуха старика? («Дурачина ты, простофиля»)

- Сколько лет жили старик со старухой? (ровно 30 лет и 3 года)

- Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка)

- Какой была старуха в сказке(жадной)

- Что старуха требовала просить старика у золотой рыбки (новое корыто, столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морской)?

- Сколько раз золотая рыбка исполняла желания (3)?

- Молодцы. Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности.

- Мы с вами сегодня познакомились с творчеством А. С. Пушкина, и теперь я прелагаю вам слепить какого-либо героя из сказки про золотую рыбку.

В конце занятия все работы выставляются и рассматриваются детьми и воспитателем совместно.

Работа с родителями: прочитать сказку.

2.  Презентация об А. С. Пушкине, и чтение «Сказка о Золотом Петушке».

Цель: познакомить детей с поэтом А. С. Пушкином.

Задачи: - познакомить с содержание сказки «Сказка о Золотом Петушке»;

- Учить рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности, используя разные технические средства, разные способы рисования линий, закрашивания рисунка;

- воспитывать умение слушать произведения русских классиков.

Материал: - портрет А. С. Пушкина;

- презентация в Power Point.

Ход Н.О.Д:

Воспитатель:

Вот и сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти.

Это присказка, не сказка,

Сказка будет впереди.

- Дети, может кто-нибудь знает, чей портрет сегодня в нашей литературной гостиной(ответы детей)

- Правильно, это А. С. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Все его знают, его книги очень любят читать и взрослые, и дети.

- Ребята я хочу сегодня познакомить вас с величайшим, самым сказочным поэтом России – это А. С. Пушкин. Давайте посмотрим и послушаем немного об этом поэте (1 слайд).

Воспитатель: Более 200 лет назад 6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России (2 слайд)

Когда А. С. Пушкин был маленький – его звали Сашенькой. По вечерам этот кудрявый малыш в длинной, до пят, рубашонке ложился в кроватку, сворачивался калачиком, и замирал, с восторгом вслушиваясь в старческий голос, говорящий складные, напевные таинственные слова. (3 слайд) Мерцал красный огонь свечи. В полутьме мальчик всматривался в родное лицо своей няни - Арины Родионовны.

Отец поэта(4 слайд) - Сергей Львович Пушкин был потомок знатного рода. Любил литературу, был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал большую библиотеку.

Надежда Осиповна Пушкина (5 слайд) – мать поэта. Была образована, остроумна, хороша собой, любила развлечения и блистала на балах.

Бабушка поэта и крепостная няня Арина Родионовна Матвеева стали настоящими воспитательницами и самыми близкими его сердцу людьми.

Про бабушку Марию Александровну (6 слайд),  мать Н. О. Пушкиной, говорили, что она любила вспоминать старину, и от нее Пушкин наслышался семейных приданий, коими так дорожил в последствии. Арина Родионовна (7 слайд) первая познакомила Пушкина с русскими сказками. Она была простой русской женщиной, мастерицей народной речи, знаток русских былин и пословиц. Многие рассказы он записывал, а потом использовал в своих сказках (8 слайд).

Физминутка

В темном лесу есть избушка,

В темном лесу есть избушка (Дети шагают).

Стоит задом наперед (Дети поворачиваются).

В той избушке есть старушка (Грозят пальцем).

Бабушка Яга живет (Грозят пальцем другой руки).

Нос крючком, (Показывают пальчиком)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

А теперь, давайте с вами познакомимся еще с одной сказкой Пушкина: «Сказка о золотом Петушке».

Чтение сказки.

Физминутка.

Воспитатель: - Вот вы прослушали сказку, а теперь ответьте на мои вопросы:

- Как звали царя?

- Что пообещал сделать царь за петушка?

- Сколько сыновей было у царя?

- Как звали девицу?

- Вот молодцы, а теперь давайте нарисуем иллюстрацию к сказке о золотом Петушке.

В конце занятия все иллюстрации развешиваются и дети рассматривают, что за сюжеты на них изображены.

Работа с родителями: посмотреть мультик «Сказка о Золотом Петушке».

3. «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях».

Цель: познакомить детей со сказкой «О Мертвой Царевне и семи богатырях».

Задачи: - привить интерес к сказкам Пушкина;

- развитие творческих способностей;

- Упражнять в объемном моделировании, в совместном конструировании;

- формировать умение работать в команде.

Ход Н. О. Д:

 - Здравствуйте, дети! Сегодня я хочу познакомить вас с еще одной сказкой Пушкина, которая называется «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях».

Далее воспитатель показывает детям мультик про «Мертвую царевну и семь богатырей».

Физминутка:

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Вопросы по мультику:

-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

- Назовите имя её жениха? (Елисей)

-Как звали сенную девушку царицы? (Чернавка)

-Что приказала царица Чернавке?

- Куда попала царевна, блуждая в лесу?

-Кто принёс царевне ядовитое яблоко? 

-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?

- Кто помогал Елисею искать царевну? (солнышко, месяц, ветер)

- Расскажите, где и как ожила царевна?

Воспитатель: - Молодцы ребята, внимательно смотрели мультик, ответили на мои вопросы, а теперь давайте построим для Царевны и Елисея «Сказочный замок».

Воспитатель делит детей на несколько групп, и каждая из которых, строит свой «сказочный замок». Построив замок, дети придумывают для него название, воспитатель их фиксирует, фотографирует замки, и в дальнейшем устраивает выставку.

Работа с родителями: прочитать сказку.

4. «Сказка о Попе и работнике его Балде».

Цель: познакомить детей с содержанием сказки.

Задачи: - продолжать воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина;

- учить рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности, используя разные технические средства;

- развивать умение слушать произведения русских классиков.

Ход Н. О. Д:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

Воспитатель: - это, ребята присказка из произведения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Присказка – это то, что "при сказке", она призвана привлечь внимание читателя, подготовить его к основному сюжету, а порой - просто развеселить. Присказка может быть в любой части сказки, но чаще она встречается в начале и в конце.

Давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Я читаю вам присказку, а вы называете сказку, откуда эта присказка:

-«Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь  обмочил» (Золотой петушок»);

-«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок» («сказка о Мертвой царевне»);

- «Жил старик со своею старухой

У самого синего моря» («сказка о Рыбаке и рыбке»);

- «В тридевятом царстве, в

тридесятом государстве, жил –

был славный царь Дадон» (Золотой петушок»);

- «Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

 И царица у окна села ждать его одна» («»сказка о мертвой царевне»).

- «Жил-был поп,
Толоконный лоб»?

- Не знаете? Правильно, эту сказку мы еще не читали, вот послушайте, называется она: «Сказка о попе и работнике его Балде».

Воспитатель читает сказку.

Физминутка

В темном лесу есть избушка,

В темном лесу есть избушка (Дети шагают).

Стоит задом наперед (Дети поворачиваются).

В той избушке есть старушка (Грозят пальцем).

Бабушка Яга живет (Грозят пальцем другой руки).

Нос крючком, (Показывают пальчиком)

Глаза большие, (Показывают)

Словно угольки горят. (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Вопросы после прочтения сказки:

-Как звали человека, которого встретил поп на базаре?

-Какой работник нужен был попу (Повар, конюх и плотник)?

-Какой способ оплаты предложил Балда попу (три щелчка по лбу)?

-Что предложила сделать попадья, чтобы не платить Балде (Дать невыполнимую работу)?

-Что должны были платить попу черти по самой смерти (оброк)?

-Каких животных привлекал Балда, чтобы перехитрить чертей (заяц, лошадь)?

-Что случилось с попом в конце сказки (вышибло ум)?

- Молодцы, ребята, опять вы меня порадовали, хорошо слушали сказку, а теперь давайте нарисуем эпизод из этой сказки, можете выбрать любой, который вам запомнился или приглянулся больше всего.

Дети рисуют свои работы, по завершению, работы развешиваются и рассматриваются всеми вместе.

Работа с родителями: посмотреть мультик «Сказка о Попе и работнике его Балде».

5. Викторина по сказкам Пушкина.

Цель: закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина.

Задачи: - формировать дружеские отношения между детьми;

- формировать умения работать в команде;

- учить правильно и полностью отвечать на заданные вопросы;

Ход Н. О. Д:

- Здравствуйте ребята! Для того, что бы понять, на какую тему мы с вами сегодня поговорим, давайте отгадаем кроссворд, вопросы для кроссворда, в загадках:

1) Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит (Петух);

2) Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке (Удочка);

3) Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень (Шоссе);

4)Верещунья белобока,
А зовут ее ... (сорока);

5) Хоть сама - и снег и лед,
А уходит - слезы льет (Зима);

6) Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела! (Чайник)»

Итоговое слово получилось: Пушкин.

- Да, сегодня мы вспомним все изученные с вами сказки Пушкина, а точнее поиграем в викторину и выясним, кто же из вас лучше знает сказки Пушкина.

Сейчас мы разделимся на 4 команды и узнаем, кто выиграет, за правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце мы их подсчитаем (выигравшая команда получает символические призы, например наклейки, и все дети получают по конфетке).

Задания –игры:

1. Ваше первое задание – это придумать название команде и выбрать капитана.

2. Каждой команде выдается конверт с пазлом, задача: собрать пазл, отгадать сказку и  вспомнить главных героев.

3. Отгадай сказку по картинкам (воспитатель показывает набор картинок, не связанных со сказками Пушкина, например какой-то рыбак, деревенская изба и так далее):

1) рыбак, море, изба, дворец;

2) Шамаханская царица, войско, петух;

3) зеркало, яблоко, собачка, богатыри;

4) черти, лоб, заяц.

4. Игра «Третий лишний».

- Мачеха, яблоко, колобок (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях);

- Поп, кот Леопольд, Балда (Сказка о попе и работнике его Балде);

- старуха, золотая рыбка, журавль (Сказка о рыбаке и рыбке);

- Петушок, Буратино, царь (Сказка о золотом Петушке);

с усложнением:

- семь богатырей, яблоко, золотая рыбка, собака, царевна (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях);

- Балда, Золотой петушок, черти (Сказка о попе и работнике его Балде);

- Царь, старик, невод, старуха, столбовая дворянка (Сказка о рыбаке и рыбке);

- Шамаханская царица, мудрец, королевич Елисей, царь (Сказка о золотом Петушке).

5. Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам, поупражняться в подборе рифм к словам.

Поп – лоб, хлоп, топ.

Белка – стрелка, тарелка, грелка.

Петушок – гребешок, посошок

Царица – девица, косица, больница.

Чертёнок - ребёнок, телёнок

Невод – привод.

6. Загадки:

- Дочка царская живет

У семи богатырей.

А кого царевна ждет?

Вспоминайте поскорей!

Ответ: Елисея

- У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.

Ответ: Зеркальце

- Сказка – ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье.

Ответ: Корыто

- Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

Ответ: Невод

- Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

Ответ: Петушок

- Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

Ответ: Рыбка

- Увенчалась сказка пиром.

Угощали медом, пивом.

В рот ни капли не попало,

Все по ним лишь и стекало.

Ответ: Усы

7. Отгадай сказку по отрывку:

1) «Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

2) «Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно».

«Сказка о золотом петушке».

3) «На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

«Сказка о рыбаке и рыбке»

4) «Жил-был поп, толоконный лоб».

«Сказка о попе и его работнике Балде».

8. Игра «Что в мешочке?» (задание для капитанов)

Нужно достать из мешка вещь и отгадать из какой она сказки:

зеркальце, рыбка, петушок, заяц.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Сергей Львович Пушкин (отец А. С. Пушкина)

Слайд 7

Арина Родио-новна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Методическая разработка. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Тема: «Лепка по представлению «Морские звёзды»

Вызвать интерес к лепке морских звёзд по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Создать условия для творческого применения освоенных способов и приёмов лепки....

Методическая разработка Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как хорошо иметь свой дом» (интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога)

Данное интегрированное  занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающ...