Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Затейники» Тема: «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Митченкова Татьяна Анатольевна

Конспект интегрированного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_zateyniki.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Затейники»

Тема: «Жаворонки прилетайте, весну

красную встречайте».

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- Образовательные задачи: 

Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, русские народные игры. Продолжать учить разгадывать загадки о весне. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Обобщать знания о перелетных птицах. Ознакомить детей с очередным видом обрядной игрушки «жаворонки», история его происхождения, продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла.  

Воспитывать интерес к народной культуре.

- Развивающие задачи: 

Развитие интонационной выразительности речи, правильного дыхания, силы голоса.

Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Научить мастерить птичку из ткани способом перемычной набивки.

Формировать трудовые навыки:  складывание матерчатого квадрата по диагонали, набивка, плотное завязывание нитки. Развивать тактильное восприятие,  ловкость, аккуратность, терпение, координацию в системе «глаз – рука». Развивать мелкую моторику рук и кистей.

- Воспитательные задачи: 

Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Воспитывать самостоятельность. Желание доводить начатое дело до логического завершения. Испытывать чувство удовлетворения от использованных знаний, радоваться результатам. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.

Интеграция образовательных областей:

- Речевое развитие: Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна»,  «обряд».

- Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать интерес к народной культуре. Знакомить детей с русской народной игрой, старорусским обычаям – водить хоровод, изготавливать обереги. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла.

- Познавательное развитие: Расширять представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать представление о чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.

-Художественно-эстетитческое развитие: 

      Научить мастерить птичку из ткани способом перемычной набивки.

     Формировать трудовые навыки, навыки ручного труда и конструирования. Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту окружающего мира.

Ход занятия: Звучит народная музыка, дети входят в избу.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребятушки: встаньте в круг, подайте друг другу руки ,

и послушайте:

весна на пороге, она нас всех собрала и слова такие сказала.

«Здравствуй, Солнце,

Здравствуй, Земля,

Здравствуйте все мои друзья»

(дети повторяют за воспитателем с разными интонациями).

Воспитатель: 

«Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо».

«Посидим рядком, да поговорим ладком!».

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее должны отгадать:

«Шагает красавица,

легко земли касается,

идет на поле, на реку,

и по цветку и по снежку?»

(весна)

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, это весна!

Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа.

А скажите мне дети, когда мы первый раз встречали весну?

Дети: На масленицу.

Воспитатель: А давайте вспомним, какие вы знаете приметы весны?

Дети: День стал длиннее, солнце стало теплее, поднимается выше, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из теплых стран (краев).

Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. А чтобы весна-красна пришла скорее, ее зазывали песнями-веснянками, закличками.

Давайте разучим веселую закличку и позовем весну:

«Весна, весна-красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями, ливнями,

С хлебами обильными».

Воспитатель: Чтобы приблизить тепло и весну, давным-давно на Руси люди придумали обряд, что обозначает слово «обряд»?

Это действие в честь праздника. Это то что делают люди в честь праздника: как танцуют, что поют, в какие игры играют, с чем играют, что готовят.

Воспитатель: Ребята, а какие большие праздники имеют свой обряд?

Дети: Рождественские колядки; на масленицу делают чучело масленицы, поют песни, водят хороводы, пекут блины; осенью проводят ярмарку; на пасху красят яйца, пекут куличи; закликают весну, жаворонков.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А знаете ли вы, что 22 марта в народе считается днем прилета перелетных птиц? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран. Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?

Дети: Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки….

Воспитатель: А как мы назовем их одним словом?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А наши перелетные птицы-сказочные, поиграем с ними.

Упражнение с мелкими пластиковыми птичками-мелкая моторика, логоритмика.

Воспитатель: Молодцы. Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц, прилетающая к нам, это жаворонок. Так давайте позовем жаворонков.

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Воспитатель: Молодцы, хорошо позвали. И вот ранним утром донесется трель

«-чри-чри-и-и». Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют их певцами весны. Послушайте голос жаворонка. (запись)

Воспитатель: Какой голос?

Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, напевный.

Воспитатель: Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом.

Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев

перелётные птицы.

 считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну.

В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольётся,
Когда лес зазелениться,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.

Проходите на лавочки и я продолжу свои рассказ о народном празднике. Ребята, помните мы с вами  говорили, что на Масленицу пекут блины; на Рождество, пироги, крендельки; на Пасху, куличи? Так вот вся эта праздничная выпечка называется «обрядная выпечка».

Воспитатель: Так вот 22 марта все хозяйки вместе со своими детьми выпекали вкусные, ароматные булочки особой формы, похожие на птичек – жаворонков. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Дети надевали румяных жаворонков на длинные палочки и бегали с ними, зазывали в гости настоящих птиц, а еще птичек выкладывали в кружок, плясали вокруг них и пели песни – веснянки, водили хороводы.

Воспитатель: А, ещё, мои дорогие, делали «жаворонков» из бумаги, соломы и  лоскутков.

 (Показ «жаворонков» из ткани)

Давайте, вместе, попробуем ,как в давние времена сделать таких птиц-птушек?

                     Показ и изготовление «жаворонков» из ткани.

                     Фоном музыка П.И.Чайковского «Жаворонок»

                     Музыка из «Детского альбома» «Жаворонок»

Воспитатель: Готовы ваши жаворонки? Вот, какие славные получились «жаворонки- пташки»

Тогда взлетает и поем «-чри-чрии-и-и»

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И поет, поет, поет!

Дети встают в хоровод в руках с птицами и танцуют под народную музыку.

Воспитатель: Понравилось ли  вам ребята, сегодняшнее занятие? Что запомнилось?

Дети делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Полет на Луну»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Полет на Луну» ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Метал и его свойства».

занятие разработано для подготовительной группы. Оно эксперементального хорактера, и поэтому для ребят было очень интересным....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по теме "Питание и здоровье"

На занятии речь идет о полезных для здоровья продуктах, о соблюдении санитарно-гигиенических правил....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "У лукоморья дуб зелёный "

Интеграция образовательных областей "Коммуникация"(чтение художественной литературы) и "Художественное творчество"(лепка) в конспекте непосредственно- образовательной деятельности детей 6-7 лет на т...